А. Бирмак - О художественной технике пианиста

Глава IV

О МЕТОДЕ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Пособия по фортепиано



Ноты, пособия, литература по фортепиано

 

ТРИ ЭТАПА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Важную роль в достижении высоких результатов в работе пианиста-исполнителя и педагога играет организация процесса работы над музыкальным произведением. Один из крупнейших советских педагогов проф. С. Е. Фейнберг, отмечал: «Вследствие неправильно организованного процесса занятий исполнитель иногда теряет непродуктивно огромное количество времени; Если любой, даже крупный пианист оглянется на весь пройденный им путь труднейшей и кропотливейшей работы, вряд ли он сможет сказать с чувством полного удовлетворения, что каждый час этой работы вел его по правильному пути, что время никогда не пропадало зря» [25, 224].
Работа над освоением музыкального произведения, по определению ряда исполнителей, разделяется на этапы. В этом сходятся пианисты, анализ работы которых был описан в труде А. Вицинского «Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением».
Большинство из пианистов подразделяет свою работу в основном на три этапа. Такое разделение может рассматриваться лишь условно, поскольку иногда элементы одного этапа совмещаются с работой на другом! этапе, или в процессе тренировки появляется необходимость из последующих этапов вернуться к более ранним.

Работа музыканта-исполнителя — творческий аналитико-синтетический процесс, включающий три звена: первичный синтез, анализ и вторичный синтез.
Первый этап — ознакомление с музыкальным произведением, охват его в целом, общее впечатление от прослушиваемой или проигрываемой музыки. У опытного музыканта такой обобщенный обзор включает И музыкальный анализ — определение формы, тонального плана, стиля, основных характеристик музыкальных образов. Первый этап в работе ученика требует более длительного ознакомления, и первичный синтез, из-за отсутствия у него знаний и опыта, еще не дает ему достаточно материала для анализа.
В этом разделе мы будем рассматривать этапы освоения музыкального произведения опытным музыкантом. С первых моментов у такого пианиста на базе ассоциативных представлений, образов памяти, воображения и эмоций, всего, что годами кристаллизировалось и накапливалось в его сознании, складывается общее синтетическое понимание произведения. Идет активный процесс раскрытия музыкальных образов, поиска средств наилучшего их воплощения, наиболее правдивого и выразительного исполнения и совместно с этим анализ технических задач.
В этом периоде определяется аппликатура, структура движений, участие тех или иных звеньев руки и их взаимосвязь. Происходят зрительные и двигательные «приспособления», слуховая проверка целесообразности движений. Но в движениях нет еще точности, слаженности. Неизбежно появляются отклонения от намеченных приемов, путается аппликатура и при ускорении появляется скованность и срывы. Важную роль здесь играют кинестезические представления, под влиянием которых возникает мобилизация нервно-мышечных аппаратов. Это условие помогает быстрее и легче совершаться переходу от представлений к формированию самого движения.
Методы работы каждого пианиста носят индивидуальный характер, зависящий от разных причин. Например, исполнителю с хорошей музыкальной подготовкой и большим техническим багажом нет необходимости долго отрабатывать технические трудности, он осваивает их попутно, уделяя внимание особенно сложным местам. Так, С. Рихтер говорит: «В первый момент— совершенно точный разбор. Тут все вместе: и технические, и основные художественные задачи. Я сразу, с самого на чала представляю себе, что я буду делать. В конце концов это очень просто—в тексте все написано» [8, 207]
Так может говорить только большой мастер, для которого сразу «все очень просто». Однако и он подчеркивает «я играю медленно. те вещи, которые должны быть исполнены в быстром, очень быстром темпе.» [8, 208].
Если произведение пианисту знакомо, и он ясно представляет себе план исполнения, то приемы и движения формируются у него легко и быстро, и, сокращая первый этап, он может почти сразу приступить к тренировке имеющихся технических трудностей.
Пианисту, не обладающему опытом и виртуозной оснащенностью, приходится затрачивать на освоение технических навыков значительно больше времени, и потому второй этап работы над музыкальным произведением у него иногда продолжается довольно долго.

Второй этап работы — это дальнейший анализ произведения в художественном и техническом отношении. Поэтому пианист продолжает поиски и выработку форм движений, наиболее отвечающих задуманному плану исполнения. Такая работа обычно проводится вначале в замедленном темпе, чтобы можно было внимательно вслушиваться и наблюдать за выполнением звучания и каждой детали движения.
Однако этот этап для неопытного пианиста часто оказывается опасным. Обманчивое впечатление, будто навыки уже сформировались, вызывает стремление играть технические пассажи быстро, а поскольку автоматизация навыка еще не закреплена, движения могут разладиться, что неизбежно приводит к потере качества в технике, а иногда и к срывам. Поэтому очень важно до получения полной уверенности в закреплении автоматизации движений наблюдать за точностью выполнения аппликатуры, детален движений и правильного формирования навыков, постепенно переходя от медленного темпа к более быстрому и снова возвращаясь для проверки к медленному. О втором этапе Э. Гилельс говорит следующее: «Тут просто хочешь играть медленно, чтобы посмотреть, проследить, как протекают движения рук, найти, например, правильное положение при скачках и других технических задачах.» [8, 190].
Третий этап в работе пианиста — это вторичный синтез, обобщение всех проработанных деталей и кусков в целое. Теперь уже не требуется столь пристального внимания к отдельным компонентам движения. Более того, наблюдение за его деталями может лишь помешать сформировавшейся автоматизации движений и разрушить образовавшиеся координации всех участвующих в нем систем организма. На фоне автоматически текущих движений пианист может уже менять темп, вносить изменения в звук, педализацию, совершенствовать свое исполнение с художественной стороны.
Исполнение в настоящем темпе со всеми элементами фразировки дает новый материал для творческой мысли, воображения и эмоций. Появляются более высокие художественные задачи, новые технические приспособления; и такому совершенствованию в творческой работе нет предела, пока художник не заставит себя остановиться и выйти на эстраду на суд слушателя. Последний период третьего этапа требует «вмонтирования» всех деталей, объединения и охвата всего произведения в целом. Но это возможно лишь при завершении автоматизации и наличии полной технической уверенности.

На этом этапе большинство пианистов подчеркивает необходимость играть произведение целиком. «Теперь надо стараться возможно больше играть, чтобы «вылепливалась» форма»,— говорит Иохелес [8, 194].
Однако очень важно при этом учесть то обстоятельство, что при многократных повторениях пропадает свежесть впечатлений, внимание исполнителя притупляется, из-за чего движения могут потерять свое качество и, как говорят пианисты, «забалтываются». Автоматизация навыков освобождает пианиста от наблюдения за деталями движений, экономит нервную энергию и способствует свободе, но она же вызывает и ослабление внимания. Поэтому даже выработанные навыки требуют подкрепления их в медленном темпе, иначе динамический двигательный стереотип, лежащий в их основе, может разрушиться. Восстанавливаются же навыки лишь при новой тренировке в медленном темпе.
Многократное повторение выученного произведения в быстром темпе вносит автоматизацию не только движения, но и в самое исполнение и может привести к механичности и формальной игре, к штампам, потере свежести чувств. Во избежание этого иногда полезно отложить на некоторое время готовое произведение, подобно тому как художник закрывает законченную картину, чтобы потом увидеть ее «свежим глазом». В этот период музыкальное произведение дозревает в сознании, воображении и памяти исполнителя, и ему открываются новые красоты, замечаются свои недочеты в игре. По такие перерывы в работе полезны в художественном отношении, техническая же сторона требует подкрепления, повторной тренировки в замедленных темпах.
Творчеству исполнителя-художника чужда рутина, этапы работы должны быть гибкими и зависеть от его индивидуальных способностей, структуры пианистического аппарата, профессиональной подготовки и методов освоения произведения.