Аргентинское танго - ноты для фортепиано

III СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

Вальсы, танго, фокстроты



ноты для фортепиано к танго

 

 

Как все запрещенное, танго преуспело.
Тулио Карелья
Танго вполне пристойный танец, против которого нельзя что-либо возразить. Папа Пий X
Танго, если хорошо вдуматься, — самый удивительный феномен, когда-либо появлявшийся среди танцев.
Эрнесто Сабато

 

 

Начало XX столетия в жизни танго было богато событиями. Удивительное изобретение Томаса Эдисона — фонограф, чье появление на Ла-Плате еще в 1898 году произвело сенсацию, и последовавший вскоре за ним граммофон Эмиля Берлинера предоставили свои примитивные восковые валики и неуклюжие тяжелые односторонние диски к услугам танго. В 1903 году североамериканская фирма по выпуску грампластинок «Ко-ламбия» открыла в Буэнос-Айресе свой постоянный филиал («Колумбия»). Анхель Вильольдо, Мануэль Кампоамор, вокальный дуэт супругов Альфредо и Флоры Гобби и знаменитые в свое время певицы варьете Линда Тельма (Эрмелинда Спинелли) и Пепита Авельянеда (Хосефа Калат-ти) были первыми, записавшими на валики фонографа и грампластинки «Колумбии» креольские танго. В свою очередь, фонограф и граммофон стимулировали увеличение числа и совершенствование танговых ансамблей. В 1905 году композитор и бандонеонист Доминго Санта Крус окончательно закрепил в первоначальном трио (скрипка, гитара, флейта) бандонеон в качестве мелодического, наряду со скрипкой, голоса, образовав таким образом квартет, позже получивший наименование «типовой креольский оркестр» (orquesta tipica criolla) и ставший на многие годы самым распространенным танговым ансамблем. Введение бандонеона было счастливой находкой. Сконструированный в 1835 году гамбургским мастером Генрихом Бандом, этот пневматический кнопочный инструмент типа концертины, с почти шестиоктавным хроматическим звукорядом и звучанием «сентиментальным, но в то же время драматичным и глубоким», по определению Эрнесто Са-бато, оказался идеально соответствующим характеру креольского танго. Какие бы изменения ни претерпевали в дальнейшем танговые ансамбли, какие бы новые инструменты ни добавлялись к ним, бандонеон оставался и остается до наших дней ведущим мелодическим голосом любого инструментального состава, исполняющего танго. Подобно шарманке, бандонеон также воспет самыми выдающимися поэтами танго — Паскуалем Контурси («Бандонеон окраины»), Омеро Манци («Приятель бандонеон»), Энрике Сантосом Диссеполо («Душа бандонеона»).

В те же годы танго привлекает внимание нотоиздателей, почувствовавших в нем «золотую жилу» для своей коммерции. Некто Хуан Балерио первым наладил регулярное издание танго, он же первым стал выплачивать авторам гонорар в размере десяти процентов от выручки за продажу каждого произведения (до этого издатели покупали у автора пьесу за одноразовое вознаграждение, достаточно скромное, независимо от реализованного тиража). Начав свою деятельность в первые годы столетия, Хуан Балерио до 1915 года издал свыше двухсот танго — в виде переложений для фортепиано и отдельных скрипичных партий. Обычный тираж танго, имеющего успех, составлял в то время от 20 до 30 тысяч экземпляров, но были и исключения: так, другой издатель, Луис Риварола (у Хуана Балерио очень скоро появились конкуренты), в первые месяцы 1906 года продал 100 тысяч экземпляров «Брюнетки» Саборидо. Широкое издание танго явилось одним из решающих факторов в его распространении. Во-первых, музыканты и инструментальные ансамбли танго получали достаточно разнообразный репертуар. Во-вторых, благодаря печатным нотам танго могли исполнять и другие музыкальные коллективы, в частности многочисленные военные и муниципальные духовые оркестры. В-третьих, — и это самое существенное, — фортепианные издания танго служили эффективным средством его проникновения в дома среднего сословия. Сто тысяч проданных экземпляров «Брюнетки» — цифра весьма красноречивая для города, чье население в те годы составляло примерно 800 тысяч жителей (даже учитывая, что часть тиража распространялась в провинции). Печатные «креольские танго для фортепиано» в живописно иллюстрированных обложках выполняли тогда деликатную миссию пропаганды запретной музыки запретного танца.

Итак, танго издаются, исполняются, записываются. Познакомимся теперь с теми, кто создавал их.