А. Бирмак - О художественной технике пианиста

Глава IV

О МЕТОДЕ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Пособия по фортепиано



«Техника и стиль связаны неразрывно. Общеизвестно, что нельзя интерпретировать различных авторов с помощью одной и той же техники. Два мастера, даже если они современники, требуют почти всегда двух различных способов фортепианной игры».
Маргарита Лонг

 

О связи научной основы с методом практической работы

 

 

Знание рассмотренных в предыдущих главах объективных закономерностей является важным условием в работе пианиста, но само по себе еще далеко недостаточно. Необходимо связать научные основы с педагогической и исполнительской практикой, нужна разработка и совершенствование метода воспитания фортепианной техники, в котором те или иные конкретные пианистические приемы опирались бы на естественную природу человеческого организма.

Подчеркиваем, что мы говорим не о технике как самоцели, как механической тренировке, но о той, которая направлена на выполнение художественных задач. Отдельные приемы такой техники могут рассматриваться и изучаться самостоятельно, но при этом они должны быть тесно связаны с образным содержанием, выразительностью музыкального материала, с эмоциональной увлеченностью в работе. Известно, что развитие фортепианной техники идет гораздо интенсивнее и успешнее, когда с первых шагов оно стимулируется положительными эмоциями и творческим воображением.

Технические упражнения, а также работа над гаммами и арпеджиями имеют свое определенное значение в музыкальном обучении, поскольку они способствуют освоению тональностей, аппликатуры и выработке приемов, необходимых для достижения в технике высокого качества (ровности, беглости и ловкости).
Разумеется, выразительное значение — не только в самом исполнительстве, но и в технической работе пианиста — имеет также ритм, в связи с агогикой и артикуляцией приобретающий неисчислимо разнообразные оттенки.
Мы будем говорить лишь о красочной палитре художественной техники, о необходимых для этой красочности приемах звукоизвлечения, основанных на принципе организованной свободы пианистического аппарата.

 

О КРАСОЧНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКА В ТЕХНИКЕ

 

 

Как в кантилене, так и в технических пассажах красочность звука имеет решающее выразительное значение— этим и отличается художественная техника от простой моторики, преследующей лишь быстроту и точность выполнения пассажей. «Музыка —искусство звук а», — писал Г. Нейгауз [26, 69]. Однако он подчеркивал: «.Звук есть первое и важнейшее средство (наряду с ритмом) среди всех прочих. но средство, а не цель» [26, 71]. Считая при этом, что среди исполнителей и педагогов в отношении к звуку существует два ошибочных противоположных направления, Нейгауз отмечает: «.первое состоит в недооценке звука, второе — в переоценке его» [26, 69].
«Играющий, — пишет Нейгауз,— не задумывается достаточно над необыкновенным динамическим богатством и звуковым разнообразием фортепиано. Внимание его направлено главным образом на «технику» (в узком смысле).» [26, 70].
Ошибку в переоценке звука Нейгауз видит у тех, «кто слишком уж любуется звуком, слишком смакует его, кто в музыке слышит прежде всего чувственную звуковую красоту, вернее «красивость» — и не охватывает ее целиком.» [26. 70].

При подчинении качества звука художественным за« дачам необходимо владение его красочной выразительностью, которая включает в себя тончайшие градации
«светотени», разнообразнейшие оттенки как в piano, так и в forte.
В таком владении не только необходима техническая «сноровка», но существенную роль играет тонкий, развитой тембровый слух, музыкальное представление, воображение, память, образное мышление, подсказывающее те или иные поэтические ассоциации, в целом — музыкальная культура.
Красочные возможности фортепиано чрезвычайно богаты. Звук его может быть певучим, острым, звонким легким, тяжелым, матовым, блестящим и т. п. Если исполнитель «глух» к этой стороне звука, игра его буде однообразной, forte грубым, стучащим, кантилена невыразительной, «серой». Пианисты, тонко владеющие звуковой палитрой, умеют создавать иллюзию пения звучания струнных инструментов, деревянных и медны духовых, арфы, ударных и т. п.

Впечатление певучести на рояле, лишенном настоящей протяженности звука, свойственной многим другим инструментам и вокалу — является, по существу, также иллюзией, зависящей от способа исполнения. Певучесть может достигаться посредством умелого ведения мелодической линии даже без фактического, реального legato, когда один звук переливается в другой без толчков или провалов и затухающая нота подхватываете следующим звуком с тон же силой, с какой она затихла. Огромное значение при этом имеет агогика — тончайшие, почти незаметные для слуха изменения ритма, преодолевающие, но отнюдь не нарушающие метрическую сетку.
Такое ведение звуковой линии создаст впечатление длительного дыхания мелодии, пластичности и певучести в мелодических пассажах.
Владение выразительными красочными средствами требует большой работы над самими приемами звуко-извлечения, и поэтому с первых этапов обучения на фортепиано от учеников следует добиваться внимательного вслушивания в качество звука, связывая это качество не только с характеристиками музыкальных образов, но и с соответствующими пианистическими движениями. В этом исполнителю помогают кинестезические представления, которые способствуют переходу от музыкально-слуховых представлений в реальные движения,