Иоганнес Брамс - Цыганские песни - Ноты для голоса

Вокал

И. Брамс

Нотные издания, сборники, песенники для фортепиано
ноты в pdf

 

 

 Ноты
Искусство вокала
Й. Брамс
Цыганские песни
для голоса в сопровождении фортепиано
"Нота", 2004г.
для информации

содержание:

 

1. (Allegro agitato)
2. (Allegro molto)
3. (Allegretto)
4. (Vivace grazioso)
5. (Allegro giocoso)
6. (Vivace grazioso)
7. (Andantino grazioso
8. (Allegro)

 

БРАМС И НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

 

Творчество выдающегося немецкого композитора Йоханнеса Брамса пользуется огромной любовью в нашей стране. Его произведения постоянно звучат в концертных залах Москвы, Ленинграда и других городов. О музыке Брамса советскими критиками и учеными написано немало талантливых исследований. В одной из своих статей И. Соллертинский рассматривает взаимоотношения брамсовского творчества с музыкальным фольклором: «Брамс, пожалуй, последний из великих западных мастеров прошлого, органически связанных с фольклором. Истоки музыкального языка Брамса — не только Шуман, Бетховен, Бах, старинные контрапунктисты XVII в.; это прежде всего венгерская, немецкая, славянская народная песня.

Венгерский фольклор сыграл в формировании творческой личности Брамса — без преувеличения — решающую роль. Знакомство с ним относится еще к «годам странствований» будущего композитора, когда шестнадцатилетний юноша Брамс сближается с венгерским скрипачом-эмигрантом Ременьи. Подавление венгерского восстания произвело на Брамса сильнейшее впечатление. В 1849 году Гамбург — родина Брамса — стал временным средоточием многочисленных политических изгнанников — деятелей революции, эмигрирующих в Америку. Среди них было много музыкантов. На улицах, в доках, в портовых кабачках, в бараках распевали они свои песни. Так впервые познакомился Брамс с замечательным венгерским фольклором, который оставил у него неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Отныне венгерский народный мелос становится одним из живительных источников, питающих музыкальное творчество Брамса. При этом — не только в венгерских танцах или цыганских песнях для вокального квартета: венгерская песня вторгается у Брамса в самые патетические страницы его четырех симфоний, придавая им необычайную страстность и экспрессию; на венгерском материале Брамс строит обычно ослепительные финалы инструментальных концертов — скрипичного, двойного (для скрипки и виолончели) или стремительный финал соль-минорного квартета.

Венгерский фольклор у Брамса — никоим образом не цитата, не стилизованная декорация и уж подавно не застенографированный сырой материал; он— действенный элемент, главный участник в создании музыкально-поэтического образа. Пласты венгерской песенности Брамс берет в более глубоком разрезе, чем Лист. Это верно подметил В. В. Стасов (кстати, один из первых в России оценивший гег ний Брамса), подчеркнув, что сочинения Брамса с венгерской тематикой являются «достойными своей великой славы и далеко оставляющими за собою венгерские рапсодии и фантазии Листа, — в этих последних вместе со многими достоинствами и великим одушевлением слишком много листовского концертного пианизма, личного вкуса и ненужной орнаментики». В устах пылкого почитателя Листа (каким был В. В. Стасов) подобное признание приобретает особую убедительность.
Разумеется, интерес Брамса к народному песенному творчеству не ограничивается венгерским фольклором. Помимо немецких песен, в его наследии мы встречаем чешские, сербские, калабрийские, молдаванские, испанские. Их поэтические источники—и знаменитая, сделанная с огромным художественным чутьем и вкусом антология Гердера «Народные песни» (1778—1779), и опубликованный романтиками Арнимом и Брентано не менее знаменитый сборник «Чудесный рог мальчика» (впоследствии замечательно использованный в симфонических песнях Густава Малера), и многие другие. Особо следует упомянуть изданный Брамсом в 1894 г. сборник во многих отношениях образцовых обработок 49 народных немецких песен. Брамс ставил их много выше своей оригинальной вокальной лирики. На редкость строгий и взыскательный к собственным произведениям, композитор на этот раз писал своему другу Дейтерсу: «Пожалуй, впервые в жизни я с любовной нежностью смотрю на то, что вышло из-под моего пера».

Велика была творческая чуткость Брамса и к городскому фольклору. В 1863 г. композитор переселяется в Вену, которая становится для него второй родиной. Именно здесь возникает крепкая связь между Брамсом и традициями венской бытовой музыки — лендлера, менуэта, венского вальса, уличной серенады, факельного шествия, дивертисмента, уличной песенки, садовой музыки в Пратере, очередного бала подмастерьев в «редуте» — фойе театра у Каринтийских ворот — и т. д.,— словом, традициями, некогда освященными именами Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Ланнера, Иоганна Штрауса. На этом пути возникают серенады и вокальные ансамбли Брамса, его циклы вальсов, постепенно завоевывающие все более широкую популярность, полные исключительной мелодической фантазии, богатой ритмической жизни и редкой лирической теплоты; среди них особенно великолепны «Песни любви»—вальсы для вокального квартета в сопровождении фортепиано в четыре руки. Брамс никогда не гнушался «легким жанром», не воздвигал китайской стены между бытовой и концертно-симфонической музыкой, менее всего склонен был рассматривать свои «легко-жанровые» сочинения как третьестепенную задачу, отхожий промысел. Наоборот, бытовую музыку он шлифовал до степени величайшего художественного совершенства. И дальше: городской фольклор служил подспорьем Брамсу и в больших симфонических замыслах. Вспомним хотя бы мощное у лично-карнавальное скерцо из 4-й симфонии.

Народному песенному мелосу Брамс обязан многим. Именно народная песня предохранила Брамса — даже в сложнейших его полифонических построениях (вроде финала 4-й симфонии — гениальной чаконы с 32 вариациями) — от опасности отвлеченного академизма и «ученого» сочинительства, одарила Брамса рельефной, реалистически выразительной, задушевной мелодикой, помогла Брамсу преодолеть разрыв между «высокой» и бытовой музыкой. Во всей второй половине XIJC в. в Европе трудно найти композитора, творчество которого было бы до такой степени, как у Брамса, чуждо болезненной растрепанности, декадентского излома, эротической истерии, позерства, формалистического паясничества и заумной риторики. К ясному музыкальному мастерству Брамс пришел через глубокое и любовное освоение народной песенности».

140 лет со дня рождения немецкого композитора Йоханнеса Брамса

Календарь - В мире музыки - 1973г.