Книги, литература, пособия, ноты для фортепиано
Советская фортепианная педагогика достигла значительных успехов в воспитании
пианистов-исполнителей. Огромную роль в этом сыграли крупнейшие представители
старшего поколения советской пианистической школы, педагогическая деятельность
которых была тесно связана с их исполнительством. Такие мастера фортепианного
искусства, как Г. Г. Нейгауз, К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, С. Е.
Фейнберг — это не только замечательные исполнители, но и выдающиеся педагоги.
Стремление проникнуть в глубину содержания музыкальных произведений, неустанные
поиски целесообразного художественного метода — все направлялось ими к одной
цели: формированию пианиста-художника.
Так, Игумнов в течение всей своей творческой жизни, проявляя высокую требовательность
к себе и к своим ученикам, стремился постичь новое, продиктованное жизнью.
В день 45-летия своей пианистической деятельности он сказал: «Только теперь
я начинаю понимать, как надо играть на фортепьяно. До сих пор я в сущности
больше пробовал, размышлял, искал» [25,46]}.
Педагогический и артистический опыт крупнейших музыкантов и поиски объективных
научных обоснований художественного педагогического метода привели их к
значительным эффективным результатам. К этой области обращаются в своих
трудах пианисты-музыковеды Г, М. Коган, Гр. Прокофьев н другие, за рубежом
— К- Л. Мартинсен, И. Гат, А. Стоянов; отдавал должное этим вопросам и Г.
Г. Нейгауз. Подчеркивая важность воспитания у исполнителя таких качеств,
как мышление, воображение и эмоциональное начало, он вместе с тем писал:
1 Первая цифра указывает порядковый номер издания в списке литературы, вторая
— номер страницы (см. с. 138—140).
«.Я очень интересуюсь всей физиологией нашего дела, и ученики мои могут
подтвердить, что, когда нужно, уделяю ей много внимания» [26, 11].
Чем дальше и глубже наука проникает в область музыкального искусства, чем
больше она содействует познанию объективных закономерностей музыкального
исполнительства, тем быстрее и легче осуществляется преодоление трудностей.
Среди музыкантов, однако, встречается мнение, что великие мастера не нуждались
в помощи науки. Но, во-первых, это были люди выдающихся музыкальных дарований,
обладавшие огромной творческой интуицией; во-вторых, известно, что даже
они тратили многие годы в поисках наиболее рациональных методов. Обращение
к науке и опыту больших художников-исполнителей в значительной степени облегчит
труд молодых пианистов и педагогов.
Не претендуя на всесторонний охват возникающих в данной области проблем,
автор предлагаемой работы поставил задачу осветить некоторые вопросы фортепианной
техники с позиций современной психологии, физиологии и биомеханики. В связи
с тем, что в фортепианной игре еще нередко встречаются скованность и зажимы,
приводящие иногда к профессиональным заболеваниям, большое внимание в работе
уделено вопросам освобождения пианистических движений (глава I). Техника
рассматривается прежде всего как художественный компонент исполнения, зависящий
от содержания и стиля произведения (глава II). Отсюда вытекает и приведенная
классификация ее видов (глава IV). Приложение «О профессиональных заболеваниях
пианистов н их лечении» написано врачом-невропатологом И. К. Северцовой.
Автор приносит благодарность за помощь в работе профессору Ю. Тюлину и за
цепные советы невропатологу И. К. Северцовой, доктору медицинских наук физиологу
Р. А. Фельбсрбауму и психологу доценту В. Л. Дранкову. В подборке некоторых
материалов первоначального варианта работы принимала участие Р. И. Мушкнна.
Фотографии взяты из книг И. Гата, В. Дельсона, Д. Донского; часть сделана
автором.