Вопросы вокальной педагогики

Выпуск 7

Пособия по вокалу

Д.Шостакович



Сборники статей по вокалу
 

 

М. С. Ярешко

О МЕТОДИКЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМИ САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Д. ШОСТАКОВИЧА

 

1 2 3 4 5 6

 

 

Как указывалось, упражнения по освоению ладоинтонационното языка мы сочетаем с общепринятыми распевками. Простые в ладоинтонационном отношении попевки педагог, как обычно, вначале проигрывает певцу, транспонируя их по полутонам в восходящем и нисходящем движении. Более сложные упражнения выписываются и даются студенту для запоминания при самостоятельной работе. При этом можно рекомендовать следующие упражнения, построенные на тематическом материале:

Ноты к вокальным упражнениям

Подчеркнем, что пение предложенных упражнений следует продолжать в течение всего периода работы над сатирой, чтобы стимулировать у певца нужный вокально-слуховой настрой.
Анализ образно-музыкального содержания сатиры имеет целью выяснить ее основную идею, разобраться в общей структуре номера. Вся сатира делится на пять куплетов с небольшим вступлением (заголовок) и заключением (фортепианный отыгрыш). Каждый дуплет состоит из запева и припева. Приведем текст сатиры:

1. Вчера мой кот взглянул на календарь
И хвост трубою поднял моментально.
Потом подрал на лестницу, как встарь,
И завопил тепло и вакханально:
«Весенний брак! Гражданский брак!
Спешите, кошки, на чердак!»

2. И кактус мой — о, чудо из чудес, —
Залитый чаем и кофейной гущей,
Как новый Лазарь, взял да и воскрес
И с каждым днем прет из земли все пуще.
Зеленый шум! Я поражен!
«Как много дум наводит он!»

3. Уже с панелей смерзшуюся грязь,
Ругаясь, скалывают дворники лихие,
Уже ко мне забрел сегодня «князь»,
Взял теплый шарф и лыжи беговые.
«Весна, весна!—пою, как бард,—
Несите зимний хлам в ломбард!»

4. Сияет солнышко. Ей-богу, ничего!
Весенняя лазурь спугнула дым и копоть,
Мороз уже не щиплет никого,
Но многим нечего, как и зимою, лопать.
Деревья ждут. Гниет вода,
И пьяных больше, чем всегда. Прилей

5. Создатель мой! Спасибо за весну!
Я думал, что она не возвратится,
Но дай сбежать в лесную тишину
От злобы дня, холеры и столицы!
Весенний ветер за дверьми.
В кого б влюбиться, черт возьми!

 

Сложность для исполнителя заключается в том, что каждый куплет отличается и новым поэтическим текстом, и новым музыкальным материалом. В поэтическом содержании выявляется следующая закономерность: запевы содержат в себе определенную долю сюжетного развития, где последовательно от куплета к куплету раскрывается эмоциональное состояние героя, круг его интересов, постепенно активизируется его реакция на весну. Припевы являются сатирическим обобщением, выступают неожиданным, контрастным, карикатурным выводом.

Смысловое содержание первого куплета — пробуждение обывателя от зимней спячки — облечено в комическую текстовую форму. Во втором, третьем и четвертом куплетах присутствуют неожиданные иронические сравнения и сопоставления (оживший кактус «как новый Лазарь, взял да воскрес»), грубовато-примитивные выражения («прет из земли.», «нечего. лопать», «черт возьми») сочетаются с претензией на «высокий стиль» («Зеленый шум! Я поражен: „Как много дум наводит он!"» «.пою, как бард», «Создатель мой! Спасибо за весну!») и т. п.
«Пробуждение весны» является лишь одной частью целого, сатирическая направленность выражена здесь гораздо слабее, нежели в остальных номерах цикла. В. Васина-Гроссман в своей книге «Мастера советского романса» трактует эту часть не как сатиру, а всего лишь как «озорную шутку» «о городской весне с ее грязью, «слякотью и кошачьими концертами на крышах» п.
Казалось бы, действительно автор текста в комической форме, употребляя неожиданные сравнения, рисует весеннюю суету и «неразбериху», доходящую в мыслях героя до сумбура. Лишь дважды просачиваются горькие фразы: «Но многим нечего, как и зимою, лопать.», и в конце: «Но дай сбежать в лесную тишину от злобы дня.» Что же заинтересовало советского композитора в стихах поэта-сатирика Саши Черного? По-видимому, возможность музыкальными средствами показать «героя» крупным планом, разоблачить его моральное убожество, его мещанский дух. При этом юмор под пером композитора не исчезает, он лишь приобретает новую, сатирическую окраску. Обоснуем нашу точку зрения.

В этом произведении большую роль играет комплекс музыкально-выразительных средств, воплощающих идею стихов. Одним из главных компонентов, влияющих на содержание, является фортепианное сопровождение. Можно полностью согласиться с выводом Э. Добрыкина, что у Шостаковича «нередко именно в сопровождении заключена основная сила разоблачения и сатиры»12. Такую функцию несет шаржированная тема рахманиновских «Весенних вод». Другой сатирический элемент заключается в том, что каждый куплет имеет свои средства музыкальной выразительности. Так, в первом куплете тема «Весенних вод» обрывается неожиданно и во втором куплете ее сменяет плясовая ритмическая фигура, переходящая в тему «Чижика». «Высокий стиль» окончания второго куплета, где в тексте приведена цитата из известного романса «Вечерний звон», а в музыке дан широкий взлет мелодии, сменяется в третьем куплете плясовым напевом «Ах вы, сени, мои сени» в преувеличенно-гротесковой фактуре (массивные, полнозвучные аккорды на ff). Ухарски-примитивный напев с непритязательным, «земным» текстом («Уже с панелей смерзшуюся грязь.») органичен для «героя»-обывателя с его мыслями и поступками. Музыкальный калейдоскоп продолжается. После плясового напева неожиданно вторгается отголосок темы «Шемаханской царицы», переходящий в тему «Чижика» в вокальной партии. Наконец, в последних куплетах и заключении в таком же шаржированном виде возвращается тема «Весенних вод». Как видим, в сопоставлении тем кроется эффект неожиданности, «сумбура», созвучного хаосу мыслей «героя» произведения. Но главное, что все эти темы даны в шаржированном, сатирическом виде.

Сатирически ярко использован музыкальный материал самой вокальной партии. На первый взгляд вокальная партия кажется довольно сложной и разнообразной."Но :при внимательном прочтении выясняется, что почти вся она выросла из одного источника, ставшего «гимном» мещанства, — темы «Чижика». При этом она каждый раз приобретает различные оттенки: то звучит нарочито фальшиво (например, в начале сатиры), то приобретает в восходящем движении несоответствующий тексту и поэтому противоречащий ему возвышенно-патетический, даже апофеозный характер (на словах «Спешите, кошки, на чердак»), то звучит как декларация мещанской психологии и т. п. Таким образом, яркая сатирическая направленность «Пробуждения весны» очевидна.

Подобный разбор средств музыкальной выразительности этой сатиры, как и других номеров цикла, является необходимым звеном работы вокалиста, так как он послужит певцу отправной точкой в решении исполнительских задач. Исходя из сатирической идеи и своеобразия ее музыкального воплощения исполнитель избирает тип и характер пения.

 

 

1 2 3 4 5 6