А. Бирмак - О художественной технике пианиста

Глава IV

О МЕТОДЕ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Пособия по фортепиано



Ноты, пособия, литература по фортепиано

 

ОБ АППЛИКАТУРЕ

 

 

Как в художественной, так и в технической работе большое значение имеет правильный подбор аппликатуры. В практике пианиста существуют известные «аппликатурные формулы», по традиции дошедшие до наших дней. Осваивая такие формулы на гаммах и арпеджио, исполнители тем самым вырабатывают определенные навыки. При тренировке формируются соответствующие двигательные динамические стереотипы, которые способствуют автоматизации и закреплению движений. Они помогают в освоении встречающихся в музыкальных произведениях «аппликатурных формул» в гаммообразных и арпеджийных пассажах.
Однако, изучая музыкальное произведение, пианист не всегда использует только традиционную аппликатуру, а выбирает ту, которая наиболее отвечает поставленной художественной задаче. «Наилучшая аппликатура,— писал Г. Нейгауз, — это та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом» [25, 185].
Он приводит как пример «молниеносное» движение гаммообразных пассажей в «Испанской рапсодии» Листа, где сам автор проставил аппликатуру по «пятипальцевому» принципу. Такая расстановка пальцев дает возможность сыграть пассажи стремительно наподобие «пальцевого glissando. Таким образом во многих случаях исполнительская практика подсказывает необходимость изменить традиционную аппликатуру на более целесообразную с художественных позиций. Поэтому не следует стремиться во всех случаях придерживаться только традиционных правил аппликатуры.
Так, принятое в старых школах пианизма во многих случаях удобное правило не ставить первый и пятый пальцы на черные клавиши нередко опровергалось аппликатурой самих авторов.
При исполнении унисонных пассажей двумя руками, в целях координации движений, более удобно пользоваться симметричной аппликатурой, иногда также нарушающей обычную аппликатуру гамм и арпеджий.

Педагог должен в процессе воспитания ученика расширять его аппликатурные представления и, кроме ознакомления с традиционной, учить его пользоваться самой разнообразной, зависящей прежде всего от художественных требований. Это способствует выработке пластичности в динамическом двигательном стереотипе и приспособляемости (адаптации) к разным возникающим в игре ситуациям.
Однако среди множества вариантов аппликатуры, применяемой в фортепианной игре, в ней все же можно выделить определенные сочетания и последовательности пальцев. Тренировка таких сочетаний подготавливает ученика к овладению аппликатурой, наиболее часто встречающейся в репертуаре пианиста, тем самым создавая необходимые навыки для овладения ею в пьесах. Одним из подобных сочетаний является естественная последовательность пальцев от первого к пятому— «пятипальцевая позиция». Эту позицию в фортепианной литературе мы видим при игре не только на белых, но и на черных клавишах, поэтому при упражнении полезно тренироваться во всех тональностях, наблюдая за тем, чтобы при переходе с белых клавиш на черные рука двигалась плавно, предусмотрительно обеспечивая пальцам возможность брать нужную ноту без лишних движений, без толчков.
К другим сочетаниям пальцев относится аппликатура с переменой позиций, связанная с подкладыванием первого пальца. Эти аппликатурные последовательности нередко приходится применять также в разных тональностях.
Наиболее сложным в аппликатуре является перекладывание пальцев (например, третьего через четвертый или в обратном движении — третьего через второй и т. п.). В исполнении двойных нот, в полифонии такая аппликатура встречается довольно часто. Пианистами также широко используется скольжение пальца с черной клавиши на белую и чередование разных пальцев на одной ноте (например, репетиции, подмена пальцев и т. п.).

Подбирай аппликатуру к арпеджио в широком расположении, требующую известного растяжения, следует учитывать особенности индивидуального строения рук. Пианистам с маленькими руками нередко приходится прибегать в таких случаях к перегруппировке. Так, например, при игре доминаитсептаккорда можно исходить из положения другого обращения, например, терцквартаккорда или квиптсекстаккорда, более удобного для расположения пальцев на клавишах.
Большое значение имеет использование индивидуальных особенностей каждого пальца. Первый палец, наиболее сильный, способный собственным весом создать необходимую нагрузку, лучше применять в тех случаях, когда требуется «плотная» весомая звучность. В то же время его не следует слишком часто употреблять в гаммообразных стремительных пассажах типа «пальцевого filissando», так как частая смена позиций дробит пассаж и тормозит темп.
Аппликатура должна обдумываться с первых этапов работы в связи с художественной задачей, удобством и свободой в игре. Значение аппликатуры в выработке пианистического навыка, в формировании двигательного динамического стереотипа чрезвычайно велико и потому в ней не должно быть ничего случайного.

В результате выработки двигательного динамического стереотипа появляется автоматизация движений. Она возникает и закрепляется при участии кинестезических представлений и двигательной (моторной) памяти. Это следует учесть при отборе аппликатуры, чтобы между нею и движением не возник конфликт.
Закрепившаяся аппликатура переучивается с большим трудом и в дальнейшем может мешать выполнению движения, появляясь неожиданно для самого исполнителя и создавая в игре срывы. Поэтому следует тщательнейшим образом анализировать аппликатуру, указанную композитором и редактором, как с художественных позиций, так и с точки зрения приспособления ее к возможностям пианистического аппарата исполнителя, и критически подходить к необоснованной, нецелесообразной.