«А я иду, шагаю
по Москве», —слышим мы песню А. Петрова на стихи Г. Шпаликова и сразу
же перед нами возникает образ ладного жизнерадостного парня с веселой,
озорной улыбкой. Именно таким во многих песнях предстает перед нами известный
певец Эдуард Хиль.
В обширном репертуаре Э. Хиля немало разнообразных песен, воспевающих
бодрых, неунывающих парней, бывалых моряков, удалых лесорубов, отчаянных
хоккеистов — мужественных людей, не пасующих перед трудностями. Этих героев
отличает благородство и доброта. Создавая в песне их характеры, певец
не пользуется только одной краской, он стремится сделать образ героя полнокровным,
неоднозначным, которому, как говорится, ничто человеческое не чуждо. Поэтому
летчики у Хиля, штурмуя небо, тоскуют о любимых, а на земле вновь стремятся
к звездам.
А бывает, что он исполняет песни, в которых отражена как в зеркале его
собственная нелегкая судьба. Так было несколько лет назад, когда он спел
песню молодых ленинградцев А. Морозова и В. Гина «Ищу родных». Эти два
коротких горьких слова вместили для Хиля многое: эвакуацию из Смоленска
и бомбежки, разлуку с родными и детский дом, годы надежды и, наконец,
обретенное счастье — встречу с матерью.
Примечательно, что драматические события военного детства не ожесточили
его, а, наоборот, сформировали его оптимистический характер, научили ценить,
любить жизнь и людей.
После войны, приехав в Ленинград, будущий певец поступил в полиграфический
техникум, а по окончании работал мастером на фабрике офсетной печати.
Жизнь юноши не ограничивалась работой, его интересы были разнообразны—
он увлекался живописью, занимался музыкой в самодеятельной оперной студии
и в вечерней музыкальной школе. Успехи в овладении вокальным мастерством
были настолько серьезны, что педагоги в оперной студии посоветовали ему
поступить в консерваторию. Блестяще выдержав вступительные экзамены, мастер
офсетного цеха стал студентом музыкального вуза.
И вот за плечами пять лет учебы и консерваторский диплом, около десяти
ролей, сыгранных и спетых на студенческой, а потом и на сцене оперной
студии. В большинстве своем это партии характерные —Фигаро в опере «Севильекий
цирюльник», Голова в опере «Черевички», Джанни Скикки в одноименной опере
Д. Пуччини и другие. Любопытно, что герои многих современных песен Хиля
сродни остроумному и деятельному, находчивому и жизнелюбивому Фигаро.
Видимо, не случайно певцу так удался этот вечно любимый и современный
герой в опере Россини.
С не меньшим интересом увлекся он и камерной музыкой, любовь к которой
сохранил и по сей день. Нередко Центральное телевидение показывает в исполнении
Хиля вокальные камерные циклы русских классиков. Вероятно, камерная музыка
убедила певца попробовать свои силы в песне —жанре родственном. И первая
же проба принесла ему всесоюзный, успех. Когда снимался фильм «Путь к
причалу» и надо было записать к нему песню, выяснилось, что в Ленинграде
не оказалось в тот момент ни одного известного исполнителя. Автору музыки
Андрею Петрову посоветовали пригласить Эдуарда Хиля. Выбор оказался весьма
удачным — «Песня о друге» в исполнении молодого артиста стала необыкновенно
популярной.
Работа над фильмом стала началом многолетнего плодотворного сотрудничества
певца и композитора.
Популярной стала и новая песня А. Петрова на стихи Л. Куклина «Голубые города» о молодых строителях, возводящих
города на «краю земли».
И первая, и вторая песни в исполнении Хиля лиричны, согреты доброй улыбкой
и сердечным теплом.
Постепенно, от песни к песне складывался облик певца, С годами образы
героев Хиля становились все более разнообразными, все точнее становился
их психологический портрет, все более интересными и емкими — характеры
В его репертуаре появляется много песен о любви. И здесь палитра красок Хиля многоцветна. Сколько нежности в его голосе, когда он обращается к поседевшей матери в песне «Мама» В. Гаврилина на стихи А. Шульгиной. А как искренни его признания в любви к Родине, когда он поет, пожалуй, одни из лучших своих песеи — «С чего начинается Родина?» и «Березовый сок» В. Баснера на стихи М. Матусовского, Продолжая эту тему, уместно вспомнить о значительном успехе советского певца, одним из первых принявшем участие в весьма представительном международном конкурсе эстрадной песни в польском городе Сопоте. Хиль немало удивил жюри и слушателей, привыкших к шлягерам, исполнением очень лиричной песни польского композитора Сарта «Раз, только лишь раз». А удивив, покорил богатством чувств, тонким психологизмом, выразительностью голоса. Итогом была вторая премия и звание лауреата международного конкурса.
В творческой судьбе певца было еще немало гастролей и конкурсов в стране
и за рубежом.
Э. Хиль дал «путевку в жизнь» многим песням ленинградских и московских
композиторов. Некоторые из них потом включили в свои программы артисты
всей страны, но были и настолько совершенные образцы, которые с подобным
успехом не в силах был повторить никто из профессионалов. К таким удачам
следует отнести «А люди уходят в море» А. Петрова и И. Панкратова, «Ты
и небо» А. Морозова и А. Азизова, «Лунный камень» и «Лесорубы» А. Островского
и И. Кашежевой, М. Танича.
География всесоюзных гастролей певца необъятна. Его популярность велика,
А среди поклонников его дарования можно найти и комсомольцев Усть-Илима,
и ветеранов войны из Смоленска, города, где он родился и жил до войны.
Хиль весьма наблюдателен, он остро подмечает в будущих героях своих песен
наиболее типичное, характерное. Поэтому так узнаваемы создаваемые им образы
и тем близки они слушателям.
Авторитет ленинградского певца среди коллег непререкаемо высок. Его интеллект,
кругозор, профессиональное знание не только эстрадной песни, но и народной,
а также романсовой и оперной музыки — общеизвестны. Весом и пре-подавательный
опыт Хиля —певец в последние годы учит искусству пения молодых вокалистов
в Ленинградской консерватории. Поэтому Хиля пригласили быть членом жюри
международного фестиваля политической песни «Красная гвоздика» в Сочи,
а в 1970 году он возглавил жюри Всесоюзного конкурса артистов эстрады
в Москве. И в том, что этот конкурс смог выявить столь ярких исполнителей,
как ВИА «Песняры» и Лев
Лещенко, — немалая заслуга председателя жюри.
Мастерство ленинградского певца Эдуарда Хиля хорошо известно не только
советским слушателям, но и зарубежным. Многие годы артист пропагандирует
на разных континентах вдохновенное творчество русских классиков — Глинки,
Мусоргского, Даргомыжского, а также русские народные и современные советские
песни.
Лучшие произведения в исполнении Хиля записаны Всесоюзной фирмой «Мелодия»
на сотни грампластинок.
Певец всегда интересен, встреча с ним сулит новые открытия — неожиданные
и талантливые. Поэтому зрелое и совершенное искусство Эдуарда
Хиля отмечено присуждением ему премии Ленинского комсомола и почетного
звания — народный артист РСФСР.