Гаммы и арпеджио - Л.Борухзон и С.Морено

Пособия по фортепиано

Гаммы и арпеджио - Л.Борухзон, С.Морено

Гаммы и арпеджио для фортепиано Н. Ширинская

Играем гаммы Корыхалова Н.

Учебные пособия для музыкальных школ

 

 

Посмотреть обложку пособие для фортепиано Пример
Гаммы и арпеджио
составители Л.Борухзон и С.Морено
"Композитор",1998г.
Только для информации!!!

Содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

"Бесполезно начинать учить гаммы на фортепиано с до-мажорной — самой легкой для чтения и самой трудной для рук, поскольку в ней нет никакой точки опоры. Следует начинать с той, которая способствует удобному положению руки, предоставляя длинным пальцам черные клавиши..." Этим советом Шопена — великого композитора, пианиста и педагога-практика, да и своим собственным педагогическим опытом, мы руководствовались, создавая новый сборник гамм и арпеджио, который предназначен всем обучающимся игре на фортепиано.
Казалось бы, в столь хрестоматийном, архиясном материале ничего нового нет и быть не может — бери и печатай по привычной схеме, руководствуясь кварто-квинтовым кругом и считая прибавление очередного ключевого знака повышением трудности. Но почему тогда с такими невероятными усилиями наши ученики преодолевают эту трудность, боясь "черноты" диезов и бемолей? Учат долго и упорно гамму до мажор, затем соль мажор и т. д., а подойдя в четвертом классе к "ужасной" (четыре диеза!) гамме ми мажор, начинают "кататься" пальцами вдоль клавиш при переходе от белых к черным. Чередование же 3-го и 4-го пальцев в коротких арпеджио становится просто головоломкой, разрешить которую могут лишь самые внимательные!

Наш сборник задуман иначе. Во главу угла мы поставили принцип методической целесообразности и весь материал расположили по линии возрастающей трудности именно пианистического характера. Поэтому начинаем мы с гаммы ми мажор — самой удобной для рук, а белоклавишная до-мажорная появляется на более поздней стадии.
Второй принцип, которым мы руководствовались, — это принцип единства аппликатуры. Как гаммы, так и арпеджио подразделены нами на группы, соответствующие этапам работы. Каждый этап объединен не только определенным уровнем трудности, но и определенным типом аппликатуры. Как показывает практика, подобная группировка (в частности, одновременное изучение одноименных гамм) помогает более быстрому осмыслению и более прочному усвоению материала. Особенно это сказывается в изучении коротких арпеджио: как уже говорилось, в них так легко запутаться из-за чередования 3-го и 4-го пальцев; логическая же группировка помогает решить проблему без особого труда.
Тождество аппликатуры внутри каждого этапа вообще позволяет сэкономить немало времени и сил. Например, выучив арпеджио до мажор, мы автоматически осваиваем и другие арпеджио той же группы (соль мажор, фа мажор и др.), совершенно идентичные в двигательном отношении.
Существен вопрос о тональной координации гамм и арпеджио. Впрочем, при традиционном подходе он даже не возникает: если путеводителем служит кварто-квинтовый круг, тональное тождество гаммы и арпеджио оказывается неизбежным и само собой разумеющимся. В нашем же пособии, как нетрудно заметить, между разделами гамм и арпеджио нет абсолютного сходства в группировке тональностей. И сделано это отнюдь не по недосмотру, а вполне сознательно, поскольку гамма и арпеджио одной и той же тональности могут различаться по степени сложности, а кроме того, они могут относиться к разным аппликатурным группам. Мы предлагаем на начальной стадии осваивать эти два вида техники, руководствуясь не привычными соображениями тонального единства, а раздельно — по этапам, согласно принципу единства аппликатуры.
Предлагаемая группировка материала намечает общую последовательность его изучения. Но поскольку каждый этап, в свою очередь, содержит материал разной трудности (гаммы в октаву и в терцию или дециму, гаммы и арпеджио в прямом движении и в противоположном и т. д.), то, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, возможен возврат к предыдущим этапам для более углубленного их прохождения. Пособие вообще допускает гибкость в его использовании. В частности, педагоги, которые предпочитают проходить гаммы и арпеджио в традиционной последовательности, могут пользоваться им в удобном для них порядке.

В пособии две части. Первая его часть содержит гаммы и арпеджио от белых клавиш и предназначается для младших классов музыкальных школ. Вторая часть включает гаммы и арпеджио от черных клавиш; она предназначается для старших классов.
К занятиям по настоящему пособию стоит приступать после того, как у ученика сформируются первоначальные слуховые навыки, наладится элементарная слухомоторная координация, появится опыт игры по слуху и по нотам небольших пьес и этюдов. Введением в изучение гамм и арпеджио явятся подготовительные упражнения, с которых начинается наше пособие. В нотном тексте они изложены в ми мажоре, однако рекомендуется играть их в различных тональностях, повторяя многократно, вначале медленно, а затем постепенно ускоряя темп при неизменной ритмической организованности.
Разучивание собственно гамм и арпеджио советуем начинать с диапазона в две октавы, сперва отдельно каждой рукой, затем — двумя. Осмыслив построение гаммы и выучив ее, необходимо упражняться, играя ее от разных ступеней: умение сыграть от заданной ноты любую гамму позволит легко справиться с любым гаммообразным пассажем в музыкальном произведении.

В настоящем пособии наиболее подробно, с вариантами от всех ступеней и с сочетанием прямого и противоположного движения, представлена самая первая гамма — ми мажор. Этому образцу рекомендуется следовать во всех остальных тональностях. Гамма в дециму также приводится лишь в тональности ми мажор; в дальнейшем она опускается, так как по аппликатуре тождественна гамме в терцию. Разумеется, в каждой тональности следует играть оба вида — и в терцию, и в дециму.
Аналогичным образом короткие арпеджио приводятся в полном виде лишь в ми мажоре; в последующих тональностях даются лишь первые три звена, показывающие аппликатуру трезвучия с обоими обращениями, а затем — переход к нисходящему движению, его начало и окончание. Учащийся сможет без труда восстановить пропущенные звенья; это ему будет даже полезно, так как поможет скорее перейти к игре наизусть. Сочетание прямого и противоположного движения в длинных трезвучиях также дается лишь в ми мажоре — как образец для работы во всех тональностях.

Особенностью нашего пособия являются аппликатурные таблицы, благодаря которым учащийся сможет лучше осознать, запомнить и автоматизировать при игре тот или иной тип аппликатуры. В первой части две таблицы — в начале разделов гамм и коротких арпеджио. Во второй части аппликатурные формулы многообразнее, поэтому таблицы даются во всех этапах разделов гамм, коротких и длинных арпеджио.
Изучение гамм и арпеджио необходимо для развития фортепианной техники и музыканту-любителю, и тем более профессионалу. Но как полезное сделать еще и интересным? Очень просто: никогда не забывайте о конечной цели занятий техникой. Играйте, казалось бы, сухие и элементарные последования звуков так, как будто это фрагменты музыкальных произведений. Проявите фантазию: варьируйте штрихи и ритм (добиваясь ритмической точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах (играйте с различными оттенками, используйте крещендо и диминуэндо), экспериментируйте с тембровыми красками. Словом, не играйте механически: следите за двигательными ощущениями и контролируйте слухом художественный результат. В результате игра гамм и арпеджио станет для вас занятием несравненно более полезным и к тому же по-настоящему увлекательным.

Подготовительные упражнения
Часть первая. ГАММЫ И АРПЕДЖИО ОТ БЕЛЫХ КЛАВИШ
Раздел I. Мажорные и минорные гаммы
1-й этап. Тональности ми мажор (E-dur), ми минор (e-moll), ля мажор (A-dur), ля минор (a-moll)
2-й этап. Тональности ре мажор (D-dur), ре минор (d-moll), соль мажор (G-dur), соль минор (g-moll), до мажор (C-dur), до минор (c-moll)
3-й этап. Тональности фа мажор (F-dur), фа минор (f-moll), си мажор (H-dur), си минор (h-moll)

Раздел II. Хроматическая гамма

Раздел III. Короткие и ломаные арпеджио трезвучий
1-й этап. Тональности ми мажор (E-dur), ля мажор (A-dur), ре мажор (D-dur), си мажор (H-dur)
2-й этап. Тональности до мажор (C-dur), соль мажор (G-dur), фа мажор (F-dur), ля минор (a-moll), ми минор (e-moll), ре минор (d-moll)
3-й этап. Тональности соль минор (g-moll), до минор (c-moll), фа минор (f-moll), си минор (h-moll)

Раздел IV. Длинные арпеджио трезвучий с обращениями
1-й этап. Тональности ми мажор (E-dur), ля мажор (A-dur), ре мажор (D-dur), си мажор (H-dur)
2-й этап. Тональности до мажор (C-dur), соль мажор (G-dur),фа мажор (F-dur), ля минор (a-moll), ми минор (e-moll), ре минор (d-moll)
3-й этап. Тональности соль минор (g-moll), до минор (c-moll), фа минор (f-moll), си минор (h-moll)

Раздел V. Длинные арпеджио доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов
Доминантсептаккорды
Уменьшенные септаккорды

Часть вторая. ГАММЫ И АРПЕДЖИО ОТ ЧЕРНЫХ КЛАВИШ
Раздел I. Мажорные и минорные гаммы
1-й этап. Тональности ре-бемоль мажор (Des-dur), соль-бемоль мажор (Ges-dur), ми-бемоль минор (es-moll)
2-й этап. Тональности си-бемоль мажор (B-dur), си-бемоль минор (b-moll), ми-бемоль мажор (Es-dur), ля-бемоль мажор (As-dur)
3-й этап. Тональности фа-диез минор (fis-moll), до-диез минор (cis-moll), соль-диез минор (gis-moll)

Раздел II. Короткие и ломаные арпеджио трезвучий
1-й этап. Мажорные тональности — си-бемоль мажор (B-dur), ми-бемоль мажор (Es-dur), ля-бемоль мажор (As-dur), ре-бемоль мажор (Des-dur), соль-бемоль мажор (Ges-dur)
2-й этап. Минорные тональности — фа-диез минор (fis-moll), до-диез минор (cis-moll), соль-диез минор (gis-moll), ми-бемоль минор (es-moll), си-бемоль минор (b-moll)

Раздел III. Дчикные арпеджио трезвучий с обращениями
1-й этап. Тональности без белых клавиш — соль-бемоль мажор (Ges-dur), ми-бемоль минор (es-moll)
2-й этап. Тональности ми-бемоль мажор (Es-dur), ля-бемоль мажор (As-dur),
ре-бемоль мажор (Des-dur), фа-диез минор (fis-moll), до-диез минор (cis-moll), соль-диез минор (gis-moll)
3-й этап. Тональности си-бемоль мажор (B-dur), си-бемоль минор (b-moll)

Раздел IV. Длинные арпеджио доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов
Доминантсептаккорды
Уменьшенные септаккорды