А. Бирмак - О художественной технике пианиста

Пособия по фортепиано



Книги, литература, пособия, ноты для фортепиано

 

ОТ АВТОРА

 

 

Советская фортепианная педагогика достигла значительных успехов в воспитании пианистов-исполнителей. Огромную роль в этом сыграли крупнейшие представители старшего поколения советской пианистической школы, педагогическая деятельность которых была тесно связана с их исполнительством. Такие мастера фортепианного искусства, как Г. Г. Нейгауз, К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, С. Е. Фейнберг — это не только замечательные исполнители, но и выдающиеся педагоги. Стремление проникнуть в глубину содержания музыкальных произведений, неустанные поиски целесообразного художественного метода — все направлялось ими к одной цели: формированию пианиста-художника.
Так, Игумнов в течение всей своей творческой жизни, проявляя высокую требовательность к себе и к своим ученикам, стремился постичь новое, продиктованное жизнью. В день 45-летия своей пианистической деятельности он сказал: «Только теперь я начинаю понимать, как надо играть на фортепьяно. До сих пор я в сущности больше пробовал, размышлял, искал» [25,46]}.
Педагогический и артистический опыт крупнейших музыкантов и поиски объективных научных обоснований художественного педагогического метода привели их к значительным эффективным результатам. К этой области обращаются в своих трудах пианисты-музыковеды Г, М. Коган, Гр. Прокофьев н другие, за рубежом — К- Л. Мартинсен, И. Гат, А. Стоянов; отдавал должное этим вопросам и Г. Г. Нейгауз. Подчеркивая важность воспитания у исполнителя таких качеств, как мышление, воображение и эмоциональное начало, он вместе с тем писал:
1 Первая цифра указывает порядковый номер издания в списке литературы, вторая — номер страницы (см. с. 138—140).

«.Я очень интересуюсь всей физиологией нашего дела, и ученики мои могут подтвердить, что, когда нужно, уделяю ей много внимания» [26, 11].
Чем дальше и глубже наука проникает в область музыкального искусства, чем больше она содействует познанию объективных закономерностей музыкального исполнительства, тем быстрее и легче осуществляется преодоление трудностей.
Среди музыкантов, однако, встречается мнение, что великие мастера не нуждались в помощи науки. Но, во-первых, это были люди выдающихся музыкальных дарований, обладавшие огромной творческой интуицией; во-вторых, известно, что даже они тратили многие годы в поисках наиболее рациональных методов. Обращение к науке и опыту больших художников-исполнителей в значительной степени облегчит труд молодых пианистов и педагогов.
Не претендуя на всесторонний охват возникающих в данной области проблем, автор предлагаемой работы поставил задачу осветить некоторые вопросы фортепианной техники с позиций современной психологии, физиологии и биомеханики. В связи с тем, что в фортепианной игре еще нередко встречаются скованность и зажимы, приводящие иногда к профессиональным заболеваниям, большое внимание в работе уделено вопросам освобождения пианистических движений (глава I). Техника рассматривается прежде всего как художественный компонент исполнения, зависящий от содержания и стиля произведения (глава II). Отсюда вытекает и приведенная классификация ее видов (глава IV). Приложение «О профессиональных заболеваниях пианистов н их лечении» написано врачом-невропатологом И. К. Северцовой.
Автор приносит благодарность за помощь в работе профессору Ю. Тюлину и за цепные советы невропатологу И. К. Северцовой, доктору медицинских наук физиологу Р. А. Фельбсрбауму и психологу доценту В. Л. Дранкову. В подборке некоторых материалов первоначального варианта работы принимала участие Р. И. Мушкнна. Фотографии взяты из книг И. Гата, В. Дельсона, Д. Донского; часть сделана автором.