Посвящается светлой памяти Генриха Густавовича НЕЙГАУЗА
Предлагаемая работа профессора А. В. Бирмак освещает ряд проблем развития фортепианной техники с позиций научных данных. Эти положения подкреплены высказываниями выдающихся мастеров пианистического искусства и основываются на многолетнем артистическом и педагогическом опыте автора. пособие содержит ценные рекомендации и практические советы.
В помощь педагогу-музыканту
А. Бирмак
О художественной технике пианиста
“Музыка", 1973г.
(pdf 22 Мб)
содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Автор этой киги профессор Ариадна Владимировна Бирмак
принадлежит к старшему поколении) советских пианистов. Она училась еще
у А. Н. Есиповой и уже в юные годы, часто выступая в сольных и симфонических
концертах, получила известность как превосходная пианистка. Глазунов в
своем письме к ней выражает восхищение исполнением его Первого фортепианного
концерта (под управлением автора).
По окончании Петроградской консерватории, в 1921 году Л. В. Бирмак была
выдвинута па премию, наряду с В. В. Софроницким и М. В. Юдиной. Уже будучи
педагогом, она в 1926-1927 годах совершенствовалась в Берлине у Артура
Шнабеля,. отозвавшегося о ней как о превосходном художнике, а затем у
Леонида Крейцера, писавшего, что он «был поражен художественностью ее
исполнения». Впоследствии (с 1933 года) она периодически консультировалась
у Г. Г. Нейгауза, который также высоко ее оценил и особенно отметил ее
виртуозное исполнение «Петрушки» Стравинского.
Однако вскоре А. В. Бирмак покинула эстраду из-за болезни
и всецело отдалась преподавательской деятельности. Пытливо изучая методы
крупнейших мастеров и постоянно совершенствуя свои метод,
она зарекомендовала себя в числе лучших педагогов Ленинградской консерватории.
После возвращения А. В. Бирмак из эвакуации Комитет по делам искусств
при Совете Министров СССР в 1947 году направил ее в Ташкент для развития
фортепианной культуры Узбекистана. В Ташкентской консерватории А. В. Бирмак
возглавляет фортепианную кафедру, занимается со студентами, читает лекции
но истории и теории пианизма, систематически ведет методическую работу
с педагогами, делая много докладов. В Ташкенте, после большого перерыва,
она с большим успехом вернулась к концертным выступлениям.
В 1958 году А. В. Бирмак возвратилась в Ленинград и сосредоточила свое
внимание на научно-методической работе, плодом котором явилась настоящая
книга. Давнишний интерес автора к областям науки, связанным с естественной
природой «игрового аппарата»—к анатомии, физиологии, психологии — нашел
в этом труде основательное отражение.
А. В. Бирмак не ставила перед собой задачу охватить сложнейшие вопросы
всесторонне, тем более, что многое в этом направлении уже сделано советскими
и зарубежными музыкальными учеными и крупнейшими педагогами. Она истолковывает
естественные закономерности применительно к пианизму и в этом отношении
практически особенно важным представляется введение ею понятий творческой
доминанты и координированной свободы. Главная ценность настоящего труда
— в направлении научных предпосылок непосредственно на методику преподавания,
на «художественную технику», на само исполнительство. Четвертая глава,
с практическими указаниями о конкретной работе над пианизмом, в этом отношении
особенно интересна. Здесь автор предстает перед читателями как педагог,
глубоко познавший основы пианистического мастерства. Важным является то
обстоятельство, что Л. В. Бирмак при изучении и рассмотрении коренных
вопросов, связанных с естественной природой игрового аппарата, руководствовалась
не только теорией, но и своим многолетним практическим опытом преподавания
специального фортепиано, а также и артистическим, как превосходный пианист-исполнитель.
Нет сомнения, что книга А. В. Бирмак внесет существенный вклад в теорию
и практику фортепианного исполнительства и будет полезна педагогам, учащимся
и концертирующим пианистам.
С. Хентова