Аргентинское танго - ноты для фортепиано

III СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

Вальсы, танго, фокстроты



ноты для фортепиано к танго

 

Хуан де Дьос Филиберто

 

 

Эта фигура во всех отношениях стоит особняком в «Старой гвардии». Единственный из ее ветеранов, получивший консерваторский диплом, Хуан де Дьос Филиберто был также единственным среди них, кто помимо танго писал симфонические поэмы для большого оркестра. Есть и другое, более существенное отличие: если выше мы отметили, что каждый «старогвардеец» обладал своим индивидуальным, не похожим на других, почерком, то Дьос Филиберто имел «самый непохожий» почерк из всех, отчего его танго долгое время не имели «заметного успеха» у широкой публики. Настоящее признание пришло к нему только в 20-е годы.

Хуан де Дьос Филиберто родился в 1885 году в Буэнос-Айресе, в баррио Бока, где его отец содержал байлетин «Эль паломар». Прежде чем прийти к танго и окончательно определить свою профессию музыканта, Дьос Филиберто перепробовал множество самых разнообразных занятий. Перечень их способен вызвать невольную улыбку: слесарь, лудильщик, каменотес, угольщик, плотник, чистильщик обуви, грузчик, кузнец, уличный торговец, помощник кондитера, рассыльный, канцелярский служащий. Занятия музыкой Дьос Филиберто начал с частных уроков у профессиональных музыкантов — Сесара Стиатесси, преподавателя консерватории «Пеццини - Стиатесси», и Фортунато Родригеса Кастро в музыкальной школе «Эскуэла Рока». Видя природную музыкальную одаренность своего ученика, Родригес Кастро выхлопотал для него стипендию, благодаря которой Дьос Филиберто смог поступить в лучшую в то время столичную Консерваторию Буэнос-Айреса. Ее он окончил, пройдя полный курс, в 1918 году. К тому времени он уже был автором нескольких танго, в том числе ставшего впоследствии одним из самых известных и характерных для его стиля инструментального танго «Жалобы бандонеона».

Дьос Филиберто окончательно оформил свой оригинальный стиль танго в 20-х годах, в значительной степени опираясь при этом, подобно Агустину Барди, не на городскую, а на сельскую народную музыку Аргентины и определяя жанр своих вокальных произведений как «сапсюп portefia» — «буэнос-айресская песня». Музыковед Гастон Таламон квалифицирует этот жанр как «национальную песню, которая, будучи насквозь пропитана духом и чувствительностью танго, не есть в то же время ни танго, ни эстило, ни милонга, а представляет собой новый жанр, целиком, однако, принадлежащий Буэнос-Айресу»8. Но в эпоху «Старой гвардии» Дьос Филиберто писал исключительно инструментальные танго, главная особенность которых заключалась в том, что они предназначались не для танца, а для слушания. В них нет подчеркнуто акцентированного ритма, преобладают медленные темпы, мягкие, закругленные мелодические линии. Таково и упомянутое нами танго «Жалобы бандонеона», получившее широкое распространение благодаря исполнению его оркестром Хулио де Каро с добавленными Карлосом Маркуччи эффектными вариациями двух бандонеонов. С именем Хуана де Дьос Филиберто, прожившего достаточно долгую жизнь (он умер в 1964 году), мы еще встретимся в дальнейшем.