Ноты для фортепиано популярных песен певцов, исполнителей
гитарные аккорды, тектсты песен
IV Всесоюзный конкурс артистов эстрады, проходивший осенью 1970 года в
Москве, превзошел все ожидания. Подлинную сенсацию произвели парни в ярких
национальных костюмах, с увлечением певшие про свою белорусскую землю.
Это был вокально-инструментальный ансамбль из Минска «Песняры», уверенно
победивший своих именитых конкурентов.
Для многих стремительный взлет белорусских артистов был неожиданным. Ведь
коллектив всего за один год своего существования стал лидером среди вокально-инструментальных
ансамблей страны.
С той давней осени прошло полтора десятка лет, но и по сей день «Песняры»
— лауреаты всесоюзных и международных конкурсов, удостоенные в 1977 году
премии Ленинского комсомола, возглавляемые народным артистом Белорусской
ССР Владимиром Мулявиным,— являются самым высокопрофессиональным советским
ВИА. Замечательному искусству талантливых белорусских артистов аплодировали
зрители социалистических стран, а также ФРГ, Швейцарии, США, Франции и
многих государств Латинской Америки. Свидетельством высокого авторитета
советского ансамбля может служить и традиционный ежегодный список «звезд
года», публикуемый английским журналом «Музыкальная неделя». В 1976 году
в список «звезд» из 23 стран мира вошли и наши «Песняры».
Однако путь, приведший их к пьедесталу почета в Москве, не был таким уж
безоблачным и начался он еще в 1965 году, когда судьба свела в Краснознаменном
Белорусском военном округе четырех музыкантов, проходивших срочную службу,—
Владимира Мулявина, Леонида Тышко, Валерия Яшкина и Владимира Мисевича.
У всех позади была учеба в музыкальных училищах на отделении народных
инструментов. Уже тогда Мулявин выделялся среди товарищей как опытный
музыкант-практик необычайно широкого диапазона. Именно он и возглавил
этот коллектив. Еще в армии ребята мечтали создать ансамбль, для которого
главным стал бы песенный фольклор, его пропаганда.
В 1969 году после демобилизации из армии белорусская «четверка», пригласив
в свой состав Валерия Мулявина и Александра Демешко, объединилась в ВИА
«Лявоны». Ансамбль заинтересовал слушателей своеобразием звучания и подбора
репертуара. Это выразилось прежде всего в непривычном синтезе народной
манеры пения, битовой ритмики и гармонии, самобытном звучании введенных
в бит-состав народных' инструментов— дудочки, лиры, скрипки, цымбалы.
«Лявоны» показали себя новаторами жанра, возглавив у нас целое напрвление,
именуемое «фольк-бит», т. е. народная песня с активизацией ритмической
основы. В репертуаре ансамбля зазвучала советская песенная классика. С
особенной теплотой были приняты молодежью песни Б. Мокроусова «Сирень-черемуха»
и Н.Богословского «Темная ночь».
Затем появились современные песни — «Хатынь» И. Лученка, «Трубачи» Е.
Гришмана. Такой сплав белорусских народных и советских песен потребовал
изменения названия ансамбля. «Песняры» — это название было принято единогласно,
т. к. выражало творческую и идейную позицию ансамбля, ведь песняр — это
не просто певец, но и поэт, сказитель, воспевающй свой народ и родную
землю.
На концерте
Победа «Песняров» в 1970 году явилась официальным признанием вокально-инструментального
жанра на советской эстраде.
«Песняры» стремились, чтоб их программы были интересны широкому кругу
слушателей — молодежи и людям старшего поколения. Мулявин, писавший для
своего ансамбля песни и композиции, создавал их только на первоклассные
стихи народных белорусских поэтов — Янки Купалы, Петруся Бровки, Максима
Танка. И это закономерно — ведь им надлежало соседствовать с песенными
фольклорными шедеврами.
Постепенно ансамбль стал увеличиваться, обновляться. Но ядро его было
постоянным. Общность интересов и полное взаимопонимание способствовали
коллективному творчеству.
В. Мулявин и А.Кошепаров
Разумеется, работа над каждой конкретной песней шла по-разному. Буквально
за три репетиции была подготовлена известная песня «Косил Ясь конюшину».
Быстро «запелась» и сложная по замыслу «Реченька», которую решили исполнять
без сопровождения. Правда, за счет усложнения гармонии и тонкой нюансировки
предполагалось придать «Реченьке» современное звучание. А вот в песне
«Скрипят мои лапти» главную роль в музыкальном оформлении неожиданно сыграла
лира. Долго не могли найти ключ к решению этого произведения. Скрипучие
звуки лиры во время проигрыша между куплетами придавали как бы иронические
интонации песне о влюбленном пареньке,
идущем к своей девушке в скрипучих лыковых лаптях. А некоторые песни,
несмотря на многократные репетиции, навсегда откладывались в сторону,
т. к. музыкантам после долгих споров становилось ясно, что по характеру
та или иная песня не для их ансамбля. Так произошло, например, с широко
известной в Белоруссии народной песней «Ох, хотела ж меня мать замуж отдать»
и с песней Д. Тухманова на стихи С. Кирсанова «Жил-был я».
В.Мулявин и А.Пахмутова
Интересные приемы находил ансамбль в процессе работы над современным прочтением
народной песни. Любопытна, к примеру, история появления новой трактовки
старинной белорусской песни «И туды гора, и сюды гора». Ансамбль записал
ее из уст старой крестьянки Ганны Соколовой. Из большого количества куплетов,
напетых ею, музыканты отобрали наиболее интересные и аранжировали их.
Был применен прием вариантности в чередовании каждый раз гармонически
и ритмически изменяющихся куплетов.
Высокая вокальная культура позвляет «Песнярам» успешно справляться со
сложным приемом а капелла — пение без сопровождения в исконно народной
традиции хорового пения. В некоторых песнях ансамбля можно услышать шестиголосное
звучание.
Красоту и напевность народных мелодий белорусские артисты передают бережно,
умело используя инструментальные и вокальные возможности ансамбля. Лиризм,
мягкость, свойственные этому коллективу, не мешают ему подниматься до
песен высокого гражданского звучания. Именно гражданская, патриотическая
тема героической истории советского народа способствовала появлению в
ансамбле песен-баллад, как, например, «Хатынь» И. Лученка на стихи Н.
Петренко.
Когда четко определился стиль «Песняров», с ними стали сотрудничать такие
мастера песни, как А. Пахмутова, И. Лученок, В. Баснер, В. Шаинский. Многим
песням проложили путь к слушателям «Песняры». Это «Березовый
сок» В, Баснера и М. Матусовского, «Дрозды» В. Шаинского и С. Острового,
«Белоруссия» и «Беловежская пуща» А. Пахмутовой и Н. Добронравова.
«Песняры» — ансамбль постоянно находящийся в творческом поиске. Большой
опыт и высокий профессионализм позволили ему перейти к развернутым композициям
и даже к двум эстрадным спектаклям. Это «Песнь о доле» — народная притча
о судьбе мужика, созданная на стихи Янки Купалы, музыка Владимира Мулявина.
«Песнь о доле» была хорошо принята молодежью, выдержав несколько сот спектаклей
в разных городах страны. Положительно отнеслась к этой качественно новой
работе «Песняров» и центральная пресса. Следующим спектаклем был «Курган»
— одна из ранних работ Игоря Лученка, также созданная на стихи Янки Купалы.
И здесь коллектив продемонстрировал не только свои вокальные и инструментальные
возможности, но показал способность к актерскому воплощению сценических
образов.
Съемки на телевидении
Эти работы «Песняров», доброжелательно принятые слушателями, наглядно
показали высокий класс талантливых белорусских музыкантов, верность народным
песенным традициям, умение чутко вслушиваться в ритмы времени.
К 40-летию Победы «Песняры» подготовили интересную композицию «Через всю
войну». Автор музыки Владимир Мулявин написал ее на стихи советских поэтов.
И в этом разнообразном по ритмике и настроению песенном обозрении ансамбль
остается верным народному мелосу. В дни юбилея композиция широко исполнялась
на концертных площадках, по радио и телевидению.
За годы работы «Песняры» выпустили шесть грампластинок - «гигантов» и
большое количество «миньонов». Их записи постоянно пользуются спросом.
Слушатели Москвы и Киева, Ташкента и Ленинграда и многих других городов
страны с интересом ждут новых встреч с самобытным белорусским коллективом,
постоянно радующим неожиданными и интересными работами.