А. Бирмак - О художественной технике пианиста

Пособия по фортепиано



Книги, литература, пособия, ноты для фортепиано

 

О МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКЕ

 

 

«...Как часто еще и сейчас некоторые педагоги и их ученики считают, что одной зубрежкой, «долбежкой», бесконечной двигательной тренировкой без всякой тренировки музыкальной, главное, без непрерывного духовного развития, движения вперед можно добиться хороших успехов, научиться «хорошо играть».
Нет, товарищи, нельзя!»
Г. Г. Нейгауз

Прежде всего необходимо выяснить, о какой фортепианной. технике будет говориться в дальнейшем. Приведенные слова Нейгауза свидетельствуют о том, что и в наше время остались еще рецидивы устарелой традиции — выработки техники путем механической тренировки. Однако за последние десятилетия произошли значительные сдвиги в сторону сближения техники с выразительностью музыкального материала, с образным содержанием музыки. Работа пианиста идет гораздо интенсивнее и успешнее, если она базируется на материале, стимулирующем эмоциональное увлечение и творческое воображение (пьесах, этюдах).

Музыканты старшего поколения помнят время, когда техника вырабатывалась в основном на чисто механической моторике посредством всякого рода упражнений, лишенных музыкального смысла. Примером этого может служить весьма распространенная раньше школа Лютша, которая начиналась с выстукивания нот каждым пальцем отдельно при задерживании остальных. О выработке качества звука, его красоты и певучести, о разных приемах звукоизвлечения при такой работе не могло быть и речи.
Конечно, и такая механическая тренировка давала положительные результаты, особенно при природных двигательных способностях, большом терпении и настойчивости учащегося, но она требовала огромной затраты времени и труда. В отличие от чистой моторики, технику, направленную на выполнение художественных задач, мы называем художественной.

Культивирование механистической техники в фортепианной педагогике особенно распространилось с середины XIX века среди подражателей таким великим исполнителям, как Ф. Лист, в скрипичном искусстве— Н. Паганини. Однако в исполнении этих корифеев и других выдающихся артистов XIX века (Ф. Шопена, Антона и Николая Рубинштейнов, Т. Лешетицкого, Л. Есиповой) техническое мастерство служило прежде всего художественным целям. Попытки приблизиться к такому совершенству приводили иногда к ошибочному увлечению самодовлеющей виртуозностью. Это нашло свое отражение не только у концертирующих пианистов, но и в рядовой педагогической практике, что пагубно сказывалось на художественной стороне исполнения. Поскольку в наше время еще встречаются пережитки таких устарелых традиций, необходимо разъяснение их вредных влияний на все творчество пианиста.