Пособия, учебники для студентов, учащихся ДМШ
педагогов
Книга написана известным советским педагогом и музыковедом, профессором
А.Д.Алексеевым. Предназначена для пианистов - преподавателей и студентов
музыкальных вузов и училищ. Издание снабжено множеством нотных примеров,
иллюстрирующих методические положения автора
Методика обучения игре на фортепиано
А.Д. Алексеев
"Музыка", 1978г.
Только для информации!!!
Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга ставит своей задачей дать наложение курса методики обучения
игре на фортепиано для высших музыкальных учебных заведений. Автор рассматривает
все предусмотренные существующими программными требованиями, начиная с
таких, как основные принципы советского музыкального Образования и разностороннего
воспитания ученика, и кончая специальными, посвященными различным проблемам
работы над музыкальным произведением и формирования на этой основе пианистического
мастерства.
Вопросы начального обучения должны подробно изучаться в среднем учебном
заведении и лишь кратко рассматриваться в вузе. Поскольку в средних специальных
музыкальных школах методика фортепианного обучения не введена, данным
вопросам необходимо уделять достаточное внимание и в консерваторском курсе.
Это обстоятельство побудило автора не отказываться от освещения проблем
начального обучения. Они сжато рассмотрены а питой главе Некоторые из
них затрагиваются и в других разделах пособия —в тех случаях, когда это
целесообразно для более последовательного рассмотрения той или иной методической
проблемы.
В предлагаемом руководстве автор исходит из важнейших задач, стоящих перед музыкальным образованием. Основное внимание сосредоточено на таи, чтобы студент получил необходимые знания для последующей педагогической деятельности. В книге уделено значительное место проблеме развития самостоятельности ученика, организации его домашних занятий и методике работы за инструментом. Автор стремится к тому, чтобы педагоги осознали необходимость возможно большего обобщения частностей в типические закономерности. Не только научить хорошо играть ряд произведений, но на основе этого вооружить ученика важнейшими принципами подхода к разнообразным явлениям своего искусства — такова насущная проблема фортепианной педагогики, разрабатывавшаяся последовательно в методической литературе на протяжении уже довольно длительного времени; к ее разрешению по мере сил стремится и автор данного руководства.
Изучение руководства предполагает выполнение студентами самостоятельны!
заданий: методических анализов сочинений педагогического репертуара, подыскивания
примеров, иллюстрирующих те или иные положения, высказанные в лекции или
в пособии. Было бы, например, весьма желательно, чтобы при изучении главы
о педали слушатели курса самостоятельно подобрали примеры на основные
принципы педализации, чтобы, знакомясь с работой над трудностями они смогли
показать приемы освобождении от излишних напряжений на своих учениках
и на специально подобранных примерах из литературы. Вне которых случаях
педагог может назвать сам тс или иные построения л различных сочинениях,
которые следует проанализировать с точки зрения какой-либо методической
проблемы. Все подобною рода задания значительно повышают у слушателей
интерес к курсу, развивают их мышление к области методики преподавании
и способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
Курс методики должен быть связан с педагогической практикой студентов.
С этой целью при чтении ряда тем особенно посвященных изучению репертуара,
следует прослушивать учеников студентов и обсуждать их исполнение. Хорошим
дополнением к теме «методика проведения урока» может быть открытый урок
опытного педагога с его собственным учеником или учащимся сектора педагогической
практики (можно также посетить всей группой класс педагога школы или училища).
Полезно, кроме того, на занятиях по методике прослушать урок одного -
двух студентов с учениками и обсудить ею. В курсе следует использовать
материал, который дают занятия по педагогическом практике студентов. Это
будет способствовать большей практической направленности курса.
Неповторимые особенности индивидуальностей педагогов и учащихся, а также
музыкальных произведений предполагают исключительное разнообразие путей
воспитания ученика и трактовок исполняемых сочинений. Поэтому предлагаемые
в руководстве методические советы и анализы образцов педагогического репертуара
отнюдь не надо понимать как единственно возможные. Автор вполне допускает,
что опытный педагог, ведущий курс методики, сочтет нужным внести в них
какие-либо изменения. Стремление видеть в пособии «рецептурное» изложение
правил, годных на все случаи жизни, которым надлежит догматически следовать,
противоречило бы творческому подходу педагога к своему делу — идее, положенной
в основу этого руководства. В курсе методики допустимо, естественно, менять
и порядок прохождения тем: некоторые из них, особенно важные для практики
преподавания слушателей курса, могут быть рассмотрены сразу же после одной-двух
вводных лекций об основных задачах пианиста-педагога.
Предназначенное студентам высших музыкальных учебных заведений, руководство
может быть в известной мере использовано и при изучении курса методики
в музыкальных училищах.
Введение. Советское музыкальное образование
Глава I
Воспитательная работа педагога специального класса
Глава II
Музыкальные способности и их развитие
Глава III
Планирование процесса обучения, методика проведения урока н организация
домашней работы ученика
Глава IV
Работа над музыкальным произведением и развитие в ее процессе элиментов
художественного мастерства
О работе над произведением в целом
Чтение нотного текста
Мелодия
Ладотональность и гармония
Полифония
Темп и метроритм
Динамика и тембр
Аппликатура
Педализация .
Работа над различными видами фортепианного изложения.
Глава V
Начальное обучение. Работа с учеником над сочинениями » репертуара Первых
четырех классов школы
Полифонические произведения
Пьесы малой формы
Вариационные циклы
Сонатины
Этюды
Глава VI
Работа с учеником над репертуаром, а старших классах школ -Полифонические
произведения
Пьесы малой формы
Сонаты
Этюды
Глава VII
Работа с учеником над репертуаром в училище
Полифонические произведения
Пьесы малой формы
Сонатные allegro и медленные части сонат
Концерты
Этюды
Глава VIII
Работа над упражнениями
Глава IX
Публичное выступление
Глава X
Совершенствование педагогом своего мастерства
Список литературы