Клубные вечера Выпуск 18


Импровизация, распевание, разведение «на голоса»

 

РАСПЕВ НАРОДНЫХ ПЕСЕН «НА ГОЛОСА»

 

Народным певцам свойственно импровизационное исполнение песен. Сохраняя и развивая народнопесенные традиции, современные исполнители должны овладеть творческим навыком распева или разведения песен «на голоса».
Цель такого распева — во-первых, овладение импровизационным методом, свойственным народному исполнительству, во-вторых, творческое развитие самих участников народнохоровых коллективов, и, в-третьих, расширение (обогащение) репертуара за счет включения в него коллективно распетых народных песен.

В настоящее время довольно широкую известность получили многие произведения, созданные в результате коллективного распева в профессиональных и самодеятельных русских народных хорах: например, «Не бела заря» (Государственный академический Северный русский народный хор), «Дубровушка» (Государственный Уральский русский народный хор), «Во поле орешина» (Московский областной самодеятельный хор) и другие. Автор данной статьи хочет поделиться своим опытом творческой работы по распеву песен «на голоса» с различными ансамблями.

Прежде всего руководитель коллектива должен настроить певцов на творческий лад. Для того чтобы привлечь внимание исполнителей, надо предложить им интересные по мелодическому и поэтическому материалу песни. Лучше, если для начала такие песни будут несложными и легкозапоминаемыми. Кроме того, желательно брать песни, записанные самим руководителем и участниками коллектива. Такие песни особенно прочувствованны, а накопленный при их записи и расшифровке слуховой опыт поможет наиболее объективно подойти к разведению «на голоса» и выявить характерные для данной песенной традиции особенности.
Руководителю важно определить, нуждается ли выбранная для распева песня в многоголосном обогащении, которое иногда может привести к изменению характера самой песни. Например, календарные, трудовые песни не требуют широкого распева, так как этим песенным жанрам по их природе не свойственно развитое многоголосие. Вот поэтому руководителю нужно точно знать жанр распеваемой песни.

Приступая к распеву песни «на голоса», следует сразу поставить перед исполнителями художественно-образные задачи. Для этого руководитель должен раскрыть основной образ песни, вызывая у певцов определенный эмоциональный настрой. Без проникновения в образный строй песни, постижения сущности ее темы невозможно добиться выразительного раскрытия основного художественного образа и содержания песни. Например, настраивая исполнителей на распев казачьей песни «Как за Доном, за рекой», мы определяли характер этой походной песни как лихой, задорный, активный, полный решительности и уверенности в победе. Такой эмоциональный настрой определил характер исполнения и распева песни: ритмическую четкость, выделение сильной и относительно сильной долей в четырехчетвертном размере (соответствующее ритму походного шага), собранное и одновременное произнесение слов всеми певцами (пример № 1).

Как за Доном, за рекой. (походная песня Ростовской области) Распев студенческого ансамбля 1981г. Пример в сборнике

Большое внимание при распевании «на голоса» следует уделить роли и месту каждого участника коллектива. Для этого необходимо распределить между певцами функции голосов, иными словами, наметить, кто должен вести основной напев, а кто искать подголоски.
Прежде чем приступить к распеванию «на голоса» той или иной песни, руководитель должен подыскать к ее основному напеву подголоски, определить их характер и местоположение, наметить фактуру, словом, «составить» возможную многоголосную партитуру данной песни для состава своего коллектива. Для этого нужно всесторонне проанализировать фольклорный первоисточник: выявить в нем лад и опорные тоны. Определенное последование опорных тонов является стержнем ладовой организации народной песни, эта последовательность строго соблюдается при варьировании напева. Именно опорные тоны могут быть использованы в качестве одного из подголосков, находящихся сверху или снизу от основного напева. Например, в партитуре распетой песни «Ой, да с по морю» в конце строфы в верхнем и нижнем голосах звучит выдержанный подголосок, основанный на опорных тонах ля и си (пример № 2).

Ой, да с по морю (свадебная песня Кировской области)

При поиске подголосков нужно исходить из следующих основных принципов. Во-первых, петь естественными голосами, не подражая пению стариков, т. е. если, например, исполнитель обладает высоким голосом, он должен петь в высокой, удобной для своего голоса тесситуре, импровизируя подголоски. По словам художественного руководителя Государственного академического Северного русского народного хора Н. К. Мешко, «...манера пения стариков связана с возрастом: когда они были молодыми, то и пели по-другому... Ведь подражательство не творчество. В творчестве каждый должен найти самого себя, свою правду, свое естество».

Во-вторых, импровизируя различные подголоски, необходимо учитывать стилевые особенности многоголосия и местные традиции. Этим объясняется, например, подсочинение в процессе распева высокого подголоска типа «дишканта» в казачьей песне Ростовской области (пример № 1) и октавных подголосков в костромских песнях, принадлежащих северному народнопесенному стилю (примеры № 4, 7).
Ладовые особенности песни также должны учитываться при ее распеве. Исполнителям необходимо точно уловить ладовую окраску, характерную для данной песни. Например, при распеве записанной нами уральской песни «Как у месяца» певцы уже в самой мелодии верно почувствовали смену тонической и доминантовой гармоний, которые легли в основу многоголосного распева (пример № 3).

Как у месяца (свадебная песня Свердловской области)

Особое внимание при разведении песни «на голоса» должно быть уделено основному напеву песни, который играет в ней ведущую роль. Известно, что народные певцы импровизируют подголоски только в том случае, когда отчетливо звучит основной напев песни. Не будет основного напева — не возникнут и подголоски. В большинстве случаев основной напев зачинает и продолжает вести запевала. Правда, иногда встречаются и хоровые запевы.

Необходимо учитывать тесситурное удобство голосов (выбирая наилучшую для всех певцов тональность; характерные для данной песни исполнительские приемы, например, «цепное» дыхание в протяжных песнях, подчеркнутая моторика в плясовых).
Например, свадебную песню Костромской области «Ты, кудрявчик, кудрявчик мой», записанную нами в тональности ми минор, участники смешанного ансамбля распевали в тональности ля минор, которая оказалась наиболее удобной в тесситурном отношении как для альтов, так и для теноров. Кроме того, возникающие в середине строфы данной песни паузы, связанные с дыханием народных певцов, при «распеве» на голоса были заменены на выдержанные звуки для достижения беспрерывного звучания мелодии с помощью так называемого «цепного» (попеременного) дыхания исполнителей (пример № 4).

Ты, кудрявчик, кудрявчик мой (свадебная песня Костромской области)

В процессе разведения песни «на голоса» важно развивать слуховое восприятие певцов. Для этого руководителю, во-первых, нужно записать на магнитофон различные варианты многоголосного распева данной песни. Прослушивая эти записи, сразу после поисков голосов, исполнители могут услышать не только свой подголосок, но и всю звучащую многоголосную партитуру. Во-вторых, каждому из певцов можно предложить придумать свой подголосок и затем спеть его. Это помогает, с одной стороны, развитию внутреннего слуха певцов, а с другой — переходу исполнителей от «подготовленной» импровизации к «неподготовленной» *.
В-третьих, если состав хора или ансамбля многочислен, руководитель должен разделить его на две группы. Одна группа исполнителей разводит песню «на голоса», другая — слушает и наоборот. Такое разделение важно* так как оно, с одной стороны, поможет исполнителям, распевающим песню «на голоса»: в малой группе они лучше слышат друг друга; а с другой — позволит не участвующим в распеве певцам услышать своих товарищей и учиться на их ошибках.
Прежде чем распевать песню, необходимо дать певцам послушать ряд аналогичных по жанру и стилю песен, чтобы сформировать у исполнителей определенные слуховые представления, которые они могут затем использовать при распеве. В слуховом анализе особое внимание певцов надо обратить на характеристику образно-эмоционального строя песни, тембровой окраски голосов. Например, при определении голоса можно пользоваться различными образными ассоциациями: тонкий, бархатный, полетный, звонкий, затемненный и т. д. Сначала руководитель рассказывает, разъясняет певцам об образе песни, затем они сами характеризуют образ и дают соответствующие определения характера звука, которым должна эта песня исполняться. Все это развивает творческие способности певцов.
Можно выделить четыре стадии процесса разведения песни «на голоса» в зависимости от песенного материала. На первоначальной стадии для распева выбираются несложные по фактуре песни, в которых вычленяется основной напев. После его разведения «на голоса» исполнителям показывают фольклорный первоисточник в звукозаписи или нотной записи.
Вторая стадия — распевание песен, близких по стилю и другим особенностям тем песням, которые хорошо усвоены исполнителями и прочно вошли в репертуар коллектива. Подобные песни распевают по аналогии с уже известными.
Третья стадия — распев песен, записанных руководителем или участниками коллектива. Здесь большую роль играют слуховые представления певцов, опираясь на которые они и создают свой вариант распева.
Четвертая и последняя стадия — разведение «на голоса» новых, незнакомых по стилю песен.
В процессе распева имеется ряд этапов. Прежде всего выучивается основной напев ни, исполняемый той группой голосов, которой тесситуре это будет удобно. Остальные певцы внимательно слушают и запоминают основной напев на слух. При этом берется столько куплетов  чтобы был ясен ее основной смысл. Затем наступает этап поиска других голосов.
Вначале подбирается втора к основному напепеву. «Умение вторить — разнообразно подпеванию основному голосу — всегда отличало русских певцов всех жанров». Наиболее простой формой является терцовая втора, но надо избегать постоянного терцового параллелизма в голосоведении, следя за унисонным выделением опорных тонов, также находя другие созвучия. По данному принципу создавалась втора в песнях «Ой, да с по морю» (пример № 2), «Как у месяца» (пример №3 «Ты, кудрявчик, кудрявчик мой» (пример «Не было ветру» (пример № 5), «Ты, рябина, рябинушка» (пример № 7).
Затем к основному напеву и вторе подбирают «басок» (пример № 1—7).
Поиск других подголосков — следующий распева. Здесь большое значение имеет учет левых особенностей многоголосия. Так, введение октавного подголоска оправдано в песнях, надлежащих к северному и уральскому стилям, пример в песнях, записанных в Кировской, Костромской и Свердловской областях (примеры 5; 4, 7; 3). Присочинение «дишканта» уместно в казачьих песнях, например в походной песне Ростовской области «Как за Доном, за рекой» ( меры № 1, 6).

Таким образом, ясно, что в процессе распевания происходит постепенное обрастание подголосками основного напева. Такое расцвечивание тесситуры характерно русскому народнопесенному многоголосию. По словам А. В. Рудневой, «Хоровая партитура народного хора складывается «разветвлений» мелодической основы нарой песни».
Существуют определенные приемы разведения песен «на голоса». Среди них следующие:
1. Постепенное включение голосов (основной напев, потом втора, басок и другие подголоски результате чего каждый участник распева должен найти свое место в общем звучании, постоянно взаимодействуя с другими певцами. Другими словами, исполнителю важно верно определить с функцию в распеве: что он будет вести — основной напев, втору или басок и т. д.
2. Передача запева и основного напева разным голосам. Смена запевал в зависимости от тесситурных возможностей их голосов приводит и к изменению тональности. При смене тональности исполнители вынуждены искать новые подголоски. Таким образом, создается новый вариант многоголосного распева данной песни (пример № 5).

Не было ветру (свадебная песня Кировской области)

Кроме того, перенесение основного напева на разную звуковысоту обостряет ладово-интонационный слух певцов, воспитывает у них чувство ансамбля.
3. Тембровое варьирование в песне. Использование комбинированных тембров, например соединение в унисон низких женских и высоких мужских голосов, характерное для народнопесенного исполнительства (примеры № 2, 4). Возможно также слияние в октавный унисон низких и высоких женских голосов, ведущих основной напев песни (примеры № 3—5).
Созданные в результате распева многоголосные партитуры могут быть включены в репертуар коллектива. Для этого руководителю нужно не только записать на магнитофон и потом расшифровать наиболее удачные варианты распева данной песни, но и отобрать из них наиболее выразительные подголоски.

Составляя партитуру для своего коллектива на основе распетой песни, руководитель по-разному компонует наиболее удачные варианты сочиненных подголосков. При этом должны учитываться художественный образ песни и местонахождение в ней кульминации. Именно это определяет степень насыщения партитуры подголосками, их характер, место и время подключения (пример № 76).
Можно выделить два случая отбора подголосков. В первом — отбор проводится с целью обогащения песенного первоисточника. Это происходит в том случае, если распевался основной напев многоголосной народной песни. Сопоставляя ее с партитурой, созданной в результате распева «на голоса», руководитель решает, какие из подголосков могут быть подключены к первоисточнику, чтобы обогатить его. Тут важно соблюдение соответствия стилю и жанру данной подлинной народной песни. Руководитель отбрасывает неестественные для нее гармонии, нехарактерные мелодические ходы и ритмический рисунок (пример № 6а, б, сравните его с примером № 1).

Как за Доном, за рекой. (походная песня Ростовской области) Запись Л.Орловой, Г.Руднева. Пример в сборнике

Во втором случае отбор вариантов проводится руководителем для формирования партитуры распетой песни. Это характерно для распетых одно- и двухголосных песен. При этом руководитель выбирает лучшие варианты из нескольких распевов одной и той же песни или из нескольких ее строф (пример № 7а, б).

Ты, рябина, рябинушка (свадебная песня Костромской области)

Не менее важно правильно исполнять распетую песню в концерте. Для этого уже в процессе разучивания данной песни руководитель точно закрепляет определенные варианты за разными группами певцов или одним, наиболее ярким в голосовом отношении, исполнителем. Каждый участник коллектива в процессе исполнения должен знать свое место в общем звучании. Практически исполнение распетых певцами «на голоса» песен должно проводиться по заранее закрепленным за певцами партиям.
В заключение отметим, что импровизация при распеве песни «на голоса» помогает развитию творческих навыков исполнителей, что является одно из главных задач воспитания как музыкантов-проффессионалов, так и любителей.

М. Медведева, преподаватель ГМПИ им. Гнесиных

Более подробно читайте в сборнике...