Вопросы вокальной педагогики - Выпуск 7

ПРОФОТБОР ВОКАЛИСТОВ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ

Пособия по вокалу

Сборники статей по вокалу
 

 

Прогнозирование как задача профотбора

 

Едва ли не основная задача профотбора, столь же трудная, сколь и важная, состоит в оценке перспективности абитуриента как будущего певца. Нередко абитуриент, продемонстрировавший скромные вокальные данные на прослушивании, оказывается весьма способным к совершенствованию и в процессе обучения идет более быстрыми темпами, чем другие, оставляя позади тех, кто блистал на экзамене. В то же время удачно показавший себя может оказаться неспособным развить необходимые темпы: совершенствования и приходит к финишу — выпускным экзаменам— в числе далеко не лучших, а нередко (нечего греха таить) и профнепригодным.

Разумеется, подобный финал определяется многими причинами, среди которых вокально-педагогическое мастерство учителя и необходимый психологический контакт с учеником являются наипервейшими. На эту причину достаточно часто указывается при подобного рода неудачах. Но нам хотелось бы подчеркнуть и другую, не менее важную причину — природные данные ученика и способность его к самосовершенствованию. Таким образом, речь идет об особых психофизиологических свойствах учащегося как индивида, предрасполагающих: его к профессиональной певческой деятельности.
Как же определить и распознать эти свойства и даже их слабые зачатки в молодом, неопытном и испуганном абитуриенте, стоящем перед приемной комиссией на сцене всего лишь несколько минут?
Эта задач сложна не только для вокалистов. На недавно прошедшем в Москве (27—29 декабря 1982 года) симпозиуме, организованном Комиссией комплексного изучения художественного творчества Научного совета по истории мировой культуры Академии наук СССР, объединившем представителей искусства и науки, целое заседание («круглый стол») было посвящено критериям профотбора лиц художественных профессий. Нерешенность этой проблемы, огромные трудности и большая вероятность ошибок подчеркивались авторитетными специалистами — актерами, художниками, музыкантами, режиссерами, искусствоведами, психологами, физиологами.
Народный артист СССР, кинорежиссер С. А. Герасимов, также указав на нереальность безошибочного профотбора будущих актеров на приемных экзаменах, предложил ввести предварительное условное зачисление абитуриентов в театральные вузы на период до одного года с целью более детальной проверки способностей каждого из них. Таким образом, речь идет о своего рода пролонгировании приемных экзаменов на срок достаточный, чтобы выявить не только изначальные способности каждого из кандидатов в профессиональные актеры, но в определенной мере — и способности их к обучению и самосовершенствованию. Предложение это заслуживает самого серьезного внимания — как, по-видимому, естественный и надежный способ выявления талантов. Вместе с тем увеличение «испытательного срока» на столь большой период и вытекающая отсюда дороговизна метода не позволяют считать его повсеместно приемлемым, а проблему — полностью решенной) Поэтому задача по-прежнему заключается в том, чтобы так усовершенствовать методы профотбора, чтобы в короткий период приемных экзаменов принять наиболее правильное решение о перспективности абитуриента к обучению профессиональной (вокальной) деятельности.

Свое решение о том или ином абитуриенте члены комиссии выносят на основании личных впечатлений о его голосе, внешнем виде, музыкальности, исполнительских способностях и т. п., то ^есть на основании субъективных оценок. Надо ли говорить, что мнения специалистов нередко расходятся ввиду совершенно очевидных различий среди членов комиссий в художественных вкусах, опыте, приверженности к той или иной вокально-исполнительской и технической манере пения и т. п. Кроме того, «за кадром» неизбежно остается ряд важнейших психофизиологических особенностей личности абитуриента и свойств его голоса, определяющих в конечном итоге перспективы его профессиональной деятельности и потенциальные возможности достижения совершенства: тип нервной системы (сильный, слабый, уравновешенный, подвижный, мыслительный, художественный и т. п.), эмоциональная восприимчивость (эмпатия) как необходимый залог развития эмоционально-художественной выразительности пения, физиологическая рациональность механизмов образования голоса («цена голосовой продукции») как залог развития профессиональной выносливости голосового аппарата и т. д. и т. п.
Вполне естественно, что для оценки указанных свойств традиционного прослушивания, даже с учетом осмотра врачом-фониатором, совершенно недостаточно и необходимо применение специальных методов, которые в значительной мере разработаны современной наукой и которые, к сожалению, пока не применяются при профотборе вокалистов. Речь идет, естественно, не о замене традиционных методов какими-то новыми (за компетентной комиссией опытных специалистов всегда останется решающее слово!), а о разработке дополнительных методов, позволяющих приемным или конкурсным комиссиям принимать более обоснованное решение, особенно в наиболее трудной части — прогнозировании перспективности профессионального развития вокалиста.

 

 

Настоящая работа и посвящена экспериментально-теоретическому обоснованию объективных методов профотбора вокалистов на основании достижений науки о певческом голосе.
Как известно, для профессиональной вокальной деятельности необходимо не одно какое-то ярко выраженное свойство, а комплекс этих свойств (голос, музыкальность, внешность, артистичность, эмоциональность и т. п.). Это обстоятельство диктует разработку соответствующего комплекса объективных критериев профотбора. Первостепенное значение в этом комплексе, естественно, принадлежит голосу певца и его способности «выражать жизнь духа человеческого», как удачно подчеркнул это важнейшее свойство певца-исполнителя народный артист СССР Б. А. Покровский в одном из своих выступлений по телевидению. Рассмотрим прежде всего объективные признаки профессиональной пригодности певческого голоса (акустические критерии), техники пения (физиологические критерии) и эмоциональные свойства певца и его голоса (психофизиологические критерии).
Несмотря на то, что об объективных критериях совершенства певческого голоса мы неоднократно писали1, проблема их применения в профотборе нуждается в специальном рассмотрении. Требуется не только установить, что тот или иной объективный показатель достаточно надежно указывает на совершенство или несовершенство певческой функции, но (это особенно важно!) выяснить, может ли этот показатель свидетельствовать о перспективности профессионального развития певца. Наконец, встает немаловажный вопрос о методике измерения этих показателей. Процедура эта должна быть достаточно простой, по возможности непродолжительной, неутомительной для певца, не нарушающей естественный процесс его голосообразования. Это упирается в разработку специальных аппаратов и методических процедур, удовлетворяющих указанным требованиям.

Наилучшим образом получение объективных показателей каждого из экзаменующихся может быть осуществлено в условиях специализированной лаборатории, оборудованной соответствующей аппаратурой. Мы неоднократно обосновывали необходимость создания подобных лабораторий при каждой консерватории, что» при современных уровнях и темпах развития науки и техники представляется совершенно реальной задачей, не требующей каких-либо особых материальных затрат.
Сложнее обстоит дело с кадрами специалистов, способных достаточно квалифицированно проводить работу по получению соответствующих объективных показателей вокальных способностей певцов. В нашей стране должна быть организована подготовка такого рода специалистов, и в первую очередь из числа молодых вокалистов, предрасположенных к научно-методической и исследовательской работе. Давно назрело время для создания Научно-методического центра2 по изучению вокального творчества, одной из основных задач которого и должна явиться подготовка таких кадров и повышение уровня вокально-методической и педагогической работы на основе использования достижений науки.

Не следует, однако, думать, что овладение техникой объективной оценки вокальных возможностей — задача непостижимо сложная и недоступная для неспециалистов; предлагаемые методы достаточно просты, чтобы ими мог овладеть любой вокалист (может быть, с помощью инженера), пройдя для этого специализированные курсы усовершенствования, которые опять-таки должны быть организованы при том же самом Научно-методическом центре, обосновании которого речь идет в течение целого ряда лет.
После этих предварительных замечаний перейдем к рассмотрению возможности применения научно-технических методов оценки вокальных способностей певцов для целей профотбора.

Вопросы вокальной педагогики - Выпуск 7