Л.Хереско - Музыкальные картинки

Ноты ДМШ



Ноты, пособия, самоучители по обучению игре на фортепиано

 

 

Скачать самоучитель
Музыкальные картинки
Лидия Хереско
занимательная книга для первоначального обучения детей игре на фортепиано
"Советский композитор", 1983г.
(DjVu, 4.22 Мb)

Содержание:

 

ОТ РЕДАКТОРА

Ребенок с раннего детства любит подходить к фортепиано н стучать по клавишам; он часто говорит взрослым, что «умеет играть». Еще задолго до того возрасте, когда детей принимают в музыкальную школу, его любопытство и интерес к музыке могут быть разбужены чутким отношением старших: покажите малышу какую-нибудь простую песню, и он с большим удовольствием будет играть ее. Можно постепенно начать с ним регулярно заниматься по нескольку минут в день. Вначале нужно, чтобы ребенок слушал побольше доступной ему музыки, при том следует рассказывать ему образно содержание, затевать под эту музыку различные игры, а затем время от времени подводить малыша к фортепиано и понемногу посвящать в тайны музыкального искусства.
Цепь данной книги и заключается а том, чтобы помочь родителям, умеющим играть на фортепиано, а домашнем музыкальном воспитании детей дошкольников.
Ее автору Лидия Петровна Хереско (1886—1964), всю свою жизнь посвятила музыкальному воспитанию детей. Плодом ее многолетней практики и явилась настоящая работа, проникнутая любовью к ребенку, пониманием его души.
При подготовке к изданию редактор внес ряд изменений с целью сделать работу более последовательной в методическом отношении и более близкой современным детям. Был значительно расширен раздел, посвященный самому начальному этапу обучения, — добавлены популярные детские песенки в нетрудных переложениях. Некоторые номера заманены другими — более современными пьесами и ансамблями. Кроме того, значительно расширен раздел «Методические замечании»— а него внесен ряд указаний, необходимых руководителям, не являющимся по своей профессии педагогами фортепиано.
При составлении предлагаемого пособия автор исходил из того,
что для малыша очень трудным является усвоение нотной грамоты.
Прежде чем начинать знакомство с ней, ребенок должен приобрести первоначальные слуховые навыки и навыки движения под музыку, научиться играть простенькие песенки и пьесы. Очень полезно играть песенки от разных нот. Это способствует развитию слуха и помогает лучше ориентироваться на клавиатуре.

Первому знакомству с музыкой и с игрой на инструменте посвящен большой раздел книги. Он в основном состоит из переложений детских песен, взятых из сборника Н. Мет лова. Все эти песенки следует разучивать «с рук», а когда ребенок уже начинает ориентироваться в направлении движения мелодии, — и опираясь на его слух. Регулярно, с самых первых уроков нужно давать ребенку задачи, связанные с развитием слуха: сперва это будут простые вопросы: какой из двух звуков выше (вначале ребенок слушает звуки, расположенные далеко друг от друга, затем-—ближе и, наконец,—соседние), в каком направлении движется мелодия: затем постепенно знакомят ребенка с величиной интервала (конечно, он не должен знать сложные для него названия, но иногда при игре пальцевых упражнений можно и упомянуть слова «терция», «квинта»). Песенки, приведенные в первом разделе, расположены в порядке увеличения диапазона, и ребенок, особенно если он будет пытаться транспонировать выученные произведения, очень быстро уловит связь интервалов с определенным положением пальцев на клавиатуре. Когда ребенок играет песенки, надо все время обращать его внимание на выразительность исполнения. Но, само собой разумеется, с первых же шагов необходимо приучать ребенка и к работе над техникой. В методических замечаниях в конце книги даются упражнения ко многим пьесам. Конечно, вначале это будут самые простые упражнения, но ими не нужно пренебрегать, потому что каждое из них рассчитано на преодоление трудности, встречающейся в пьесе.

Упражнения и этюды следует играть немного, но регулярно, обязательно каждый день, причем необходимо время от времени повторять ранее пройденный материал. В методических замечаниях даются советы родителям, как подходить к разучиванию той или иной пьесы.
Отсюда ужо остается один шаг до нестоящем нотной записи, и, если малыш имеет навык такого «графического изображения» песен, она не представит для него никаких трудностей.
Точно так же с самого начала нужно обращать, внимание ребенка и на ритмическое строение песни (уже выученной). Если, играя песню, предложить ему равномерно хлопать в ладоши (например, по четвертям), то он очень скоро заметит, что существуют ноты, на которые делается по два и по четыре хлопка. Это подведет его к пониманию записи ритма. Но все-таки и в дальнейшем маленький пианист не сразу научится читать по нотам все ритмически трудные места. И причина не в том, что ребенок не способен уловить сложный ритм (ведь дети часто воспринимают на с пух очень сложные ритмы), а в неумении правильно прочитать его (в записи ритма очень много связано со счетом, с еще не знакомой детям областью арифметики — дробями). В данном пособии автор стремился во многих пьесах (в том числе сложных) помочь малышу, подтекстовывая музыку. Образное содержание этих незамысловатых стишков повысит интерес ребенка к разбираемой пьесе.

Разумеется, что когда ребенок выучит произведение, он должен его только играть, а не петь, но первоначально, когда взрослый сыграет ему пьеску и разучит с ним слова, ритм пьесы надолго запомнится ему, и разбор по нотам будет таким образом наполовину облегчен. Затем, когда пьеса уже усвоена, необходимо по нотам проанализировать ее ритм — это облегчит разбор тех пьес, в которых нет подтекстовки.
Как уже было сказано, уроки с малышами должны быть занимательными. Оживит урок и облегчит понимание к месту сказанная шутка или стишок. Такие шутки, стихотворные объяснения, игры и за гадки имеются и в нестоящей книге.
Хорошо подтолкнуть воображение ребенка, рассказать ему какую-нибудь историю (не противоречащую, конечно, характеру музыки). Необычайно полезна для детей и ансамблевая игра, которая широко рекомендуется здесь. Большинство песенок, помещенных в начале книги, переложено для совместной игры ученика и учителя. Это может быть игра в четыре руки, в три руки (ученик играет мелодию одной рукой) или в две руки (каждый участник играет по одному голосу). В дальнейшем даются уже настоящие четырехручные ансамбли («Петя» из сказки С. Прокофьева). Обращаем внимание на то, что при игре лесенок, помещенных в начале книги, ребенок должен сидеть нормально, посредине клавиатуры (а не как при ансамблевой игре — сбоку), а взрослый — слева.

Кроме пьес, которые ребенок должен разучивать сам, дается ряд более трудных произведений: ребенок будет их слушать в исполнении взрослых, определять характер, иногда устраивать игры под музыку.
Не следует утомлять ребенка — лучше заниматься несколько раз в день, но понемногу. Самое страшное — сухой педантичностью оттолкнуть его от занятий, внушить ему отвращение к музыке.
После прохождения и хорошего усвоения всего материала, помещенного в книге, можно будет приступить к изучению педагогического репертуаре детской музыкальной школы.
Н. Копчевский


Скачать самоучитель Скачать пособие