Карл Черни и его этюды - биография композитора

Этюды, пьесы К. Черни (ноты)



В помощь педагогу-музыканту

В книге рассказывается о жизненном и творческом пути австрийского композитора и видного педагога первой половины прошлого столетия, характеризуются его основные педагогические принципы.

 

 

Книга
Карл Черни и его этюды
Н. Терентьева
только описание

содержание:

 

"Мы по достоинству еще не оценили Черни", — писал И. Брамс. Эта мысль, высказанная в XIX веке, справедлива и в настоящее время. По-прежнему мы располагаем весьма ограниченными сведениями о творческих устремлениях и методических принципах одного из виднейших музыкантов первой половины прошлого столетия. Более того, далеко не в полном объеме известны фортепианные сочинения Черни, в том числе сборники его полезнейших инструктивных этюдов и упражнений.
Карл Черни был выдающимся фортепианным педагогом, из школы которого вышли такие музыканты-виртуозы, как Лист, Лешетицкий, Д'Альбер, Зилоти, Есипова. Перу Черни принадлежит более тысячи произведений (861 опус) в различных жанрах, среди них множество симфоний, сонат, трио, квартетов, этюдов и упражнений, а также фундаментальных методических трудов. Однако даже этот перечень дает лишь приблизительное представление о плодовитости автора: отдельные опусы включают несколько десятков тетрадей.

В лице К. Черни гармонично сочетались и взаимодополняли друг друга композитор, пианист, педагог, преследующий определенные просветительские цели. Его деятельность в плане просветительства была прежде всего направлена на пропаганду творчества глубоко почитаемого им Бетховена, фортепианные сочинения которого составляли неотъемлемую часть концертных программ Черни: так, в 1806 году он впервые исполнил С-dur'ный концерт Бетховена, а в 1812 — с большим успехом Пятый, Es-dur'ный. Черни переложил для фортепиано симфонии Бетховена, и именно ему композитор доверил сделать фортепианный вариант единственной и страстно любимой своей оперы "Леонора" (1805). Черни способствовал также широкому распространению произведений выдающихся композиторов XVII — XIX веков; он аранжировал в две и в четыре руки оратории Шютца, Генделя, кантаты И.С. Баха, симфонии Шпора, Гайдна и Моцарта; впервые осуществил редакции сонат Д. Скарлат-ти, "Хорошо темперированного клавира" и других полифонических сочинений И.С. Баха. Черни перевел на немецкий язык школу Л. Адама "Метода или общий принцип аппликатуры на фортепиано", 4-х томный труд А. Рейхи "Полный учебник музыкальной композиции", а также "Искусство пения в применении к фортепиано" С. Тальберга. Черни переработал совместно с А. Мюллером клавикордную школу Г.С. Лелейна (1773); редакция этой школы вышла в 1825 году под названием "Grose Fortepiano-Schule". Большой заслугой Черни является и то, что им создана своего рода фундаментальная энциклопедия "Обзор всей музыкальной истории", где в хронологическом порядке представлены сведения о крупных композиторах всех времен и народов. Наконец, Черни оставил и несколько поэтических опусов. Нельзя не удивляться такой кипучей, разносторонней деятельности и столь феноменальной работоспособности.

Биографический очерк
Педагогические взгляды К. Черни
Энциклопедия фортепианной техники
Этюды Черни в отечественной музыкальной педагогике
Список литературы
Нотография