Песни из репертуара Ирмы Яунзем - Ноты

Народные песни



Сборник песен в исполнении певицы Ирмы Петровны Яунзем. Ноты для голоса в сопровождении фортепиано

 

 

Сборник народных песен pdf
Песни из репертуара Ирмы Яунзем
для голоса с фортепиано
"Музыка", 1971г.
номер 7062

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
Народная артистка РСФСР Ирма Петровна Яунзем — одна из самых известных исполнителей, пропагандистов и знатоков народной песни. Всю свою жизнь, свой талант и мастерство, свой огромный артистический темперамент и энергию отдала она любимому делу — собиранию, записи и исполнению народной песни. Имя певицы знакомо всем советским людям. Уже несколько десятилетий звучит ее голос, звучат песни, некогда петые ею самой, исполняющиеся теперь другими певцами. Завидная и прекрасная жизнь певицы — подлинный подвиг во имя популяризации народной песни, пример самоотверженного служения любимому искусству.

Родилась Ирма Петровна в Белоруссии в латышской семье. Белорусские песни, часто звучавшие в доме Яунзем, были первой любовью молодой певицы — с них начались поиски ее репертуара, ими открыла она свои первые концерты народных песен, верность им пронесла через всю свою концертную жизнь.
«Свой» репертуар Ирма Петровна нашла не сразу. В 1915 году она поступила в Петроградскую консерваторию в класс профессора К. Н. Дорлиак, педагога тонкого, внимательного и требовательного. И. В. Ершов, прославленный певец, вел в консерватории оперный класс. По признанию певицы именно занятия в этом классе помогли ей определить свой путь, найти свое исполнительское лицо. Ершов учил певцов искусству сценического перевоплощения — учил жить на сцене жизнью своего героя.
По окончании консерватории Ирма Яунзем начала свою активную концертную работу и первой из советских певцов полностью посвятила свое творчество исполнению народных песен. Она вошла в состав концертной бригады, разъезжавшей по фронтам гражданской войны. Она пела перед этой новой для себя аудиторией оперные арии, романсы, русские и украинские народные песни. В эти же годы во всем своем своеобразии начал складываться ее концертный репертуар. В 1921 году Ирма Петровна выехала из Минска в деревни Белоруссии. Из этой поездки она вернулась, привезя с собой несметное богатство — около ста белорусских народных песен, которые сама же записала. Именно белорусская песня, с которой певица вскоре вышла на эстраду, послужила для «ее отправным пунктом для дальнейшего изучения народного творчества.
Где только ни побывала И. П. Яунзем! Она объехала все республики Советского Союза, включая Крайний Север, Горный Алтай и другие трудно доступные районы. Была и за рубежом — в Европе, странах Дальнего Востока. И повсюду она не только пела, но и записывала народные мелодии, в полном смысле слова изучала песни, манеру их исполнения, стремилась проникнуть в особенности их национального характера. Чтобы достичь более точного перевоплощения, актриса старалась петь на языке народа, создавшего песню. «Я не позволяла себе браться за исполнение песни, прежде чем не услышу ее из «первых рук», — рассказывает Ирма Петровна в своей книге «Человек идет за песней». — Я должна была изучить певческую манеру того народа, чьи песни собиралась пропагандировать. И не только певческую манеру. Мне надо было знать особенности характера этого народа, его быт, историю. Исполнитель народной песни должен быть любознательным. Он должен много работать. Работа заключается ведь не только в разучивании мелодии и текста. И то, и другое действительно можно сделать быстро. Но проходят дни долгих раздумий, поисков, прежде чем доберешься до самой сути песни, раскусишь ее, так сказать, до зерна».
Лучшие народные певцы были учителями Ирмы Петровны. И не только учителями. Крепкая дружба связывала ее со многими блестящими мастерами национального пения. Среди них — Сайра Ки-избаева (Киргизия), Куляш Байсеитова (Казахстан), Халима Насырова (Узбекистан), Дмитрий Бакрадзе (Грузия), Бюль-Бюль (Азербайджан), Лариса Александровская (Белоруссия).

Сотни песен шестидесяти трех народов мира были исполнены Ирмой Петровной на концертной эстраде. Многие песни, ставшие в наши дни известными и любимыми, впервые были спеты Яунзем. Она работала в тесном контакте со многими композиторами — С. Прокофьевым (может быть, не все знают, что знаменитые песни в кинофильме «Иван Грозный» — «Колыбельная» и «Песня про бобра» были напеты Ирмой Петровной); О. Чишко (автор известной обработки белорусской песни «Чаму ж мне ня петь»); С. Василенко, А. Долуханяном и др. Ученик Н. А. Римского-Корсакова композитор Максимилиан Штейнберг обработал для оркестра 24 песни народов СССР, которые Яунзем исполняла с лучшими симфоническими коллективами и дирижерами. Много обработок сделал для Ирмы Петровны и ее постоянный концертмейстер (свыше 30 лет они выступали вместе), большой знаток народной песни Вл. Флоров.
Искусство Ирмы Яунзем получило самое широкое признание. Концерты ее как у нас в стране, так и за рубежом, пользовались неизменным успехом. В составе советской делегации выступала Яунзем на международных музыкальных выставках. Пресса писала, что «концерты Ирмы Яунзем представляют не только большой художественный интерес, но и не менее — этнографическую ценность. Жизнь народа, чью песню певица исполняет, рисуется звуками с такой точностью, яркостью и выразительностью, какой не в силах достигнуть страницы самых глубоких научных исследований».

Летом 1935 года в Горках у А. М. Горького гостил замечательный французский писатель Ромен Роллан. На встречу приглашена была и Ирма Яунзем. Она пела лучшие песни своего репертуара. «Отменная вы певица», — сказал Алексей Максимович, благодарно пожимая ей руку. А Ромен Роллан долго беседовал с Ирмой Петровной, восхищаясь ее талантом перевоплощения и способностью поэтично воссоздавать дух, образ самых различных народных песен. Особенно понравилась Роллану песня «Сказ про татарский полон», напомнившая ему старинную французскую песню о короле Роланде. Пение Яунзем произвело большое впечатление и на Горького. На другой день он прислал певице подарок — книги, фотографии, записанные им русские песни и письмо, заканчивавшееся слов-ами: «Сердечно благодарю вас за прекрасный вечер. Хорошо вы поете. М. Горький».

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня Ирма Яунзем выступала с концертом на призывном пункте. Концертная бригада, в которую входила Яунзем, давала по 3—4 концерта в день перед бойцами; певица выступала по радио, выезжала с концертами на фронт, в госпитали. Всю страну облетели патриотические песни, певшиеся Ирмой Петровной в эти тревожные дни: «От края до края» (музыка И. Дзержинского), «Песня мщения» (музыка М. Блантера, олова немецкого поэта-антифашиста Эриха Вайнерта), «Слово матери» (музыка М. Коваля). И как всегда, певица записывает новые песни, услышанные от бойцов, командиров, партизан. Так записала она у партизанского командира Лукина песню «Бувай здоров, коханий мiй», впоследствии получившую в ее исполнении всенародное признание.

В настоящее время Ирма Петровна Яунзем активно занимается педагогической деятельностью. Она — преподаватель музыкального училища, член жюри многих конкурсов эстрадной песни. Целая плеяда ее учеников работает сейчас в различных филармониях страны. С благодарностью вспоминают они человека, давшего им «путевку в жизнь», замечательного мастера, энтузиаста, педагога.
В этом сборнике представлена лишь небольшая часть огромного репертуара Яунзем. Это песни народов СССР, получившие в ее исполнении наибольшую известность. Они очень разнообразны — это песни недавнего прошлого и глубокой старины, песни пастухов, охотников, крестьян, солдат,, песни исторические и современные, лирические,, шуточные и драматические. Ирма Петровна исполняла их в разные периоды своей концертной деятельности.
Неутомимая, как и прежде, продолжает свой славный творческий путь Ирма Яунзем, истинно народная артистка, общественный деятель и педагог, создательница нового жанра исполнительского искусства. Ее жизнь и творчество — незабываемая страница в истории советской музыкальной культуры.
Вл. ВЛАСОВ заслуженный деятель искусств РСФСР

Ноты и тексты народных песен Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!