Четыре слова про Андрея Петрова

Ноты

Биография



Ноты для фортепиано, книги, литература

 

Хронограф

 

 

1930, 2 сентября
— Родился в Ленинграде. Отец — Павел Платонович Петров, военный хирург; в годы Великой Отечественной войны служил в полевых госпиталях. Мать — Ольга Петровна Ваулина, художник; училась у М. Матюшина и А. Осмеркина. Ее отец, Петр Кузьмич Ваулин, известный художник-керамист. Среди его работ — Третьяковская галерея, гостиница «Метрополь» в Москве, Татарская мечеть в Санкт-Петербурге.

1941, август — 1944, август
— Пребывание в эвакуации в городе Ленинск-Кузнецкий. Обучение игре на скрипке. Увлечение литературой. Первые литературные сочинения и мечта стать писателем.

1945
— Возвращение в Ленинград. Знаменитый американский фильм «Большой вальс» об Иоганне Штраусе, изменивший все юношеские планы. Поступление в Музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова на композиторское отделение (класс С.Я. Вольфензона),

1949-1954
— Учеба в Ленинградской консерватории (класс проф. О.А. Евлахова). Дипломная работа — симфоническая поэма «Радда и Лойко» (по рассказу М.Горького «Макар Чудра»), открывшая путь на филармоническую эстраду.

1954
— Женитьба на Наталии Ефимовне Фишковой (Петровой) — сокурснице по Консерватории, выпускнице теоретико-композиторского факультета, работавшей педагогом
в музыкальной школе и редактором в Академической Капелле. Во многом благодаря ее усилиям в 1969 году в Капелле состоялось первое в СССР исполнение 14-й Симфонии Д. Шостаковича. С 1973 по 1986 год Н.Е. Петрова была автором и ведущей ежемесячного телевизионного журнала «Музыкальный вестник». Всего на Ленинградском телевидении вышло 120 выпусков этого журнала.

1956
— Рождение дочери Ольги, впоследствии закончившей (1979) Ленинградскую консерваторию по классу композиции (проф. Б.И. Тищенко). OA Петрова — автор оперы «Винни Пух и все, все, все», поставленной во многих театрах страны; вокальных циклов, инструментальных сочинений, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам.

1959
— Премьера балета «Берег Надежды» на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. СМ. Кирова. (Либретто
Ю. Слонимского, балетмейстер — И. Вельский, художник — В. Дорер, дирижер — Е. Дубовской). В главных партиях выступили А. Макаров, А. Осипенко, Г Комлева. Балет был также поставлен в Москве, Таллине, Перми, Варне (Болгария).

1961
— Создание музыки к кинофильму «Человек-амфибия», завоевавшему огромный успех у зрителей. Песни из этого фильма получили широкую известность. Одна из них — «Нам бы, нам бы, нам бы.» и сегодня популярна в молодежной среде.

1962
— Первая встреча с кинорежиссером Георгием Данелия и создание музыки к кинофильму «Путь к причалу». Именно этот фильм стал для композитора настоящей школой киномузыки, многие принципы которой были использованы впоследствии в работе с другими режиссерами. А.П. Петров — автор музыки ко многим фильмам Г. Данелии. Среди них — «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Осенний марафон» и другие.

1963
— Проведение первого авторского концерта песни и эстрадной музыки в Ленинградском театре эстрады, состоявшегося по инициативе дирижера А. Бадхена. После создания в 70-е годы Ленинградского концертного оркестра под руководством А. Бадхена, авторские концерты композитора с этим коллективом стали постоянно проходить в Москве, Ленинграде и других городах страны.

1964
— Избрание (по инициативе Д.Д. Шостаковича) председателем правления Ленинградского Союза композиторов.

1965
— Проведение первого фестиваля музыки ленинградских композиторов «Ленинградская'музыкальная весна», задуманного и организованного А.П. Петровым. С 1989 года фестиваль получил статус международного и стал называться «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге». В 2000 году этот старейший в стране музыкальный фестиваль прошел в 36-й раз.

1965
— Знакомство с режиссером Эльдаром Рязановым и работа над музыкой к кинофильму «Берегись автомобиля», В последующие годы композитором была написана музыка к 13 фильмам этого режиссера. Среди наиболее известных — «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Небеса обетованные».

1966
— Премьера «Поэмы памяти павших в годы блокады Ленинграда» в Большом зале Ленинградской филармонии (дирижер А. Янсонс). Это сочинение неоднократно звучало
в исполнении многих отечественных и зарубежных оркестров под управлением Е. Светланова, Г. Рождественского, Ю. Симонова, В. Синайского и других дирижеров.

1966
— Участие в Международном конкурсе песни «Золотой Петух» в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Песня «А люди уходят в море» в исполнении Э. Хиля заняла 4-е место.

1967
— Премьера мюзикла «Мы хотим танцевать» (по пьесе Б. Ра-цера и В. Константинова) в Ленинградском театре музыкальной комедии. В дальнейшем этот мюзикл (в ряде случаев — под названием «В ритме сердца») был поставлен во многих театрах страны, а также в Польше и Чехословакии.

1967
— Присуждение Государственной премии СССР за песни
«Я шагаю по Москве», «Голубые города», «Песня о моем отце», «На кургане».

1971
— Премьера балета «Сотворение мира» на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. СМ. Кирова. (Либретто
и хореография Н. Касаткиной и В. Василева, художник — Э. Стенберг, дирижер — В. Федотов.) В спектакле танцевали легендарные звезды ленинградского балета 70-х — М. Барышников, И. Колпакова, В. Панов, Ю. Соловьев. Спектакль, вызвавший критику официальных властей и какое-то время находившийся на грани запрета, пользовался огромным успехом у публики. В последующие годы он был поставлен более чем в 30 наших и в 15 зарубежных театрах, побив таким образом все рекорды максимального количества постановок советских балетов второй половины XX века.

1974
— Проведение первого авторского симфонического концерта в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением и по инициативе Ю. Темирканова.

1974
— Создание музыки к советско-американскому фильму «Синяя птица» по сказке М. Метерлинка. (Режиссер — Дж. Кьюкер, в главных ролях — Э. Тэйлор, Д. Фонда,
Э. Гарднер, М. Терехова, О. Попов).

1974
— Поездка с авторскими программами по городам Урала
и Сибири совместно с Ленинградским концертным оркестром под руководством А, Бадхена.

1975
— Премьера оперы «Петр I» на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. СМ. Кирова. (Либретто и постановка Н. Касаткиной и В. Василева, художник — И. Сумбаташви-ли, хормейстер — А. Мурин, музыкальный руководитель
и дирижер — Ю. Темирканов). В главных партиях выступили В. Морозов, Л. Романчук, Г. Ковалева, И. Богачева. В 1976 году этот спектакль был удостоен Государственной премии СССР. Впоследствии опера была поставлена во многих городах страны, а также в Германии, Чехословакии и Болгарии. В 1978 и 1979 годах оперная труппа Кировского театра показала его на гастролях в Германии, Швейцарии и Греции.

1979
— Премьера балета «Пушкин» (Размышление о поэте) на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. СМ. Кирова. (Либретто и хореография Н. Касаткиной и В. Василева, художник — И. Сумбаташвили, музыкальный руководитель
и дирижер — Ю. Темирканов). В главных партиях выступили Р. Багаутдинов, И. Колпакова, К. Заклинский. "Балет был также поставлен в Москве и Свердловске.

1980
— Премьера Концерта для скрипки с оркестром в Большом зале Ленинградской филармонии. Концерт был написан специально для Бориса Гутникова, и им же впервые исполнен. Памяти этого безвременно ушедшего выдающегося музыканта композитор посвятил сочинение для скрипки
с камерным оркестром — «МЕМОША», впервые исполненное в 1987 году сыном Б. Гутникова — Аркадием Гутниковым.

1980
— Проведение музыкального фестиваля в Свердловске, организованного Е. Колобовым (в то время — главным дирижером Свердловского театра оперы и балета) и посвященного 50-летию композитора. В программе фестиваля — спектакли «Петр I», «Пушкин», «Сотворение мира», а также симфонический концерт (дирижер А. Чистяков).

1983
— Премьера оперы-феерии «Маяковский начинается»
в Ленинградском театре оперы и балета им. СМ. Кирова,
приуроченная к 200-летию театра. (Либретто М. Розовского, постановка Н. Касаткиной и В. Василева, художник — И. Иванов, хормейстер — А. Мурин, музыкальный руководитель и дирижер — Ю. Темирканов). В главных партиях — В. Морозов, Г. Карасев, С. Лейферкус, Ю. Марусин, Л. Филатова, Т. Новикова.

1986
— Премьера симфонии-фантазии «Мастер и Маргарита» (по прочтении М. Булгакова) в авторском концерте в Большом зале Ленинградской филармонии (дирижер П. Коган). Впоследствии это произведение неоднократно исполняли многие известные дирижеры (В. Гергиев, М. Янсонс,
А. Дмитриев, А. Кац, В. Зива и другие). В 1987 году на музыку этой симфонии-фантазии хореограф Борис Эйфман поставил одноименный балет, показанный во многих странах мира.

1988
— Участие в фестивале советской музыки в США. В программе концертов — два произведения композитора: Концерт для скрипки с оркестром (солист — С. Стадлер) и симфония-фантазия «Мастер и Маргарита» (дирижер — П. Коган).

1989
— Избрание депутатом знаменитого Верховного Совета СССР, распущенного в 1991 году.

1992
— Присуждение кинематографической премии «Ника» за музыку к кинофильму «Небеса обетованные» (режиссер — Э. Рязанов).

1992
— Возрождение старейшей музыкально-общественной организации России — Филармонического общества Санкт-Петербурга (совместно с Д. Лихачевым, Ю. Темиркановым,
Ю. Львовым, М. Бяликом, Б. Березовским). Избрание председателем, а затем — президентом Общества.

1993
— Поездка на гастроли в Южную Корею с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под руководством А. Дмитриева. В каждом из 11 состоявшихся концертов была исполнена одна из двух симфоний А. Петрова, написанных по заказу южнокорейских общественных организаций на темы христианских гимнов.

1993
— Премьера оперы «Петр I» на сцене Санкт-Петербургского театра оперы и балета им. М. Мусоргского (режиссер —
С. Гаудасинский). Ранее эта опера была поставлена тем же режиссером в Одессе и в Пловдиве (Болгария). В 1997 году спектакль был показан в Гааге (Голландия) в честь исторической даты Великого посольства Петра I.

1994-1996
— Работа над созданием музыки к 60-серийному телефильму «Петербургские тайны» (совместно с О. Петровой).

1994
— Присвоение Институтом теоретической астрономии Российской Академии наук (по поручению Международного астрономического союза) имени композитора одной из Малых планет.

1995
— Начало работы (совместно с О. Петровой) над мюзиклом «Капитанская дочка» (американская пьеса А. Аронхайм по повести А.С. Пушкина) по заказу американского продюсер-ского центра. Премьера мюзикла намечена на октябрь 2001 года в Бостоне (США).

1995
— Премьера симфонии с хором «Время Христа» в Большом зале филармонии (дирижер — А. Дмитриев), В этом шести-частном произведении композитор впервые обратился к образу Христа, его учению и его судьбе.

1996
— Присуждение Государственной премии РФ за симфонию-фантазию «Мастер и Маргарита» и Концерт для фортепиано с оркестром.

1996
— Избрание Почетным доктором Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

1997
— Премьера балета «Сотворение мира» в Индианополисе (США), осуществленная интернациональной балетной труппой (хореография Н. Касаткиной и В. Василева).

2000
— Премьера музыкально-эксцентрической комедии «Старые клячи» (режиссер — Э. Рязанов).

2000
— Премьера увертюры-фантазии «Синяя птица».

2000
— Премьера нового произведения для симфонического оркестра — «Блистательный Санкт-Петербург».

2001
— Премьера мюзикла «Капитанская дочка» в Бостоне (США).

2002
— Премьера сочинения, посвященного 200-летию Филармонического общества Санкт-Петербурга.

2003
— Премьера еще чего-нибудь.