Поют лауреаты ленинского комсомола
ансамбль Песняры

Эстрада



Ноты для фортепиано популярных песен певцов, исполнителей
гитарные аккорды, тектсты песен

 

Ансамбль «ПЕСНЯРЫ»
Очерк
ноты к песням

 

 

IV Всесоюзный конкурс артистов эстрады, проходивший осенью 1970 года в Москве, превзошел все ожидания. Подлинную сенсацию произвели парни в ярких национальных костюмах, с увлечением певшие про свою белорусскую землю. Это был вокально-инструментальный ансамбль из Минска «Песняры», уверенно победивший своих именитых конкурентов.
Для многих стремительный взлет белорусских артистов был неожиданным. Ведь коллектив всего за один год своего существования стал лидером среди вокально-инструментальных ансамблей страны.
С той давней осени прошло полтора десятка лет, но и по сей день «Песняры» — лауреаты всесоюзных и международных конкурсов, удостоенные в 1977 году премии Ленинского комсомола, возглавляемые народным артистом Белорусской ССР Владимиром Мулявиным,— являются самым высокопрофессиональным советским ВИА. Замечательному искусству талантливых белорусских артистов аплодировали зрители социалистических стран, а также ФРГ, Швейцарии, США, Франции и многих государств Латинской Америки. Свидетельством высокого авторитета советского ансамбля может служить и традиционный ежегодный список «звезд года», публикуемый английским журналом «Музыкальная неделя». В 1976 году в список «звезд» из 23 стран мира вошли и наши «Песняры».
Однако путь, приведший их к пьедесталу почета в Москве, не был таким уж безоблачным и начался он еще в 1965 году, когда судьба свела в Краснознаменном Белорусском военном округе четырех музыкантов, проходивших срочную службу,— Владимира Мулявина, Леонида Тышко, Валерия Яшкина и Владимира Мисевича. У всех позади была учеба в музыкальных училищах на отделении народных инструментов. Уже тогда Мулявин выделялся среди товарищей как опытный музыкант-практик необычайно широкого диапазона. Именно он и возглавил этот коллектив. Еще в армии ребята мечтали создать ансамбль, для которого главным стал бы песенный фольклор, его пропаганда.
В 1969 году после демобилизации из армии белорусская «четверка», пригласив в свой состав Валерия Мулявина и Александра Демешко, объединилась в ВИА «Лявоны». Ансамбль заинтересовал слушателей своеобразием звучания и подбора репертуара. Это выразилось прежде всего в непривычном синтезе народной манеры пения, битовой ритмики и гармонии, самобытном звучании введенных в бит-состав народных' инструментов— дудочки, лиры, скрипки, цымбалы. «Лявоны» показали себя новаторами жанра, возглавив у нас целое напрвление, именуемое «фольк-бит», т. е. народная песня с активизацией ритмической основы. В репертуаре ансамбля зазвучала советская песенная классика. С особенной теплотой были приняты молодежью песни Б. Мокроусова «Сирень-черемуха» и Н.Богословского «Темная ночь». Затем появились современные песни — «Хатынь» И. Лученка, «Трубачи» Е. Гришмана. Такой сплав белорусских народных и советских песен потребовал изменения названия ансамбля. «Песняры» — это название было принято единогласно, т. к. выражало творческую и идейную позицию ансамбля, ведь песняр — это не просто певец, но и поэт, сказитель, воспевающй свой народ и родную землю.

Песняры на концерте - песни для гитары фортепиано
На концерте


Победа «Песняров» в 1970 году явилась официальным признанием вокально-инструментального жанра на советской эстраде.
«Песняры» стремились, чтоб их программы были интересны широкому кругу слушателей — молодежи и людям старшего поколения. Мулявин, писавший для своего ансамбля песни и композиции, создавал их только на первоклассные стихи народных белорусских поэтов — Янки Купалы, Петруся Бровки, Максима Танка. И это закономерно — ведь им надлежало соседствовать с песенными фольклорными шедеврами.
Постепенно ансамбль стал увеличиваться, обновляться. Но ядро его было постоянным. Общность интересов и полное взаимопонимание способствовали коллективному творчеству.

Скачать ноты для фортепиано к песням ансамбля Песняры
В. Мулявин и А.Кошепаров


Разумеется, работа над каждой конкретной песней шла по-разному. Буквально за три репетиции была подготовлена известная песня «Косил Ясь конюшину». Быстро «запелась» и сложная по замыслу «Реченька», которую решили исполнять без сопровождения. Правда, за счет усложнения гармонии и тонкой нюансировки предполагалось придать «Реченьке» современное звучание. А вот в песне «Скрипят мои лапти» главную роль в музыкальном оформлении неожиданно сыграла лира. Долго не могли найти ключ к решению этого произведения. Скрипучие звуки лиры во время проигрыша между куплетами придавали как бы иронические интонации песне о влюбленном пареньке, идущем к своей девушке в скрипучих лыковых лаптях. А некоторые песни, несмотря на многократные репетиции, навсегда откладывались в сторону, т. к. музыкантам после долгих споров становилось ясно, что по характеру та или иная песня не для их ансамбля. Так произошло, например, с широко известной в Белоруссии народной песней «Ох, хотела ж меня мать замуж отдать» и с песней Д. Тухманова на стихи С. Кирсанова «Жил-был я».

Песни с нотами ВИА Песняры
В.Мулявин и А.Пахмутова


Интересные приемы находил ансамбль в процессе работы над современным прочтением народной песни. Любопытна, к примеру, история появления новой трактовки старинной белорусской песни «И туды гора, и сюды гора». Ансамбль записал ее из уст старой крестьянки Ганны Соколовой. Из большого количества куплетов, напетых ею, музыканты отобрали наиболее интересные и аранжировали их. Был применен прием вариантности в чередовании каждый раз гармонически и ритмически изменяющихся куплетов.
Высокая вокальная культура позвляет «Песнярам» успешно справляться со сложным приемом а капелла — пение без сопровождения в исконно народной традиции хорового пения. В некоторых песнях ансамбля можно услышать шестиголосное звучание.
Красоту и напевность народных мелодий белорусские артисты передают бережно, умело используя инструментальные и вокальные возможности ансамбля. Лиризм, мягкость, свойственные этому коллективу, не мешают ему подниматься до песен высокого гражданского звучания. Именно гражданская, патриотическая тема героической истории советского народа способствовала появлению в ансамбле песен-баллад, как, например, «Хатынь» И. Лученка на стихи Н. Петренко.
Когда четко определился стиль «Песняров», с ними стали сотрудничать такие мастера песни, как А. Пахмутова, И. Лученок, В. Баснер, В. Шаинский. Многим песням проложили путь к слушателям «Песняры». Это «Березовый сок» В, Баснера и М. Матусовского, «Дрозды» В. Шаинского и С. Острового, «Белоруссия» и «Беловежская пуща» А. Пахмутовой и Н. Добронравова.
«Песняры» — ансамбль постоянно находящийся в творческом поиске. Большой опыт и высокий профессионализм позволили ему перейти к развернутым композициям и даже к двум эстрадным спектаклям. Это «Песнь о доле» — народная притча о судьбе мужика, созданная на стихи Янки Купалы, музыка Владимира Мулявина. «Песнь о доле» была хорошо принята молодежью, выдержав несколько сот спектаклей в разных городах страны. Положительно отнеслась к этой качественно новой работе «Песняров» и центральная пресса. Следующим спектаклем был «Курган» — одна из ранних работ Игоря Лученка, также созданная на стихи Янки Купалы. И здесь коллектив продемонстрировал не только свои вокальные и инструментальные возможности, но показал способность к актерскому воплощению сценических образов.

Песни ансамбля Песняры - скачать ноты
Съемки на телевидении


Эти работы «Песняров», доброжелательно принятые слушателями, наглядно показали высокий класс талантливых белорусских музыкантов, верность народным песенным традициям, умение чутко вслушиваться в ритмы времени.
К 40-летию Победы «Песняры» подготовили интересную композицию «Через всю войну». Автор музыки Владимир Мулявин написал ее на стихи советских поэтов. И в этом разнообразном по ритмике и настроению песенном обозрении ансамбль остается верным народному мелосу. В дни юбилея композиция широко исполнялась на концертных площадках, по радио и телевидению.
За годы работы «Песняры» выпустили шесть грампластинок - «гигантов» и большое количество «миньонов». Их записи постоянно пользуются спросом.
Слушатели Москвы и Киева, Ташкента и Ленинграда и многих других городов страны с интересом ждут новых встреч с самобытным белорусским коллективом, постоянно радующим неожиданными и интересными работами.