Аргентинское танго - ноты для фортепиано

Танго еще нет, но его уже танцуют

Вальсы, танго, фокстроты



Ноты, сборники для фортепиано в pdf

 

 

Самое первое танго

 

 

Имеет ли смысл ставить столь заведомо риторический вопрос? После всего сказанного
должно быть совершенно ясно, что «самого первого танго» никогда не было, как не было «самого первого вальса» или «самой первой польки». Тем не менее стоит, как нам кажется, уделить этой теме хотя бы пару страниц.
Начнем с того, что «первые танго» были. Карлос Вега сообщает, что в его архиве хранится танго «Блондинка», автор которого, Рамон Коль, прибавил к
названию подзаголовок Первое креольское танго. «Если Рамон Коль и не автор первого креольского танго, — комментирует подзаголовок Вега, — он, по крайней мере, композитор, который имел возможность назвать свое креольское танго первым (курсив Беги. — П.П.)». К сожалению, Вега не указывает дату издания «Блондинки» (на нотных изданиях тех лет год обычно не обозначался) и не дает какой-либо характеристики ее музыки. Леон Бенарос, ссылаясь на Карлоса Бегу, добавляет только, что Рамон Коль — испанец по рождению, а «Блондинку» называет «неким танго» — следовательно, ее музыка ему неизвестна. Более нигде в литературе ни с «Блондинкой», ни с именем ее автора мы не встречались.
Чтобы облегчить наши поиски «первого креольского танго», договоримся, что оно должно удовлетворять следующим трем условиям:
1) его текст (если он имеется) должен отражать местную (городскую) тематику;
2) хореографически оно должно быть представлено парой абрасада;
3) в музыкальном плане оно должно быть креольским танго — то есть не
обладать ярко выраженными чертами андалусийского танго, милонги или хабанеры.
Другими словами, речь идет о «полном танго», по определению Карлоса Беги.


Сам К. Вега называет первым «полным танго» уже знакомое нам по хореографии (пара абрасада) танго из сарсуэлы или чико Эсекьеля Сориа «Креольское правосудие» (1897). Но мы не знаем музыки этого танго, по всей видимости неизданной и неизвестной самому Карлосу Веге, — в противном случае, всегда скрупулезно точный и пунктуальный, он либо привел бы ее запись, либо надлежащим образом охарактеризовал ее. Не упоминает это танго, говоря о его авторе Антонио Рейносо, двадцатью годами позже Беги и Роберто Се-льес. Но поскольку мы установили приблизительную дату появления пары абрасада —1890 год (плюс или минус два-три года), у нас есть достаточное основание полагать, что танго, созданные около этой даты и позже, исполнялись (или могли исполняться) уже с креольской хореографией. Задача, следовательно, в том, чтобы найти среди них первое креольское танго, которое отвечало бы своему названию в музыкальном плане. Обратимся к имеющимся записям тех лет.
Самым старым, какое нам удалось обнаружить, танго, чья музыка не есть ни андалусийское танго, ни хабанера, ни милонга, является изданное в 1883 году «Танго № 1» Хорхе Мачадо, композитора и, по словам знавшего его Анхеля Вильольдо, «аккордеониста виртуоза, соперничать с которым на этом инструменте никто бы не отважился». Но «Танго № 1» Мачадо (он первым стал нумеровать свои пьесы, выходившие под этим названием) не обладает и достаточно характерными чертами собственно танго. Орасио Феррер, на наш взгляд, справедливо относит эту пьесу к числу «самых ранних предшественниц креольского танго». Приведем ее начальные такты, чтобы читатель мог сам убедиться в этом:

Нотные сборники

Одним из самых популярных в те годы было танго «Эль кеко» (одно из многочисленных обозначений публичного дома на жаргоне лунфардо), авторство музыки которого приписывается кларнетисту Лино Галеано и которое известно с разными текстами. Оно издано в 1885 году, но появилось, по всей вероятности, значительно раньше, поскольку есть не одно свидетельство, что куплеты «Эль кеко» распевали солдаты правительственных войск во время подавления мятежа сторонников бывшего президента Бартоломе Митре в сражении при Эль-Кебрачо в 1874 году. Мелодия «Эль кеко» чисто креольского характера, но это не танго, а типичная милонга, в чем не трудно удостовериться, сравнив «Эль кеко» с анонимной городской милонгой, изданной с указанием «старинная»:

Баян, гитара, фортепиано - ноты танго

Совпадение настолько разительное, что Лино Галеано следовало бы считать не автором, а аранжировщиком этой мелодии, и со временем Хулиан Агирре (1868-1924), известный аргентинский композитор так называемого «поколения 1880 года», имел все основания включить эту милонгу на правах народной в свою популярную серию фортепианных пьес «Креольские напевы» под № 3.
Не уступало в популярности «Эль кеко» танго «Дай мне жетон», предположительно Хуана Переса, датированное (тоже предположительно) 1888 годом. Достаточно самого беглого взгляда на нотную запись этого танго, чтобы почувствовать в первом восьмитакте типичную хабанеру с явным «неаполитанским» привкусом, а во втором — не менее типичную милонгу с характерными синкопированными фигурками:


Скачать ноты

В 1892 или 1893 году появилось танго с названием «Не швыряй в меня горшками» (по первому стиху текста), принадлежащее перу Альберто Ваккареццы. Авторство музыки приписывается Антонио Скатаццо, но, скорее всего, она фольклорного происхождения, поскольку Альберто Вильяме, прекрасный знаток аргентинского музыкального фольклора, использовал эту мелодию в своем фортепианном цикле «Народные милонги» в пьесе под № 8: это «танго» в действительности милонга. Возможно, что Скатаццо лишь аранжировал ее для Карлоса Гарделя, много лет спустя записавшего эту милонгу на грампластинку. Вот ее мелодия:

Ноты к танго для фортепиано

В 1897 году композитор и пианист Росендо Кайетано Мендисабаль впервые исполнил в одном из салонов Буэнос-Айреса свое знаменитое танго «Эль энтрериано» (так называют уроженцев аргентинской провинции Энтре-Риос). Это уже настоящее креольское танго, и мы могли бы закончить на этом наши розыски, если бы годом позже не появилось не менее популярное в свое время, чем «Эль энтрериано», танго «Дон Хуан» Эрнесто Понцио, тогда еще совсем юного подростка, а впоследствии известного композитора танго, скрипача и дирижера. Первые издания «Дона Хуана» имели посвящение некоему Хуану Гобельо (отсюда название), по одним сведениям — владельцу, по другим — постоянному посетителю ресторана «Палермо», где выступал Понцио, но в последних изданиях «Дона Хуана» Понцио изменил посвящение на следующее: «Посвящаю это первое аргентинское танго (курсив мой. — П. П.), со стихами и pizzicato (sic! Эрнесто Понцио славился особенно эффектным исполнением этого приема. — П. П.), всем музыкантам моей родины как скромное подношение от „Старой гвардии" блистательному молодому поколению».

Нам не удалось выяснить дату первого издания «Дона Хуана» с новым посвящением, но Рубен Пеше указывает, что название «Старая гвардия» для обозначения первых музыкантов-тангерос — ветеранов танго появилось между 1915 и 1920 годами, когда «подули новые ветры» и заявило о себе следующее поколение авторов и исполнителей танго, получившее наименование „Новая гвардия"». Забыл ли Эрнесто Понцио за двадцать лет, что «Эль энтрериано», автор которого уже перешел в лучший мир (Мендисабаль умер в 1913 году), был написан годом раньше его «Дона Хуана», просто ли не знал об этом (напомним, что в нотных изданиях год выпуска не указывался), или же действительно считал свое танго хронологически «первым аргентинским» — решить трудно. Сейчас, ретроспективно, оценивая и сравнивая танго Мендисабаля и Понцио, мы отдали бы предпочтение первому, но возможно, что сами музыканты того времени смотрели на это иначе.

Мы предлагаем решить вопрос о «первом аргентинском танго» по-другому. Всего несколькими годами позже «Дона Хуана» было создано произведение, ставшее архетипом аргентинского танго, его эталоном на многие годы; первым подлинным танго по стилистически законченным чертам жанра; первым, покорившим Париж и Европу и триумфально обошедшим весь мир; первым по продолжительности репертуарной жизни, поскольку оно и сегодня остается одним из самых часто исполняемых оркестрами в обоих полушариях танго. Это «Эль чокло» Анхеля Вильольдо. Оно по праву заслуживает почетный титул «первого аргентинского танго».