Методика обучения игре на фортепиано - А. Алексеев

Ноты для начинающих- самоучители

Пособия, учебники для студентов, учащихся ДМШ
педагогов
Книга написана известным советским педагогом и музыковедом, профессором А.Д.Алексеевым. Предназначена для пианистов - преподавателей и студентов музыкальных вузов и училищ. Издание снабжено множеством нотных примеров, иллюстрирующих методические положения автора

 

 

пособие
Методика обучения игре на фортепиано
А.Д. Алексеев
"Музыка", 1978г.
Только для информации!!!

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга ставит своей задачей дать наложение курса методики обучения игре на фортепиано для высших музыкальных учебных заведений. Автор рассматривает все предусмотренные существующими программными требованиями, начиная с таких, как основные принципы советского музыкального Образования и разностороннего воспитания ученика, и кончая специальными, посвященными различным проблемам работы над музыкальным произведением и формирования на этой основе пианистического мастерства.
Вопросы начального обучения должны подробно изучаться в среднем учебном заведении и лишь кратко рассматриваться в вузе. Поскольку в средних специальных музыкальных школах методика фортепианного обучения не введена, данным вопросам необходимо уделять достаточное внимание и в консерваторском курсе. Это обстоятельство побудило автора не отказываться от освещения проблем начального обучения. Они сжато рассмотрены а питой главе Некоторые из них затрагиваются и в других разделах пособия —в тех случаях, когда это целесообразно для более последовательного рассмотрения той или иной методической проблемы.

В предлагаемом руководстве автор исходит из важнейших задач, стоящих перед музыкальным образованием. Основное внимание сосредоточено на таи, чтобы студент получил необходимые знания для последующей педагогической деятельности. В книге уделено значительное место проблеме развития самостоятельности ученика, организации его домашних занятий и методике работы за инструментом. Автор стремится к тому, чтобы педагоги осознали необходимость возможно большего обобщения частностей в типические закономерности. Не только научить хорошо играть ряд произведений, но на основе этого вооружить ученика важнейшими принципами подхода к разнообразным явлениям своего искусства — такова насущная проблема фортепианной педагогики, разрабатывавшаяся последовательно в методической литературе на протяжении уже довольно длительного времени; к ее разрешению по мере сил стремится и автор данного руководства.

Изучение руководства предполагает выполнение студентами самостоятельны! заданий: методических анализов сочинений педагогического репертуара, подыскивания примеров, иллюстрирующих те или иные положения, высказанные в лекции или в пособии. Было бы, например, весьма желательно, чтобы при изучении главы о педали слушатели курса самостоятельно подобрали примеры на основные принципы педализации, чтобы, знакомясь с работой над трудностями они смогли показать приемы освобождении от излишних напряжений на своих учениках и на специально подобранных примерах из литературы. Вне которых случаях педагог может назвать сам тс или иные построения л различных сочинениях, которые следует проанализировать с точки зрения какой-либо методической проблемы. Все подобною рода задания значительно повышают у слушателей интерес к курсу, развивают их мышление к области методики преподавании и способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
Курс методики должен быть связан с педагогической практикой студентов. С этой целью при чтении ряда тем особенно посвященных изучению репертуара, следует прослушивать учеников студентов и обсуждать их исполнение. Хорошим дополнением к теме «методика проведения урока» может быть открытый урок опытного педагога с его собственным учеником или учащимся сектора педагогической практики (можно также посетить всей группой класс педагога школы или училища). Полезно, кроме того, на занятиях по методике прослушать урок одного - двух студентов с учениками и обсудить ею. В курсе следует использовать материал, который дают занятия по педагогическом практике студентов. Это будет способствовать большей практической направленности курса.

Неповторимые особенности индивидуальностей педагогов и учащихся, а также музыкальных произведений предполагают исключительное разнообразие путей воспитания ученика и трактовок исполняемых сочинений. Поэтому предлагаемые в руководстве методические советы и анализы образцов педагогического репертуара отнюдь не надо понимать как единственно возможные. Автор вполне допускает, что опытный педагог, ведущий курс методики, сочтет нужным внести в них какие-либо изменения. Стремление видеть в пособии «рецептурное» изложение правил, годных на все случаи жизни, которым надлежит догматически следовать, противоречило бы творческому подходу педагога к своему делу — идее, положенной в основу этого руководства. В курсе методики допустимо, естественно, менять и порядок прохождения тем: некоторые из них, особенно важные для практики преподавания слушателей курса, могут быть рассмотрены сразу же после одной-двух вводных лекций об основных задачах пианиста-педагога.
Предназначенное студентам высших музыкальных учебных заведений, руководство может быть в известной мере использовано и при изучении курса методики в музыкальных училищах.


Введение. Советское музыкальное образование
Глава I
Воспитательная работа педагога специального класса
Глава II
Музыкальные способности и их развитие
Глава III
Планирование процесса обучения, методика проведения урока н организация домашней работы ученика
Глава IV
Работа над музыкальным произведением и развитие в ее процессе элиментов художественного мастерства
О работе над произведением в целом
Чтение нотного текста
Мелодия
Ладотональность и гармония
Полифония
Темп и метроритм
Динамика и тембр
Аппликатура
Педализация .
Работа над различными видами фортепианного изложения.
Глава V
Начальное обучение. Работа с учеником над сочинениями » репертуара Первых четырех классов школы
Полифонические произведения
Пьесы малой формы
Вариационные циклы
Сонатины
Этюды
Глава VI
Работа с учеником над репертуаром, а старших классах школ -Полифонические произведения

Пьесы малой формы
Сонаты
Этюды
Глава VII
Работа с учеником над репертуаром в училище
Полифонические произведения
Пьесы малой формы
Сонатные allegro и медленные части сонат
Концерты
Этюды
Глава VIII
Работа над упражнениями
Глава IX
Публичное выступление
Глава X
Совершенствование педагогом своего мастерства
Список литературы