Р. Глиэр - Популярные пьесы

Ноты к пьесам, этюдам



Сборники с нотами для фортепиано

 

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

 

Имя Рейнгольда Морицевича Глиэра — одного из виднейших представителей советского музыкального искусства — широко известно в нашей стране и за рубежом. Воспитанник московской композиторской школы, ученик С. И. Танеева, А. С. Аренского и М. М. Ипполитова-Иванова, Р. М. Глиэр на всем своем творческом пути сохранил верность заветам своих учителей, верность традициям русской классической музыки. Он в значительной мере развил эти традиции.

Родился Р. М. Глиэр в 1875 году в Киеве. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, которую окончил в 1900 году с золотой медалью. В годы учения в консерватории Р. М. Глиэр создает свои первые крупные произведения. Так, в 1898 году появляется Первый струнный секстет для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей, посвященный С. И. Танееву. Этот секстет,. удостоенный премии имени М. И. Глинки, положил начало целому ряду произведений для струнного ансамбля. Впоследствии были созданы еще два секстета, четыре квартета и октет для четырех скрипок, двух альтов и двух виолончелей.
В предоктябрьский период творчества были созданы три симфонии; наиболее известная из них Третья симфония — «Илья Муромец». Тогда же появляются романсы: «Слезы людские», «Ночь печальна», «Жить, будем жить» и другие, не утратившие своей свежести и до наших дней.
В начале 900-х годов начинается педагогическая деятельность Р. М. Глиэра; именно тогда у него начинают заниматься Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев. Наиболее широко и полно талант Р. М. Глиэра проявляется после победы Великого Октября. Новые идеалы, провозглашенные революцией, пробудили к жизни энтузиазм и творческую активность во всех сферах искусства.
В истории советской музыки Р. М. Глиэру принадлежит особое место. Во многом ему суждено было стать первым. Он был первым русским композитором, обратившимся к музыкальному фольклору национальных республик Азербайджана и Узбекистана и создавшим национальные оперы на народной основе — «Шахсенем» (1925) и «Гюльсара» (1936).

Композитор - Рейнгольд  Глиэр - скачать ноты


Р. М. Глиэр был основоположником советского балета не только чисто хронологически, но и по существу. Именно в его балете «Красный цветок» впервые на сцене с большой идейной и художественной убедительностью воплощены образы советских людей. Необычайно плодотворна в советский период педагогическая деятельность Р. М. Глиэра. Среди его учеников много видных советских композиторов: Б. Александров, Ф. Витачек, А. Давиденко, Н. Иванов-Радкевич, Л. Книппер, Г. Литинский, Б. Лятошинский, А. Мосолов, А. Новиков, Н. Раков, А. Хачатурян и многие другие. В годы Великой Отечественной войны Р. М. Глиэр создал ряд выдающихся произведений; среди них Концерт для голоса с оркестром, в котором мелодическое дарование композитора воплотилось с большой теплотой и выразительностью, и увертюра «Дружба народов», где композитор стремился выразить идею братского единства народов нашей страны, идею, звучавшую с особой силой в грозные военные годы.

В послевоенные годы активизируется концертно-исполнительская деятельность Р. М. Глиэра. Он много дирижирует своими произведениями, играет в концертах фортепианные сочинения, аккомпанирует солистам. Одно за другим появляются крупные симфонические произведения: Концерт для виолончели с оркестром, Концерт для валторны с оркестром, Концертный вальс.
В 1949 году в юбилейные дни 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова был поставлен балет «Медный всадник» по поэме великого русского поэта. В этом балете особенно ярко проявились основные черты творчества Р. М. Глиэра: эпичность и монументальность (такова основная тема балета — «Гимн великому городу»); лиричность и теплота (в музыкальных образах главных героев балета—Параши и Евгения); высокий трагический пафос (в сцене наводнения, сцене отчаяния и гибели Евгения).

До самых последних дней своей жизни Р. М. Глиэр неустанно работал; его творческая совесть постоянно заставляла искать новых, лучших решений уже законченных сочинений. Не случайно многие его крупные произведения имеют по две и более авторских редакций. Наша страна высоко оценила деятельность виднейшего советского композитора и педагога. Ему было присвоено звание народного артиста СССР, трижды он был награжден орденом Ленина, трижды ему присуждалась Государственная премия. Умер Рейнгольд Морицевич Глиэр в 1956 году.
Творчество композитора занимает достойное место в педагогическом и концертном репертуаре наших музыкантов. Цель настоящего сборника — познакомить широкие круги музыкантов-любителей с фрагментами из его балетов «Красный цветок» и «Медный всадник», а также с наиболее популярными из его романсов в переложении для фортепиано.
1. Вальс из балета «Красный цветок», ставший популярной пьесой, часто исполняется в программах симфонических концертов.
2. Танец акробата из балета «Красный цветок» — эксцентрический подвижной номер. В музыке образно переданы скачки акробата и мгновенные смены его движений.
3. Танец малаек из балета «Красный цветок» — изысканный и прихотливый — построен на противопоставлении контрастного музыкального материала. Многочисленные форшлаги, искусно вплетенные в ткань основной темы, усиливают восточный колорит.
4. Танцу Тай-Хоа из балета «Красный цветок» предшествует большое вступление — приближение и появление Тай-Хоа на сцене. Собственно танец чередуется с взволнованными лирическими эпизодами, выражающими тревожные предчувствия героини балета.
5. Танец на площади из балета «Медный всадник» — изящный, написанный в ритме польки. При исполнении необходимо тщательно выполнять все указанные штрихи, особенно стаккато, иначе танец потеряет остроту и легкость.
6. Танец озорных девушек из балета «Медный всадник» — хореографическое трио, где поочередно проходят музыкальные характеристики трех танцующих девушек. Заканчивается танец стремительным ускорением и нарастанием звучности.
7. Плясовая из балета «Медный всадник» — танец в народном духе. Лирические, плавные эпизоды чередуются с юмористическими синкопированными, как бы изображающими перестук каблуков.
8. Вальс из балета «Медный всадник» часто исполняется в программах симфонических концертов. Танцу предшествуют 12 тактов вступления. Сам вальс построен на сопоставлении двух тем; первая — плавная и неторопливая, вторая — легкая и оживленная.
9. Романс «О, если б грусть моя» написан в двухчастной форме. Первая часть — спокойная, повествовательная; вторая — более оживленная и взволнованная. Кульминация произведения приходится на самые последние такты.

10. Романс «О, не вплетай цветов» — один из наиболее известных, написанных с большой тонкостью и искренностью романсов композитора; Пожалуй, в этом романсе ярче всего проявилась общность вокального творчества Р. М. Глиэра с романсами С. И. Танеева и М. М. Ипполитова-Иванова.
11. «Сладко пел душа-соловушко» — романс в духе русской народной песни с переменным метром, варьированием попевок, чистотой лада. Часто исполняется на концертной эстраде и в концертах художественной самодеятельности.
12. «Коль любить, так без рассудку» — песня-романс, написанная с подлинно «гусарской» удалью и бесшабашностью, что как нельзя более соответствует словам А. Толстого:
Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча.
А. Самонов