Ноты для начинающих- самоучители
Гаммы и арпеджио - Л.Борухзон, С.Морено
Играем гаммы Н.Корыхалова
Разнообразные виды гамм и арпеджио, необходимые для развития профессиональных пианистических навыков и приемов, распределены в издании по возрастающей степени трудности. Овладев ими, учащийся сможет вплотную приблизиться к изучению виртуозных произведений. Также в книге представлены специально подготовленные упражнения для совершенствования использования legato, "выравнивания" кончиков пальцев, подкладывания первого пальца и др.
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Разнообразные виды гамм и арпеджио, необходимые для развития профессиональных
пианистических навыков и приемов, распределены в издании по возрастающей
степени трудности. Овладев ими, учащийся-пианист сможет вплотную приблизиться
к изучению виртуозных произведений.
Начать работу над гаммами рекомендуется на втором году обучения с мажорных
гамм диапазоном в две октавы (в прямом движении в октаву и в противоположном
движении от одного звука). Представленные подготовительные упражнения
позволяют совершенствовать исполнение legato, добиваться с выравнивания»
кончиков пальцев (№ 1—3), работать над подкладыванием первого пальца (№
4, 5). Одновременно или месяцем позже можно приступить к освоению коротких
арпеджио трезвучий (№ 6 — 9), а через полгода—хроматической гаммы от звука
до (сначала в октаву в прямом движении, потом в противоположном).
После закрепления навыков игры мажорных гамм и коротких арпеджио мажорных
трезвучий желательно приступить (на третьем году обучения) к игре минорных
гамм и коротких арпеджио минорных трезвучий. При этом весьма полезными
окажутся подготовительные упражнения (№ 1—9) в соответствующих тональностях.
На четвертом году обучения можно приступать к работе над длинными арпеджио
трезвучий, элементы которых даны в подготовительных упражнениях (№ 10—15).
Когда ученик свободно и уверенно начнет играть гаммы и арпеджио в объеме
двух октав, их диапазон следует расширить до четырех октав. Очередной
задачей станет исполнение гамм в прямом и противоположном (смешанном)
движении, а также длинных арпеджио мажорных и минорных трезвучий.
Желательно на четвертом или пятом году обучения приступить к работе над
гаммами в терцию, дециму и сексту; длинными арпеджио трезвучий с обращениями;
короткими и длинными арпеджио уменьшенных септаккордов и доминантсептаккордов;
затем начать освоение ломаных арпеджио трезвучий и септаккордов.
При таком последовательном изучении гамм и арпеджио (примерно на восьмом
году обучения) ученик сможет перейти к более сложным техническим задачам
— одиннадцати видам арпеджио (аккордам) от одного звука и гаммам двойными
терциями. Подготовительные упражнения к гаммам двойными терциями (№ 16—18)
рекомендуется играть восходящими диатоническими или транспонирующими секвенциями
для совершенствования legato и синхронности звучания каждой пары терций.
В этом отношении для исполнения гамм представляется наиболее удобным вариант
аппликатуры П. Пабста.
Предлагаемая систематизация гамм и арпеджио основана на обобщении опыта
работы фортепианного отдела Центральной средней специальной музыкальной
школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Н. ШИРИНСКАЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ, МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ
МИНОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ
МАЖОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
МИНОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ
УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ДОМИНАНТСЕПТАККОРДЫ
ДОМИНАНТСЕПТАККОРДЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ОДИННАДЦАТЬ ВИДОВ АРПЕДЖИО ОТ ОДНОГО ЗВУКА
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
МИНОРНЫЕ МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
Скачать гаммы и арпеджио для фортепиано
К.Сафаралиева
Гаммы и арпеджио
для учащихся музыкальных школ по классу фортепиано
"Азербайджанское государственное музыкальное издательство", 1962г.
содержание:
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Основой воспитания музыканта является единство художественного и технического развития его.
Задача педагога—научить ученика рассматривать технику только как средство, а не самоцель. Однако следует при этом помнить, что средство это необходимое.
Развитие техники осуществляется на всех изучаемых произведениях, но развитию беглости, четкости способствует работа над этюдами, гаммами и упражнениями. Систематическая работа над гаммами, аккордами должна проводиться учащимися сознательно, а не путем механического отыгрывания. Необходимо следить за качеством звука, четкостью, легкостью, ровностью, добиваясь при этом постепенного увеличения темпа.
При составлении данного сборника по изучению гамм автор преследовал цель: дать возможность учащемуся более активно и самостоятельно разобраться в техническом материале. Подробные образцы в начале каждого раздела помогут ему в его дальнейшей работе по изучению гамм.
Данный сборник по распределению материала не разбит соответственно программе каждого класса, однако в целом он отвечает требованиям, предъявляемым учащимся музыкальных школ. В сборник вошли гаммы: мажорные и минорные в интервалах терции, децимы, сексты, короткие арпеджио мажорных и минорных трезвучий (ломаные и длинные), уменьшенный и доминантсептаккорды (короткие, ломаные и длинные с обращениями) и хроматические гаммы.
Короткие арпеджио трезвучий в начале обучения можно рекомендовать играть триолями.
В первом классе педагог лишь подготавливает учащегося к прохождению гамм, а основная работа по их изучению начинается со второго класса.
Гаммы в интервалах сексты в прямом и противоположном, движении, как наиболее сложные, могут войти в индивидуальный план более подвинутых учащихся.
Скачать ноты