Поют лауреаты ленинского комсомола
Тамара Синявская

Эстрада



Ноты для фортепиано популярных песен певцов, исполнителей
гитарные аккорды, тектсты песен

 

Тамара СИНЯВСКАЯ
Очерк

 

 

Есть певцы, добивающиеся немалых успехов, ценимые специалистами, имеющие «своего» зрителя. А есть и такие (их гораздо меньше), которые вне зависимости от быстроменяющихся веяний и капризов моды долгие годы любимы самыми широкими слушательскими кругами. И среди них — солистка Большого театра, народная артистка СССР Тамара Синявская.
Уже два десятилетия ее имя украшает афиши прославленного театра. А выступления певицы по радио и телевидению увеличили число поклонников ее яркого таланта до многих миллионов — недаром концерты Синявской проходят с неизменным успехом не только в Москве, но и в Архангельске и Барнауле, в Калининграде и Баку.
Если спросить любого человека в самом далеком конце страны, кто лучше всех поет знаменитую блантеровскую «Катюшу», то, уверен, ответ будет единодушным — Синявская.
Далеко не каждому артисту выпадает счастье иметь столько искренних и верных почитателей в разных городах и селах нашей Родины. А это ох как не просто в эпоху повального увлечения эстрадой и ее кумирами. Значит, есть в Синявской что-то такое, что приковывает к ней людские сердца. И, скорее всего, это душевная щедрость и теплота.

Популярная  певица Тамара Синявская


Певица выросла в Москве в простой рабочей семье. Недалеко от улицы Мархлевского, где она жила, находился городской Дворец пионеров. Туда-то и привела непоседливую и любознательную Тамару ее мама. Владимир Сергеевич Локтев, имя которого ныне носит знаменитый пионерский ансамбль песни и танца, выслушав несколько эстрадных песен из кинофильмов в весьма интонационно чистом исполнении четвероклассницы, принял девочку в коллектив. Здесь будущая певица постигала азы нотной грамоты, училась искусству ансамблевого музицирования.
Пробыв в локтевском ансамбле до окончания школы, Тамара по совету своего наставника поступила в музыкальное училище при Московской консерватории. Любопытно, что во время учебы в училище у Синявской было сочное и глубокое контральто — довольно редкий голос. Может быть, поэтому присутствовавшие при защите дипломной работы Тамары известные артисты Большого театра посоветовали ей прослушаться в открывающуюся у них стажерскую группу. Двадцатилетняя Синявская успешно выдержала вступительный конкурс и была зачислена стажером в Большой театр. А через год ее перевели в основную труппу. Мечты юной певицы сбылись. Вскоре она продолжила свое музыкальное образование, поступив в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского сразу на третий курс.

Синявская на концерте
На концерте


Творческая судьба молодой солистки сложилась счастливо. Она была немногим старше Ольги из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин», когда дебютировала в этой роли на сцене Большого театра. Вскоре Синявская выступила в партии Ратмира в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Затем — партия Вани в «Иване Сусанине».
Пресса «заметила» дебютантку, предсказав ей большое будущее. Голос Синявской все чаще стал звучать в эфире, в праздничных концертах, которые транслировались по Центральному телевидению из Кремлевского Дворца съездов.

 

Синявская на Голубом огоньке
На «Голубом огоньке»

В двадцать пять лет Тамара Синявская завоевала свою первую награду — Гран при и статуэтку «Золотого Орфея» в Болгарии на Всемирном фестивале молодежи и студентов. Следующий год также принес певице Гран при на международном конкурсе вокалистов в Бельгии. И, наконец, новый успех на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского — золотая медаль и первая премия, которую Синявская поделила с замечательной певицей Еленой Образцовой. С особым блеском Тамара тогда исполнила «Песню и частушки Варвары» из оперы Родиона Щедрина «Не только любовь».
Осуществилась и давняя мечта Синявской — ей посчастливилось стажироваться в миланском театре Ла Скала у «самого» маэстро Дженаро Барра. «Побывать в Италии,— говорит Т. Синявская,— мечта каждого вокалиста. Голос требует впечатлений, красоты — и зрительной, и фонетической. А многочисленные дворцы, храмы, площади и архитектурные ансамбли переполнили меня художественными впечатлениями. А как полезно послушать музыкальнейший итальянский язык, правильнейшее пение!»

Синявская на авторском вечере М.Блантера
На авторском вечере М.Блантера


Диапазон репертуарных пристрастий Синявской заметно расширяется. Здесь и Амнерис в опере Дж. Верди «Аида», и, позднее, блистательная Кармен в одноименной опере Ж. Бизе, и героини XX века в операх советских композиторов — Фроська в прокофьевском «Семене Котко», комиссар в «Оптимистической трагедии» А. Холминова, Женя Комелькова в спектакле К. Молчанова «Зори здесь тихие». Вершинными достижениями Синявской считаются созданные ею образы в русских классических операх: Люваши в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Кончаковны в «Князе Игоре» А. Бородина, Марфы в «Хованщине» М. Мусоргского. Вообще же Синявской, тяготеющей к драматизации образа, удаются не только оперные шедевры русских классиков, в ее исполнении можно услышать весьма совершенные трактовки романсов Чайковского и Рахманинова, русских народных, а также советских песен. В конце шестидесятых годов молодая певица с большим успехом пела звонкую и раздольную песню «Над полями да над чистыми». Интерпретацию юной солистки Большого театра отличала уверенная раскованность мастера, многоцветные и яркие звуковые краски, которыми она живописала почти зримый песенный образ. А сколько драматизма и глубокого чувства в ее исполнении песни «Не корите меня, не браните»! Страдающая любящая женщина не проклинает возлюбленного, причинившего ей столько несчастий, ее любовь сильна и возвышенна. Синявской удалось в песенной миниатюре создать удивительно цельный, страстный и гордый характер русской женщины. Думается, что истоки большого успеха Синявской — Любаши в опере «Царская невеста» следует искать в работе над этой песней. «Когда поешь русскую женщину,— говорит Т. Синявская,— то всегда поешь ее судьбу. Та же Любаша — она все готова отдать во имя любви! И ничего не требует взамен!» Вслушиваясь в исполнение певицей таких, казалось бы, знакомых песен, как например, «Тонкая рябина», «Красный сарафан», «Помню я еще молодушкой была», «Не корите меня, не браните», вы наверняка почувствуете в ее голосе душевную щедрость, жертвенность, возвышающую силу духа, исповедальность, то есть качества, присущие истинно русскому женскому характеру.

Гражданский пафос и сильное душевное волнение явственно слышны в голосе Синявской, поющей «Ариозо матери» из кантаты А. Новикова «Нам нужен мир». Так петь может только человек, способный сопереживать чужую боль, ощущающий свою личную причастность к острым проблемам современности.
Особую любовь слушателей снискала певица своим исполнением современных песен М. Блантера, Т. Хренникова, М. Фрадкина, А. Пахмутовой. Многие эстрадные исполнительницы пели прекрасную лирическую песню Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Нежность». Но в интерпретации Синявской — оперной певицы — по-настоящему раскрылись мелодическая красота, целый мир чувств и переживаний, философская глубина песенного шедевра. Она не только облагородила своим исполнением песню, но и напомнила некоторым эстрадным певцам о том, что некогда славные наши певческие традиции надо беречь и преумножать.
Превосходна в ее исполнении знаменитая « Катюша » М. Блантера и М. Исаковского. Кстати, певица нередко исполняет в концертах целые песенные циклы старейшего мастера советской песни. На Центральном телевидении в творческом кинообъединении «Экран» был снят фильм-концерт «Песни Матвея Блантера поет Тамара Синявская».
Певица удостоена высшего в нашей стране звания — народной артистки СССР, избрана депутатом Верховного Совета СССР. Она сочетает активную творческую деятельность с общественной. И, как считает Синявская, такая насыщенная жизнь стала ее потребностью, помогает ей постигать духовный мир современников, их заботы и чаяния. А знание людей, их психологии и мировоззрения, питает творческую фантазию певицы, способствуя созданию живых, полнокровных художественных образов.
Высокому искусству советской артистки аплодировали весьма искушенные слушатели крупнейших оперных театров мира — Ла Скала, Гранд Опера, Метрополитен Опера. Синявская знакомила слушателей разных континентов с реалистическим искусством русских классиков. С неменьшим успехом она исполняла и ведущие партии в операх западных композиторов, покоряя слушателей психологической глубиной и достоверностью характеров, богатством нюансов и красотой сильного голоса. Десятки рецензий в зарубежных журналах и газетах отмечают зрелое и совершенное мастерство одной из ведущих солисток Большого театра — Тамары Синявской.