М. Таривердиев - Песни и инструментальная музыка

Композиторы

 



Ноты к вокальным произведениям композитора Микаэла Таривердиева, песни из кинофильмов

 

 

Вокальная музыка М.Таривердиева

 

 

Микаэл Таривердиев— мастер вокальной лирики. Это всеобщее признание установилось много лет назад. Вместе с тем талантливый советский композитор широко известен и как автор ярких, интересных произведений других музыкальных жанров. Им созданы оперы «Кто ты?» и «Граф Калиостро», балеты «Поэма о счастье», «Девушка и смерть», «Тень» и «Герника», симфоническая поэма «К звездам» и Полифоническое трио, Концерт для голоса с оркестром, Скрипичный и Фортепианный концерты, музыка к театральным спектаклям, кино- и телефильмам.

Отличительной особенностью любого из этих произведений является их самобытная индивидуальность: сочетание тонкого мелодизма с декларационной выразительностью, душевной чистоты с Глубокой психологичностью,  лиризма с высокой Гражданственностью. Кроме того, большинство из них обладают признаками синтеза различных музыкальных жанров. Характеризуя сочинения своего ученика, Арам Ильич Хачатурян говорил, что «каждое из них всегда искреннее, талантливое, всегда опирается на яркий тематизм».

Около тридцати лет работает М. Л. Таривердиев в области вокальной музыки, и написанные им еще в конце 50-х — начале 60-х годов песни и романсы, так же, как и более сложные камерно-вокальные формы, одинаково доступны слушателям разных возрастов и вкусов, потому что истинно демократичны. Особенность этого демократизма состоит вовсе не в упрощении музыкально-выразительных средств, использовании «расхожих» банально-шаблонных интонаций, примитивной мелодико-гармонической структуры. Наоборот, критики порой упрекали автора в излишней усложненности музыкального языка. Демократизм музыки Таривердиева — в самой сути выражения подлинных человеческих чувств. Наконец, в органичном слиянии музыки и слова, в чутком и достоверном раскрытии поэтического текста.
В известной мере это обусловлено тем, что композитор черпает высокие художественные образы из поэзии русских, советских и зарубежных классиков, из поэтического творчества наших современников. Им созданы вокальные циклы на стихи В. Маяковского и Э. Хемингуэя, А. Исаакяна и М. Цветаевой, М. Светлова и Л. Мартынова, А., Вознесенского и С. Кирсанова, Б. Ахмадулиной и Е. Винокурова. В основу многих вокальных сочинений положены сонеты В. Шекспира, стихи Б. Пастернака, Е. Евтушенко, В. Орлова, Р. Рождественского.

Как отмечают музыкальные критики, вокальная лирика Таривердиева вбирает в себя черты классического романса и современной песни, элементы оперного речитатива и интонации современного городского фольклора, приемы прелюдирования, свойственные инструментальной музыке. Действительно, камерно-вокальной и песенной лирике композитора присущи своеобразие мелодии и ритмического рисунка, необычность композиционного построения. Значительная роль в них отводится фортепианной партии, которая несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Так создаются оригинальные песни-монологи, своеобразные песни-размышления о важных и актуальных жизненных проблемах.
М. Л. Таривердиев написал музыку более чем к 80 кино- и телефильмам. Широко известна его музыка к кинофильмам «Звездная минута», «Большая руда», «Мой младший брат», «Король-олень». Еще большей популярностью пользуется его музыка к телефильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ольга Сергеевна», «Ирония судьбы, или „С легким паром"», «Адам женится на Еве».
Композитора привлекает особая полифония образов и характеров, свойственная музыке к фильмам, особая специфика музыкальной драматургии этого жанра, где музыку отдельных эпизодов можно слить в единое целое, и она может существовать затем как нечто отдельное от зрительного ряда. Не случайно в свое время большую концертную жизнь получили сюиты из музыки Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, Хренникова и Щедрина.

Таривердиев создает продуманные и интересные партитуры, которые представляют ценный вклад в советское музыкальное искусство. Превосходно владея всеми средствами оркестровой музыки— и классического симфонического оркестра, и современного эстрадного оркестра,—он умело применяет электромузыкальные инструменты и синтезаторы. Часто использует в оркестровой музыке к фильмам тембры таких инструментов, как орган, клавесин.
В настоящий сборник вошли песни-монологи, песни-размышления и инструментальные пьесы-интермеццо из названных выше фильмов, полюбившихся зрителям и слушателям как в нашей стране, так и за рубежом. За песни к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ольга Сергеевна», «С легким паром.» композитор удостоен звания лауреата Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, восемнадцати международных премий.

Несомненно, каждая встреча с сочинениями М. Л. Таривердиева, заслуженного деятеля искусств РСФСР, секретаря правления Союза композиторов Российской Федерации, — это всегда не только радость от общения с музыкантом, обладающим огромным мелодическим даром, но и встреча с человеком, которому есть что сказать людям, с человеком, убежденно отстаивающим свои эстетические идеалы, созвучные нашему современнику.

Г. Прибегина