Поют лауреаты ленинского комсомола
Лев Лещенко

Эстрада



Ноты для фортепиано популярных песен певцов, исполнителей
гитарные аккорды, тектсты песен

 

Лев ЛЕЩЕНКО
Очерк
ноты к песням

 

 

Осень 1970 года. В Москве проходил IV Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Тогда стремительно взошла «звезда» молодого солиста радио и телевидения Льва Лещенко, запомнившегося взволнованным и романтически приподнятым исполнением песни молодого новосибирского композитора О. Иванова на стихи А. Прокофьева «Товарищ». Людям во всех уголках страны полюбился этот обаятельный певец с открытым улыбчивым лицом.
Со временем Лев Лещенко объездил с концертами всю страну, побывал на многих крупнейших стройках, подружился с молодыми романтиками семидесятых годов — людьми разных профессий, для которых главным является сопричастность к делам страны. Думается, что именно эти многочисленные встречи со своими сверстниками помогли Лещенко стать певцом, пожалуй, наиболее полно выразившим в своем творчестве устремления комсомольцев семидесятых годов. Вся исполнительская деятельность молодого певца с самых первых шагов на эстраде проникнута духом гражданственности. И песни, которые он поет: «Баллада о красках», «Берегите друзей», «За того парня», «День Победы», «Любовь, Комсомол и Весна», «Притяжение земли», ставшие широко известными в немалой степени благодаря убедительной исполнительской интерпретации певца, свидетельствуют не только о весьма большом творческом диапазоне Лещенко, но, в первую очередь, о его постоянной приверженности к песне, запечатлевшей важные страницы жизни нашей Родины.

Лещенко часто поет и лирические песни. Слушателям полюбились такие из них, как «Белая береза» В. Шаинского и Л. Овсянниковой, «Соловьиная роща» Д. Тухманова и А. Поперечного, «Татьянин день» Ю. Саульского и Н. Олева и многие другие. В этих работах артиста отличает профессионализм, умение проникнуть в суть песенного образа.

Популярные песни в исполнении Л.Лещенко
Лев Лещенко


В его богатой звуковой палитре есть и мужественная твердость, и ликующая звонкость. Нет в его голосе только «металла». И это хорошо, потому что Лещенко даже песни маршевые, бравурные окрашивает в лирические тона, и оттого они приобретают теплоту, человечность.
Путь в искусство у Лещенко начался очень рано — уже во втором классе Лева записался в хоровой кружок Сокольнического Дома пионеров. Любил он и стихи — на школьных утренниках читал их с упоением. «Артист!» — восхищенно говорили учителя, и Лева стал ходить в драмкружок.
К моменту окончания школы он твердо определил свой выбор — Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского. Но две его попытки поступить в театральный институт окончились неудачей. Пошел на завод слесарем-сборщиком, но мечту свою не оставил — усиленно занимался вокалом в заводской самодеятельности, часто выступал на предприятиях Москвы и в воинских частях. А когда подошла пора служить в армии, способного паренька пригласили в армейский ансамбль. За годы службы он прошел неплохую школу в квартете, солировал, словом, копил опыт. После демобилизации барьер вступительных экзаменов во все тот же ГИТИС был им взят. Лещенко попал на курс к опытному преподавателю Георгию Павловичу Ансимову. Учителями по вокалу стали у него П. И. Селиванов и П. М. Понтрягин.

Скачать ноты для фортепиано к песням в исполнении Лещенко
Знакомство с новой песней


— Петь я учился у оперных певцов,— говорит Л. Лещенко,— и считаю, что овладение всеми тонкостями настоящей вокальной школы — обязательное условие для полноценной певческой деятельности. Настоящий эстрадный певец должен стремиться к синтезу вокального и актерского мастерства. Именно это сочетание, на мой взгляд, наиболее плодотворно.
Как ни странно, у Лещенко, уже сыгравшего в Московском театре оперетты, куда он попал после ГИТИСа, роли Дулитла («Моя прекрасная леди») и Розетти («Цирк зажигает огни»), жанр оперетты не вызвал горячей симпатии. И вскоре он становится солистом Всесоюзного радио. С этого момента главное место в его творчестве занимает песня. Правда, иногда он работает в камерном жанре и даже в оперном. В его активе—оратория Родиона Щедрина «Ленин в сердце народном», партия летчика Мороза в радиоопере Владимира Рубина «Севастополь» и партия Порги в концертном прочтении оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Записан им на радио интересный вокально-камерный цикл «Надписи» дагестанского композитора Ширвани Чалаева на стихи Расула Гамзатова.
Певца отличает огромная работоспособность, упорство в достижении цели.
Накануне 30-летия Победы композитор Д. Тух-манов попросил Лещенко записать свою новую песню «День Победы». Песня была записана, прозвучала в эфире. Волнение и приподнятость юбилейных дней схлынули и наступили будни.

Песенник с нотами Лещенко
На концерте. Дирижер Ю.Силантьев



И тут-то Лещенко посетили сомнения — а нужна ли людям в повседневной жизни та помпезность, с которой он спел «День Победы»? Пусть песня была задумана так, она ведь и предназначалась для всенародного праздника. Но это не просто торжество, в котором «радость со слезами на глазах». Это и 20 миллионов погибших, и многие тысячи ныне живущих израненных и рано поседевших ветеранов. Поэтому такую песню, как «День Победы», нельзя петь, не помня о мертвых и живых.
Мало кто знает, что Лещенко трижды заново переписывал в студии эту песню. И только последний вариант, третий, звучит все эти годы по радио и телевидению, волнуя сердца людей.
А весной 1978 года на закрытии XVIII съезда комсомола Лев Лещенко первым исполнил песню Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова «Любовь, Комсомол и Весна», песню очень примечательную для исполнителя. Пожалуй, именно она позволила певцу так полно выразить себя в ней. Жизнерадостность и современный пульсирующий ритм, присущие лучшим комсомольским песням Пахмутовой, сплавились здесь с радостной взволнованностью, добротой и удивительно светлым лиризмом Льва Лещенко.
У певца немало наград за победы на различных конкурсах. Помимо победы в Москве, он становился лауреатом Сопота и «Золотого Орфея» в Болгарии. Ему присвоено высокое звание народного артиста РСФСР. Но, пожалуй, самой дорогой для него награды он был удостоен в год 60-летия ВЛКСМ — Лев Лещенко стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
Сегодня Лещенко — зрелый мастер. Слово, содержание, идея песни — главное для него. Но добивается этого он не за счет музыки и вокала, а с их помощью, используя широкое разнообразие приемов от речитатива и «опевания» до настоящего бельканто. Все строго дозировано, выверено — и никакого самолюбования голосом.

Ноты для баяна фортепиано популярных советских песен
На «Голубом огоньке»


С годами певец стал ответственнее относиться к отбору исполняемых им песен. Всевозрастающая требовательность превратилась во внутреннюю потребность, обязывающую нести слушателям произведения глубокие, искренние, созвучные ритму жизни строителей БАМа и покорителей космоса. И хотя круг творческих интересов певца по-прежнему широк — от песен публицистических до лирических — его палитра выразительных средств позволяет ему находить интересные краски для убедительной трактовки произведений советских композиторов разных поколений.
«Талантливая песня помогает исполнителю раскрыть свой творческий потенциал,— считает Л. Лещенко.— Она выявляет возможности певца — соответствует ли его исполнительская манера духу времени, каково отношение артиста к проблемам современности. И если такая песня найдет в его лице талантливого интерпретатора и вызовет отзвук в его сердце, то произойдет чудо искусства — родится звуковой песенный образ, в котором слушатель ощутит ритм эпохи, волнения и переживания современника — советского человека с его устремлениями в светлое завтра.

Исполнителю очень важно осознать место песни в духовной жизни человека и поэтому темы и проблемы, затронутые в ней, должны быть четко осмыслены и прочувствованы».
Настоящее творчество — это неустанный поиск, и в непрерывном творческом росте залог новых успехов народного артиста РСФСР, лауреата премии Ленинского комсомола Льва Лещенко.