Поют лауреаты ленинского комсомола
Эдуард Хиль

Эстрада



Эстрадные исполнители, песни, ноты, очерки

 

ЭДУАРД ХИЛЬ
Очерк

 

 

«А я иду, шагаю по Москве», —слышим мы песню А. Петрова на стихи Г. Шпаликова и сразу же перед нами возникает образ ладного жизнерадостного парня с веселой, озорной улыбкой. Именно таким во многих песнях предстает перед нами известный певец Эдуард Хиль.
В обширном репертуаре Э. Хиля немало разнообразных песен, воспевающих бодрых, неунывающих парней, бывалых моряков, удалых лесорубов, отчаянных хоккеистов — мужественных людей, не пасующих перед трудностями. Этих героев отличает благородство и доброта. Создавая в песне их характеры, певец не пользуется только одной краской, он стремится сделать образ героя полнокровным, неоднозначным, которому, как говорится, ничто человеческое не чуждо. Поэтому летчики у Хиля, штурмуя небо, тоскуют о любимых, а на земле вновь стремятся к звездам.
А бывает, что он исполняет песни, в которых отражена как в зеркале его собственная нелегкая судьба. Так было несколько лет назад, когда он спел песню молодых ленинградцев А. Морозова и В. Гина «Ищу родных». Эти два коротких горьких слова вместили для Хиля многое: эвакуацию из Смоленска и бомбежки, разлуку с родными и детский дом, годы надежды и, наконец, обретенное счастье — встречу с матерью.
Примечательно, что драматические события военного детства не ожесточили его, а, наоборот, сформировали его оптимистический характер, научили ценить, любить жизнь и людей.
После войны, приехав в Ленинград, будущий певец поступил в полиграфический техникум, а по окончании работал мастером на фабрике офсетной печати. Жизнь юноши не ограничивалась работой, его интересы были разнообразны— он увлекался живописью, занимался музыкой в самодеятельной оперной студии и в вечерней музыкальной школе. Успехи в овладении вокальным мастерством были настолько серьезны, что педагоги в оперной студии посоветовали ему поступить в консерваторию. Блестяще выдержав вступительные экзамены, мастер офсетного цеха стал студентом музыкального вуза.

И вот за плечами пять лет учебы и консерваторский диплом, около десяти ролей, сыгранных и спетых на студенческой, а потом и на сцене оперной студии. В большинстве своем это партии характерные —Фигаро в опере «Севильекий цирюльник», Голова в опере «Черевички», Джанни Скикки в одноименной опере Д. Пуччини и другие. Любопытно, что герои многих современных песен Хиля сродни остроумному и деятельному, находчивому и жизнелюбивому Фигаро. Видимо, не случайно певцу так удался этот вечно любимый и современный герой в опере Россини.
С не меньшим интересом увлекся он и камерной музыкой, любовь к которой сохранил и по сей день. Нередко Центральное телевидение показывает в исполнении Хиля вокальные камерные циклы русских классиков. Вероятно, камерная музыка убедила певца попробовать свои силы в песне —жанре родственном. И первая же проба принесла ему всесоюзный, успех. Когда снимался фильм «Путь к причалу» и надо было записать к нему песню, выяснилось, что в Ленинграде не оказалось в тот момент ни одного известного исполнителя. Автору музыки Андрею Петрову посоветовали пригласить Эдуарда Хиля. Выбор оказался весьма удачным — «Песня о друге» в исполнении молодого артиста стала необыкновенно популярной.
Работа над фильмом стала началом многолетнего плодотворного сотрудничества певца и композитора.
Популярной стала и новая песня А. Петрова на стихи Л. Куклина «Голубые города» о молодых строителях, возводящих города на «краю земли».
И первая, и вторая песни в исполнении Хиля лиричны, согреты доброй улыбкой и сердечным теплом.
Постепенно, от песни к песне складывался облик певца, С годами образы героев Хиля становились все более разнообразными, все точнее становился их психологический портрет, все более интересными и емкими — характеры

В его репертуаре появляется много песен о любви. И здесь палитра красок Хиля многоцветна. Сколько нежности в его голосе, когда он обращается к поседевшей матери в песне «Мама» В. Гаврилина на стихи А. Шульгиной. А как искренни его признания в любви к Родине, когда он поет, пожалуй, одни из лучших своих песеи — «С чего начинается Родина?» и «Березовый сок» В. Баснера на стихи М. Матусовского, Продолжая эту тему, уместно вспомнить о значительном успехе советского певца, одним из первых принявшем участие в весьма представительном международном конкурсе эстрадной песни в польском городе Сопоте. Хиль немало удивил жюри и слушателей, привыкших к шлягерам, исполнением очень лиричной песни польского композитора Сарта «Раз, только лишь раз». А удивив, покорил богатством чувств, тонким психологизмом, выразительностью голоса. Итогом была вторая премия и звание лауреата международного конкурса.

В творческой судьбе певца было еще немало гастролей и конкурсов в стране и за рубежом.
Э. Хиль дал «путевку в жизнь» многим песням ленинградских и московских композиторов. Некоторые из них потом включили в свои программы артисты всей страны, но были и настолько совершенные образцы, которые с подобным успехом не в силах был повторить никто из профессионалов. К таким удачам следует отнести «А люди уходят в море» А. Петрова и И. Панкратова, «Ты и небо» А. Морозова и А. Азизова, «Лунный камень» и «Лесорубы» А. Островского и И. Кашежевой, М. Танича.
География всесоюзных гастролей певца необъятна. Его популярность велика, А среди поклонников его дарования можно найти и комсомольцев Усть-Илима, и ветеранов войны из Смоленска, города, где он родился и жил до войны.

Хиль весьма наблюдателен, он остро подмечает в будущих героях своих песен наиболее типичное, характерное. Поэтому так узнаваемы создаваемые им образы и тем близки они слушателям.
Авторитет ленинградского певца среди коллег непререкаемо высок. Его интеллект, кругозор, профессиональное знание не только эстрадной песни, но и народной, а также романсовой и оперной музыки — общеизвестны. Весом и пре-подавательный опыт Хиля —певец в последние годы учит искусству пения молодых вокалистов в Ленинградской консерватории. Поэтому Хиля пригласили быть членом жюри международного фестиваля политической песни «Красная гвоздика» в Сочи, а в 1970 году он возглавил жюри Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве. И в том, что этот конкурс смог выявить столь ярких исполнителей, как ВИА «Песняры» и Лев Лещенко, — немалая заслуга председателя жюри.
Мастерство ленинградского певца Эдуарда Хиля хорошо известно не только советским слушателям, но и зарубежным. Многие годы артист пропагандирует на разных континентах вдохновенное творчество русских классиков — Глинки,
Мусоргского, Даргомыжского, а также русские народные и современные советские песни.
Лучшие произведения в исполнении Хиля записаны Всесоюзной фирмой «Мелодия» на сотни грампластинок.
Певец всегда интересен, встреча с ним сулит новые открытия — неожиданные и талантливые. Поэтому зрелое и совершенное искусство Эдуарда Хиля отмечено присуждением ему премии Ленинского комсомола и почетного звания — народный артист РСФСР.