Поют лауреаты ленинского комсомола
Алибек Днищев

Эстрада



Эстрадные исполнители, песни, ноты, очерки

 

АЛИБЕК ДНИШЕВ
Очерк

 

 

Начало 80-х годов. Колонный зал Дома союзов в Москве, Идет концерт лауреатов премии Ленинского комсомола. Поют известные всей стране оперные и эстрадные артисты. Кажется, трудно выделиться в таком «созвездии», и всё же, когда солист Казахского театра оперы и балета имени Абая Алибек Днишев запел арию Неморино из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток», зал завороженно замер, А потом отозвался шквалом аплодисментов. Слушатели были покорены безупречной вокальной техникой, необычайной полетностью ровно звучащего во всех регистрах красивого лирического тенора и романтически-возвышенным накалом чувств.

Интересно, что оперный певец А. Днишев стал широко известен прежде всего исполнением песен Матвея Блантера, вошедших в «золотой песенный фонд»: «В лесу прифронтовом», «Лучше нету того цвету», «Пшеница золотая», «В городском саду» и других.
Песни М. Блантера в исполнении Алибека Днишева выпущены фирмой «Мелодия» на диске-гиганте.
Музыкальная одаренность Алибека — свойство скорее всего «наследственное». Его мать пела в хоре оперного театра, а ее братья — известные всеми Казахстану оперные певцы Ришат и Муслим Абдуллины. Так что первые художественные впечатления были получены мальчиком в Алма-Атинском оперном театре, где он прослушал множество музыкальных спектаклей. А однажды ему, как победителю школьного конкурса, самому довелось выступать на сцене этого театра. Необычайное волнение, связанное с дебютом, надолго запомнилось Алибеку, и сцена с тех пор все больше и больше манила его.
Однако, путь в оперу не оказался прямым и гладким. У юноши Днишева был, как он считал, баритон небольшого диапазона. Поэтому-то он пошел не на вокальное, а на дирижерско-хоровое отделение музучилища. Так бы и пребывал он в неведении относительно достоинств своего голоса, если бы по совету своих родственников-музыкантов не поступил в Алма-Атинскую государственную консерваторию/На сей раз — на вокальный факультет. Алибеку повезло — он попал в класс опытного педагога, в прошлом известной певицы, заслуженной артистки Казахской ССР Надиры Абдрахмановны Шариповой. Именно она определила амплуа Днишева как камерного певца, а также обнаружила, что у ее ученика совсем не баритон, а лирический тенор.
В результате кропотливых занятий голос Алибека приобрел полетность и подвижность, расширился его диапазон.

В 1975 году, будучи студентом пятого курса, Днишев завоевывает звание лауреата VII Всесоюзного конкурса вокалистов им. Глинки. Любопытно, что он первым в истории этого конкурса удостоился высшей награды за исполнение камерных сочинений, да еще получил специальный приз за лучшую интерпретацию романсов Глинки.
Успех на конкурсе в разделе камерного исполнительства утвердил выпускника консерватории в мнении, что он-—камерный певец, И он пошел по этой стезе.
1977 год подтвердил, что успех Диишева-ка-мерного певца не был случайным. В Цвиккау на международном конкурсе им. Шумана он исполнил более тридцати романсов Бетховена, Шуберта, Шумана и Мендельсона на языке оригинала (это обязательное требование конкурса). С особым блеском у Днишева прозвучал технически и эмоционально сложный вокальный цикл Шумана «Любовь поэта». Пение Днишева, отличающееся тонким чувством стиля, богатством нюансировки и глубиной проникновения в образ, было по-настоящему одухотворенным и романтическим. Казахский артист получил на конкурсе серебряную медаль.
Спустя два года посланец казахского искусства пересек океан, чтобы принять участие еще в одном международном конкурсе вокалистов — в Рио-де-Жанейро. И вновь— обширная программа камерных произведений. На сей раз список имен композиторов не ограничивался одной страной и даже веком—здесь были произведения Моцарта и Рахманинова, Генделя и Стравинского. А исполнялись эти произведения на немецком, английском, испанском, португальском, итальянском и русском языках. Днишев продемонстрировал безукоризненное чувство стиля, отсутствие внешних эффектов и эмоциональную глубину. И вновь —звание лауреата. Бразильские критики считали, что у Днишева — итальянская школа, а певец терпеливо объяснял, что бельканто лежит в основе казахского мелоса.
Утвердившись как камерный исполнитель, Днишев решает попробовать себя в оперном театре. Многим это желание казалось необоснованным, т. к. они считали силу голоса певца недостаточной. Однако исполнение партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» убедило в правомерности притязаний артиста. А вскоре Алибеку довелось дебютировать в партии Ленского на главной оперной сцене страны — в Большом театре Союза ССР, во время гастролей Казахского театра в Москве. Хотя артист и волновался, но пел как никогда вдохновенно! Строгие московские критики единодушно заговорили о нем как о новом открытии, и Алибек был удостоен звания «лучшего молодого певца года», а вскоре приглашен на эту роль в труппу Большого театра.

С успехом выступает Днишев и в операх казахских композиторов. Своеобразной вершиной считается образ пылкого мечтателя поэта Айдара, созданный певцом в опере А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай». Интересной и значительной была его работа в опере Г. Жубановой «Двадцать восемь», где Алибек поет Пролог и Эпилог, а также партию одного из героев-панфиловцев — Касаева.
Большой успех принесла певцу партия Сана-та в опере Е. Рахмадиева «Песнь о целине», где Днишев ярко и романтически приподнято исполнил роль своего современника. И этот успех закономерен. Днишев, нередко выступающий с шефскими концертами перед воинами и чабанами, строителями и колхозниками, хорошо знает жизнь этих людей —его слушателей.
В восьмидесятые годы известность Днишева непрерывно растет. Он желанный гость многих теле- и радиопередач. Встреч с ним ждут в нашей стране и за рубежом поклонники оперных и камерных произведений, а также песен, в том числе и казахских народных, которые певец непременно включает в свои концертные программы.

«Народная песня — неиссякаемый источник вдохновения, хрустальную чистоту которого нам —певцам необходимо оберегать от замутнения. Я имею в виду новомодные трактовки народных песен, смещение ритмических акцентов на иностранный лад и прочее «осовременивание», нивелирующее национальное своеобразие, — говорит Алибек Днишев. — Издавна существуют исполнительские традиции. Их следует продолжать, развивать, но и, конечно лее, сохранять. Лишь тогда песня — будь то русская или казахская — сохранит свою самобытность, неповторимое очарование, передаст характер народа ее создавшего. Я всегда хранил верность традициям и в правильности моей позиции меня убедили слушатели разных стран, которым я пел.
народные песни. Они говорили, что душу моего народа они узнали через песню».
Активная творческая деятельность удивительно скромного и трудолюбивого «казахского соловья», как его любовно называют в республике, снискала Днишеву признание и уважение слушателей. В 1979 году певцу была присуждена премия Ленинского комсомола за высокое исполнительское мастерство. А в 1982 году посланец молодежи Казахстана Алибек Днишев шел в колонне знаменосцев, вносивших в зал заседаний XIX съезда ВЛКСМ овеянные славой знамена комсомола. Спустя четыре года Днишев был делегирован коммунистами республики на исторический XXVII съезд КПСС.
Неутомимая творческая работа талантливого казахского певца получила высокую оценку — в 1986 году Алибек Днишев был удостоен высокого звания — народный артист СССР.