III СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
ноты для фортепиано к танго
Композитор, скрипач и дирижер, как и многие из
плеяды «Старой гвардии» — итальянец во втором поколении, Франсиско Канаро
родился в 1888 году в городе Сан-Хосе (Уругвай), но уже через несколько
лет его семья переселилась в Буэнос-Айрес, и Аргентина стала второй родиной
музыканта. Скрипач-самоучка Канаро начал выступать публично с 1906 года
— сначала в трио и маленьких танговых ансамблях в провинции, затем (до
1910 года) на эскинах Суареса и Некочеа в Боке, как магнит притягивавших
к себе начинающих тангерос. Известность Ка-наро-исполнителя среди коллег-музыкантов
и его популярность у публики быстро росли. В 1910-х годах он участвует
в трио с такими выдающимися исполнителями того времени, как Висенте Лодука
и Самуэль Кастриота (бандонеон и фортепиано, соответственно), Педро Полито
и Хосе Мартинес (также бандонеон и фортепиано). В составе последнего трио
Канаро успешно выступает в театре «Олимпо», в престижных среди тангерос
заведениях — в ресторане «Арменонвиль» в Палермо, в казино «Ройяль пигаль»,
в кабаре «Монмартр», в кафе «Эль эстрибо», в танцевальном салоне «Сан-Мартин»,
в «Лауре». В 1914 году он делает свои первые грамзаписи для фирм «Колумбия»
и «Атланта». Наконец, в 1916 году Канаро организует свой собственный оркестр,
за пультом которого он простоял почти 50 лет (до смерти в 1964 году),
с успехом гастролируя в Европе, Соединенных Штатах, Японии и странах Латинской
Америки. Канаро был первым среди тангерос дирижером-импресарио и, как
Роберто Фирпо, выступил реформатором «типового креольского оркестра»,
укрепив его внутреннюю структуру и значительно увеличив состав. Так, например,
для участия в карнавальных танцах в театре «Колон» в Росарио в 1917 и
1918 годах Канаро объединял свой оркестр с оркестром Роберто Фирпо, а
в дни карнавала 1921 года он собрал в столичном «Театре оперы» оркестр
из 32 музыкантов. Таким огромным танговым коллективом до Канаро не управлял
ни один дирижер. Репертуар оркестра Канаро состоял на восемьдесят процентов
из его собственных сочинений. В конце 20-х годов Канаро окончательно оставил
скрипку и целиком посвятил себя дирижированию и художественному совершенствованию
своего оркестра.
Как композитор Франсиско Канаро на протяжении всего своего творческого
пути придеркивался креольской ориентации, в частности широко используя
в танго ритмику и характерные мелодические обороты милонги. Жанровое определение
«танго-милонга» в качестве подзаголовка имеет и одно из самых известных
и популярных танго Канаро «Интернадо», чье название (internado — ученик,
студент, проживающий в интернате) связано с ежегодными студенческими маскарадными
танцами-балами, устраивавшимися с 1914 года в Буэнос-Айресе в День студента
21 сентября и получившими название "bailes del internado" (буквально
«танцы проживающего в интернате», то есть «танцы студентов»). Канаро был
одним из инициаторов проведения этих мероприятий и со своим оркестром
принимал в них активное участие. Написанное в 1915 году танго-милонга
«Интернадо», отражающее атмосферу этих балов и посвященное «Ассоциации
интернатских студентов» и ее президенту Адольфо Реборо, концентрирует
в себе наиболее характерные черты стиля Франсиско Канаро.