Вопросы вокальной педагогики - Выпуск 7

ПРОФОТБОР ВОКАЛИСТОВ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ

Пособия по вокалу



Сборники статей по вокалу
 

 

Активность певческих резонаторов, ее значение и измерение

 

 

Резонатор — прежде всего усилитель звука. Обычно говорят, что резонаторы певца служат для формирования гласных. Это важная, но далеко не единственная их роль. Резонаторы голосового тракта певца не только преобразуют спектр голосового источника (складки), но могут значительно усилить звук в целом.

Простой опыт позволяет убедиться, что слабый звук камертона во много раз усиливается, если к нему приставить резонатор, например упереть ножкой на деку рояля. Специальным подбором резонатора для данного камертона можно достичь весьма боль-» шого усиления звука. При этом никакого нарушения закона сохранения энергии не происходит. Известно, что любое колеблющееся тело не целиком превращает свою колебательную энергию в звук: часть ее неизбежно тратится на преодоление трения, переходит в тепло и т. п. Участие резонатора проявляется в том, что большая часть колебательной энергии вибратора переходит в звук. Таким образом, резонатор увеличивает КПД источника звука, то есть его полезную звуковую отдачу. Это означает, что резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии.

Это важнейшее теоретическое положение имеет большое значение для практики пения, поскольку голосовой аппарат певца, как акустический прибор, подчиняется всем законам акустики (разумеется, так же как и законам психофизиологии).
Продемонстрируем это ценное для нас свойство резонатора любопытным опытом, который может проделать каждый. В качестве источника звука возьмем электрокамертон (можно наушник от телефона), колебания которого будем поддерживать силой тока, поступающего от генератора электрических колебаний (например, типа ГЗ—33). Резонатором может служить стеклянный цилиндр типа мензуры (диаметром около 5 см, длиной не менее 30 см). Постепенно заполняя его водой, поднимем ее уровень настолько, чтобы возникло максимальное резонирование звука электрокамертона— результат наилучшей настройки резонатора (резонатором здесь будет объем воздуха в цилиндре от поверхности воды до его краев). Если в отсутствие резонатора сила звука электрокамертона в наших опытах составляла 65 дБ, то под влиянием резонатора она увеличилась до 90 дБ, то есть на 25 дБ! Добавка весьма существенная, ибо это соответствует переходу от рр к ff. При этом электрокамертон потребляет практически столько же электрической энергии, сколько и без резонатора. В этом мы убеждаемся благодаря контрольному прибору, включенному в цепь электрокамертона.

Далее приступим к самой интересной части опыта: убрав резонатор, попытаемся достичь такой же силы звука, какую давал резонатор (90 дБ) путем одного лишь увеличения энергии электрического тока, подводимого к электрокамертону от звукогенератора. В результате в нашем опыте обмотка электрокамертона перегорела, но уровень силы звука, имевший место при участии резонатора (то есть 90 дБ), так и не был достигнут!
В связи с этим невольно возникает вопрос: не так ли «перегорают» голосовые складки певца, когда он пытается достичь максимальной силы звука только лишь путем максимального мышечного напряжения голосового аппарата? По-видимому, так. Умелое использование законов резонанса избавляет певца от этой трагедии, позволяет достичь огромной силы звука до 120—130 дБ (!), абсолютно не достижимой иными средствами, поразительной неутомимости и сверх этого — обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту тембра певческого голоса.
«У нас в пении нет никаких секретов и никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса, — говорил выдающийся итальянский вокальный педагог Э. Барра. — Поэтому резонаторную» настройку, верный механизм голосообразования, нельзя терять ни при каких ситуациях. Потеряв. резонанс, перестанешь быть певцом. резонанс обеспечивает яркость, полетность голоса, его неутомимость и долговечность»31.
Барра известен как авторитетнейший педагог, воспитавший многих высокопрофессиональных певцов для Большой оперы, долгие годы работавший в Центре усовершенствования певцов при Ла Скала, где проходили стажировку и советские вокалисты, а также вокальные педагоги. Любопытно, что почти в каждом из пояснений Барра к его девятнадцати вокальным упражнениям для певцов, записанных Б. М. Лушиным, встречается термин резонанс (резонирование, резонация и т. п.).
Э. Барра, конечно, не единственный из педагогов, кто понимал значение резонанса и умел обращать его на пользу певцу. Этим методом пользовались и пользуются лучшие певцы и педагоги (как наши отечественные, так и зарубежные). К сожалению, теоретические основы резонанса в пении, равно как и практические методы применения этой теории в вокальной педагогике, разработаны недостаточно, далеко не пропорционально той огромной роли, которую играет резонанс в пении.
Активность резонаторов, как это показал еще Гельмгольц, проявляется не только в усилении звука, но и в усилении вибрации (дрожание) их стенок под влиянием резонанса. Эту вибрацию мы воспринимаем в виде характерных ощущений грудного или головного резонирования звука при пении32. Активность певческих резонаторов мы изучали при помощи специальных вибродатчиков, позволяющих измерить интенсивность их вибрации. Исследования показали, что вибрация резонаторов у хороших певцов выражена сильнее, чем у плохих или невокалистов, даже при одной и той же силе звука.
На таблице 4 представлены результаты измерения вибрации грудного резонатора (датчик прикладывается на середине грудины) у квалифицированных певцов (эту группу составили профессионалы и студенты консерватории) и неквалифицированных (певцовлюбителей и невокалистов). Интенсивность вибрации (В) и сила звука (Ф) регистрировались в условных единицах — миллиметрах отклонения перьев самописца — измерителя эффективного напряжения на выходе усилителей датчика вибрации и микрофона.
Во время звучания голоса его сила и вибрация резонаторов могут усиливаться или ослабляться. Эти показатели в таблице 4 приведены в виде скорости изменения вибрации (АВ/Т) и силы звука (АФ/Т) в единицу времени (секунду).
Средние значения для 19 певцов таковы: при силе звука 26,0 вибрация составила у них 44,9 условных единиц. Для группы плохих певцов и невокалистов (7 человек) вибрация — всего 12,7 при силе звука 17,0 единиц. Таким образом, у хороших певцов вибрация почти в 4 раза больше, чем у неквалифицированных. При этом важно, что вибрация резонатора у певцов нередко значительно сильнее, чем в непрофессионалов, даже при сравнительно одинаковой силе звука. Так, у певца № 7 вибрация В = 45, а у непрофессионала № 26 вибрация — всего 7 единиц при одинаковой для обоих силе звука Ф = 33 условных единиц. При этом скорость изменения вибрации во время пения у певцов всегда положительна, то есть интенсивность вибрации нарастает (показатель АВ/Т со знаком +), а у непрофессионалов в процессе пения вибрация уменьшается (АВ/Т со знаком —).

Как изменяется вибрация грудного резонатора при изменении техники пения у одного и того же певца, например при переходе от пения на хорошей певческой опоре к пению без опоры? Для решения этой интересной задачи мы просили 5 опытных профессиональных певцов пропеть звук несколько раз на опоре и без опоры. Результаты, представленные в таблице 5, показывают, что вибрация грудного резонатора, сильно выраженная при пении на хорошей опоре (в среднем В=35), у всех певцов резко уменьшается (в среднем более чем в три раза) при пении без опоры (В = 11). Сила звука при этом изменялась примерно в полтора раза. Зато качество звука меняется столь же резко, как и вибрация: звонкий, сочный, богатый обертонами звук при пении на опоре превращается в тяжелый, тусклый при пении без опоры.
Таким образом, пение хороших певцов без опоры, то есть без надлежащей певческой техники, как по характеру звука, так и по вибрации резонаторов уподобляется пению плохих певцов и речевому способу фонации. Совершенно очевидно, что при пении на хорошей опоре певец значительно активизирует работу резонаторов (в частности, грудного), что и отражается в сильной вибрации, а без опоры активность резонаторов падает33.
Р. Юссон выдвинул понятие импеданса как необходимою условия для достижения высокой профессиональной техники пения34. Известно, что импеданс как полное акустическое сопротивление голосового тракта определяется главным образом реактивной составляющей, то есть акустической реакцией полостей-резонаторов, окружающих вибратор (верхних и нижних резонаторов). Об этом, в частности, пишет Е. А. Рудаков в предисловии к русскому переводу книги Юссона «Певческий голос». Есть основание полагать, что высокая активность резонаторов, создающая большой импеданс, ставит голосовые складки певца в режим максимального благоприятствования (щадящий режим колебаний) и способствует превращению большей части их колебательной энергии в звуковую, то есть повышает КПД голосового аппарата певца.

Имея в виду все вышеизложенное, мы считаем степень активности певческих резонаторов весьма важным показателем вокально-технического совершенства певца.
Поскольку активность резонаторов проявляется в их вибрации и соответствующих ощущениях поющего, оценку степени активности резонаторной системы можно производить на основании выяснения тех доминирующих у певца ощущений, которыми он руководствуется при пении. Результаты такого любопытного пути были недавно представлены В. И. Сафоновой35. Анализируя ощущения хористов, автор обнаружила, что у лучших певиц вибрационные ощущения хорошо выражены, у худших они отсутствуют. На основании этого она делает вывод, что «вибрационные ощущения могут служить одним из сигналов качества работы голосового аппарата» (с. 189). Характер доминирующих субъективных ощущений — бесспорно, интереснейший показатель особенности певческой техники. И опрос певцов с целью выяснения этих ощущений, несомненно, полезно практиковать, в частности — при профотборе вокалистов (абитуриентов).
Регистрация же интенсивности вибрационных колебаний (в сравнении с другими показателями) дает нам объективный показатель активности резонаторной системы певческого голоса и акустической эффективности работы голосового аппарата певца.