Ноты - Русские песни из репертуара Лидии Руслановой

Эстрада

народные песни

для баяна

Биография, творчество



ноты в pdf
скачать ноты для фортепиано песен Л.Руслановой

 

 

Посмотреть обложкуСборник с нотами к песням Руслановой Пример скана нот

Русские песни из репертуара Л. Руслановой
для голоса в сопровождении фортепиано (или баяна)
составитель Н. Кольцов
"Музыка", 1973г.
номер 7541
(pdf, 9 Мб)

Содержание:

 

«Вся жизнь моя связана с песней. Сколько помню себя, всегда возле меня — песня», — рассказывает о себе Лидия Андреевна Русланова. Она родилась на Волге, недалеко от Саратова, в крестьянской семье. Отец работал грузчиком на пристани, семья была бедная. Вместе с бабушкой, большой мастерицей петь песни, «песельницей», как тогда говорили в деревне, маленькая Русланова ходила по свадьбам и по девичникам, слушала песни, запоминала. В то время ни одно событие в деревне не обходилось без пения — ни полевые работы, ни праздники, ни гуляния, ни девичьи посиделки. «Первая настоящая песня, которую я услышала, был плач, — продолжает Лидия Андреевна. — Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: «Повопи, баба, по тятьке». И она вопила: «На кого же ты нас, сокол ясный, покинул?...». Бабушка не зря убивалась. Началась русско-японская война, отец на ней так и пропал. Больше мы его не видели».
Трое маленьких детей остались на руках больной матери. «Не помню, когда я сама научилась петь... Но представления начала давать лет с шести. Мать лежала больная, а я расхаживала, как по сцене по русской печке и пела все подряд, что знала — и деревенское, и городское. Городские песни совсем без труда запоминала. В деревне пели сложно, с «подполозами», а эти услыхала раз — и уж пою. Все удивлялись: вот, бесенок, какая памятливая». Вскоре мать умерла, и трое детей попали в разные сиротские приюты. В приюте для девочек, куда определили будущую певицу, кроме обычных школьных занятий, три раза в неделю проводились уроки пения и музыкальной грамоты. Преподавал эти предметы регент местной церкви. Однажды на занятиях он заметил музыкальность юной воспитанницы и похвалил ее: «Да у тебя хороший голос, контральт!» Так Русланова попала в церковный хор. «В церковном хоре я быстро стала солисткой.

Со всего города начали ездить к нам купцы — послушать, как сирота поет... И после приюта, когда меня отдали ученицей на мебельную фабрику, за песни мне все помогали. Лет в 17 была я уже опытной артисткой, ничего не боялась, ни сцены, ни публики». На этой мебельной фабрике юную
Русланову услышал профессор Саратовской консерватории М. М. Медведев и предложил ей посещать занятия в консерватории. Однако школа академического пения не увлекла Русланову. Ее тянуло к русской песне. «Поняла, что академической певицей мне не быть, — вспоминает Лидия Андреевна. — Моя сила была в непосредственности, в естественности, в единстве с тем миром, где родилась песня. Я это в себе берегла». Разразилась первая мировая война. Начальник санитарного поезда взял певицу в свою часть — она стала петь для раненых и для солдат, отправляющихся на фронт. Она выбирала песни, наиболее близкие солдатскому сердцу, наиболее трогательные, доходчивые. Затем пришла революция, гражданская война, которая застала Русланову профессиональной певицей, «уже членом профсоюза», в Ростове-на-Дону... Выступала перед красноармейцами, неизменно оказывавшими ей самый горячий прием. В 1921 году Лидия Андреевна переезжает в Москву на профессиональную артистическую работу.
Мы знаем, какую заслуженную славу принесла Лидии Андреевне эта работа. Бесконечные концерты, поездки по стране, выступления по радио, тогда еще делавшему первые робкие шаги, снискали ее искусству широчайшую популярность. В эти годы окончательно складывается ее особенный исполнительский стиль, оформляется специфический «руслановский» репертуар. Как исполнительница русских народных песен Русланова продолжает традицию лучших звезд русской эстрады начала XX века, особенно Надежды Плевицкой. Помимо известных русских песен, таких как «Вниз по Волге-реке», «Когда я на почте служил ямщиком», «Степь да степь кругом», «Лучинушка», «На улице дождик», никогда не сходивших с концертной эстрады, Русланова поет широко популярные в начале века (а одно время занесенные в разряд «мещанских») так называемые городские русские песни — «Раскинулось море широко», «Шумел-горел пожар московский», «Когда б имел златые горы», каторжные — «По диким степям Забайкалья», «Глухой неведомой тайгою», фабричные, солдатские. Благодаря искусству Руслановой многие из этих песен обрели в новой советской действительности как бы второе рождение.
Лидия Андреевна обращается и к современному фольклору (так, она первой запела песню гражданской войны «По долинам и по взгорьям») и к творчеству советских композиторов — все помнят в ее исполнении песню «Партизан Железняк», и особенно знаменитую «Катюшу» М. Блантера (впервые ее запела именно Русланова).
Исполнительский стиль Руслановой, столь индивидуальный и яркий, также восходит к традиции русских песенниц, выступавших когда-то на народных гуляньях, а позднее, уже в начале XX века, вышедших и на большую концертную эстраду. Это исполнение в полном смысле слова. «Я песню не пою, я песню играю», — говорит Лидия Андреевна. Все ее пребывание на сцене, начиная с обдуманного, «игрового», выхода на сцену в русском народном костюме, и кончая прощальным поклоном — искусно отрежиссированный маленький спектакль. Неслучайно поэтому певицу привлекают песни с развитой драматургией, с острым сюжетом, с контрастными перепадами настроения, с яркими характерами. У нее каждое слово живет, а люди — общаются, разговаривают. Это настоящие «песни в лицах».

В отличие от других исполнительниц этого жанра, например, Ольги Ковалевой, подчеркивавшей мягкую задушевность, лиричность русской песни, темперамент певицы диктует яркое, задорное, лихое исполнение (а соответственно и подбор песен). Некоторые критики ставили это в упрек певице. Предоставим слово для ответа тонкому знатоку эстрады писателю Виктору Ардову: «Этот голос заставляет всех встрепенуться, он исполнен скрытого волнения, часто даже тоски, свойственной русской песне. Забыть контральто Руслановой или спутать с другим голосом — невозможно. Русланова среди мощного потока исполнителей русской народной песни стоит особняком. Она вывела лирическую народную русскую песню с пути суховатого музейного фольклора на дорогу живого взволнованного эмоционального толкования и исполнения. А без волнения, без эмоций — какая же цена песни? Однако ей присуще чувство стиля в высокой степени! По мнению усердных ревнителей чистоты старинной русской песни Русланова, якобы, пользуется арсеналом выразительных средств, свойственных цыганской манере пения. Эти упреки в «цыганщине» неверны, потому что прямого следования чисто цыганским приемам: тремоло и др. у Руслановой нет и никогда не было. Верно то, что Лидия Андреевна насыщает свое исполнение такой взволнованностью, таким проявлением подлинного глубокого темперамента, что это пугает иных фольклористов, привыкших к более чем сдержанной, чисто этнографической манере исполнения русских народных песен на концертной эстраде. Л. Руслановой одинаково доступны драма, былина, шутка, комедия, патетика патриотических напевов и, конечно, лирика. Если учесть, что у нее не было никогда в качестве учителей режиссеров, а также необычное разнообразие приемов, стилей, манер, то поражаешься — какую точность, отработанность во всех компонентах своих выступлений на сцене обнаруживает эта необычайно одаренная певица, а заодно и природная артистка. У нее можно учиться, как надо соблюдать подлинную стилистику в исполнении да и в сценическом поведении». Да, голос Руслановой не спутаешь ни с каким другим. Заслышав этот неповторимый тембр, каждый сейчас же скажет: «Это поет Русланова!» Очень красиво ее низкое контральто светлого, чуть металлического звучания и большого диапазона; красивы глубокие грудные звуки, средние и высокие, почти сопрановые, особенно в пиано! Ее голосу свойственна исключительная подвижность, доступны тончайшие нюансы: она может взять высокую ноту и тянуть ее бесконечно долго в мощном форте, но может и затихнуть до еле слышного обворожительного пианиссимо. Поражает ее умение владеть дыханием, блестящая дикция, не говоря уже о необычайной выразительности исполнения. Прослушайте внимательно в ее исполнении какую-нибудь русскую песню в 6—8 куплетов с повторяющейся в каждом куплете мелодией — это замечательный урок для молодых вокалистов, особенно решивших посвятить себя народной песне. Варьируется не только сопровождение каждого куплета, будь то баян, оркестр или гитара, что стало уже привычным для многих исполнителей, но и сам мелодический распев. Русланова ведет мелодию в свободной манере народной импровизации, она изменяет ее, варьирует в соответствии с эмоциональным содержанием, нанизывает, «цепляет» на нее возможные хоровые подголоски, как бы поет «за весь хор». Эта разработка песни по принципу русской народной подголосочной полифонии, творческая импровизация, и делает исполнение Руслановой ярким и неповторимым.

С особенной полнотой и горячностью проявилась любовь народа к искусству Л. Руслановой в годы Великой Отечественной войны. Ведь именно солдаты, еще в Первую мировую войну, были первой аудиторией молодой певицы, к солдатским сердцам нашла ее песня прямой и стремительный путь. С присущей ей страстностью натуры Русланова отдается этой благороднейшей работе — поддерживать, поощрять, вливать своим искусством силы, а то и просто повеселить усталых солдат. В составе концертной бригады певица объехала все фронты. Кадры старых хроник и кинофильмов сохранили для нас эти удивительные концерты. Мы видим восторженные лица солдат, они слушают, смеются, грустят. А вот и последний фронтовой концерт: 2 мая у стен разбитого Рейхстага поет Лидия Русланова.
Известный театральный деятель Б. Филиппов, постоянный участник фронтовых концертных бригад, в своей книге «Актеры без масок» так описывает выступления певицы:
«18 августа 1941 года. Отправляемся в путь в село Батищево. Ищем новую воинскую часть. Провожая нас, полковник Лизюков оглашает приказ о зачислении В. Хенкина и Л. Руслановой почетными красноармейцами 57-й танковой дивизии. В знак уважения к почетным красноармейцам им выдается по полному комплекту обмундирования...»

И далее: «Среди нашей сугубо штатской группы блещут своим военизированным видом два почетных танкиста В. Хенкин и Л. Русланова. Я уверен, что в Москве они долго не снимут честно заработанной ими солдатской формы, самой дорогой для советского человека в дни суровой и беспощадной войны».
Неслучайно, что именно в военное время — 28 июня 1942 года — Лидии Андреевне Руслановой присваивается звание Заслуженной артистки РСФСР.
Прошло около трех десятилетий со дня окончания войны. На эстраде сменилось несколько поколений певцов, появлялись и исчезали модные стили и веяния. Но выступления Руслановой волнуют и сейчас. В наши дни, когда вновь пробуждается интерес к русской песне во всех ее формах, мы с благодарностью обращаемся к творческому опыту замечательной советской артистки, искусство которой вписало незабываемую страницу в истории нашего исполнительства.
* * *
Настоящее издание рассчитано на широкий круг любителей пения, на молодых вокалистов, на многомиллионную армию участников художественной самодеятельности.
На протяжении своего долгого артистического пути Лидия Андреевна выступала в сопровождении самых различных коллективов: оркестра русских народных инструментов им. Осипова, секстета под управлением Семенова; она выступала с пианистом С. К. Стучевским, пела дуэт с Н. Северским, аккомпанировавшим на гуслях. Особенно часто Лидия Андреевна пела в сопровождении трио баянистов—А. Кузнецова, Я. Попкова и А. Данилова (А. Макарова) и с баянистами Комлевым и Максаковым. Все эти баянисты не просто аккомпанировали певице в концертах, но часто являлись и авторами обработок народных песен, исполнявшихся Руслановой. Их уже нет в живых. Некоторые их обработки записаны на грампластинки, рукописей же нот не сохранилось. Поэтому в настоящий сборник в основном вошли новые обработки, сделанные композиторами, либо сотрудничавшими с певицей (П. Куликов), либо давно успешно работающими в песенном жанре (А. Новиков, Н. Будашкин, Ю. Слонов, В. Волков и другие). Новые обработки просты, доступны для исполнения самых широких кругов музыкантов, пианистов и баянистов.
Песни даны в тех тональностях, в которых их исполняла Л. А. Русланова. В задачу данного сборника не входила точная запись различных исполнительских нюансов певицы. Лишь в песнях, записанных с грампластинок, сохранены все особенности «руслановской» разработки мелодии; по этим записям можно судить об удивительном импровизационном мастерстве певицы. Тексты песен печатаются с теми, в основном, незначительными изменениями, которые вносила в них Русланова. Изменения эти в сносках не оговариваются.

Песни даются в сопровождении фортепиано; для исполнения на баяне сделана специальная редакция. Сопровождение несложно, сделано с учетом возможностей музыкантов-любителей так, чтобы при желании песни можно было легко транспонировать в различные тональности.
А. НОВИКОВ Народный артист СССР

 

Скачать ноты Скачать ноты