Вопросы вокальной педагогики

Выпуск 7

Пособия по вокалу

Д.Шостакович



Сборники статей по вокалу
 

 

М. С. Ярешко

О МЕТОДИКЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМИ САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Д. ШОСТАКОВИЧА

 

1 2 3 4 5 6

 

 

Вокальная партия в «Сатирах» почти полностью лишена распевов, каждому звуку соответствует слог текста. Это речитатив, приближающийся к характеру разговорной речи, но особого свойства: пародийно возбужденный. Чтобы добиться нужного качества звучания, рекомендуем певцу несколько раз с утрированной отчетливостью проговорить весь текст в ритме произведения и только после этого, не теряя отчетливой разговорной дикции, приступить к его музыкальному интонированию.

Отступления от норм академического пения наблюдаются практически во всей вокальной партии. Исключение составляет небольшой эпизод в третьем куплете с шаржированной темой «Шемаханской царицы». Уместно подчеркнуть контрастное сопоставление разных типов пения, так как в этом сопоставлении, как было выяснено выше, кроется элемент сатиры. В остальных разделах номера вокальная партия не требует кантилены. Максимальное приближение к интонации живой человеческой речи является главной вокально-технической задачей и основной трудностью для певца. Поэтому большое внимание следует уделить удобному, естественному произнесению текста на заданной высоте.
Особой статичностью отличается мелодия вокальной партии во втором куплете. В его первой половине преобладают речитации на одном звуке:

Ноты вокальной партии

Если певец попытается добросовестно выпевать вокальную партию, то полностью потеряется смысл данного раздела. Основная сатирическая мысль кроется в теме «Чижика», звучащей в партии фортепиано. Чтобы ее выделить, рекомендуем проговаривать фразы текста на заданной высоте, приближая манеру исполнения к речевой декламации «под музыку». Подготовительным этапом может являться речевое декламирование с приблизительным сохранением высоты звучания (или даже полным отходом от нее), но с точным соблюдением ритмического рисунка. Декламация идет с сопровождением партии фортепиано.
Следует обратить внимание на особенности тембральной окраски голоса в сочетании с громкостной динамикой. Вокальная партия в этом отношении достаточно сложна. Несмотря на то, что композитор выписывает здесь только две степени громкости: f или if, вполне уместно пользоваться динамикой звука более широко. Например, возможна такая трактовка. Вся кульминационная зона первого куплета — «кошачья вакханалия» («Весенний бракГ Гражданский брак! Спешите, кошки, на чердак!») и заключительный кульминационный взлет требуют громкого звука с визгливым оттенком, что соответствует характеру образного замысла. Эта тембровая окраска поможет в то же время певцу снять излишнее напряжение перед заключительным ля. В первой половине второго куплета уменьшение силы звука (несмотря на предписание if) позволит пианисту выделить тему «Чижика». Припев «Зеленый шум» уместно начать f, но затем уменьшить степень громкости и провести его несколько тише и более спокойно, подчеркнув изобразительный момент: неожиданный вскрик на f — момент удивления («Я поражен») и последующий спад (как равнодушное «позевывание» от охватившей «героя» скуки). На фоне такого исполнительского прочтения третий куплет («Уже с панелей.») можно решить как оживленный интерес к происходящему. Уместен характер частушки. Тем большим контрастом в тембровом отношении прозвучит тема Шемаханской царицы, которую, как уже говорилось, надо спеть в академической манере, с несколько «вычурным» кантиленным звуком. И тут же, после кантилены, припев «Весна, весна.» на мотив «Чижика» поется staccato со звонким «колокольным» характером тембра как озорная, веселая шутка. В последних двух куплетах тема «Весенних вод» разбивается, уступая место общей, надоедливо скучной аккомпанирующей фигурации восьмыми. Однообразный, несколько приглушенный тембр с постепенно угасающей динамикой будет, на наш взгляд, убедительно отражать смысл раздела. В этой же краске выдержана первая половина последнего куплета, который звучит без перерыва, сохраняя ту же фактуру и то же эмоциональное состояние. Но со второй половины наступает внезапное «пробуждение». Тема «Весенних вод» с ее ложнопатетическим пафосом, словно собранная из обрывочных мелодических фраз, требует от певца такого же возбужденного тонуса и ложной патетики. Обратим внимание на заключительный взлет голоса на октаву:

Ноты весенние воды

 

 

 

1 2 3 4 5 6