Гаммы и арпеджио - Л.Борухзон, С.Морено
Гаммы и арпеджио для фортепиано Н.Ширинская
В пособии даются методические советы и рекомендации по работе над
гаммовым комплексом — необходимой составной частью совершенствования
фортепианного мастерства. Рассказывается также о различных традициях
использования гамм и арпеджио.
Адресовано пианистам — педагогам и учащимся всех уровней: начиная от
учеников детских музыкальных школ и кончая студентами консерваторий.
Моим читателям — учащимся и учащим
"Зачем все это нужно — то, что его заставляют делать? Бегать как
можно быстрее руками по клавишам, подвертывая большой палец. Гаммы, упражнения,
сухие, монотонные, скучные до слез."
Р. Роллан. "Жан-Кристоф".
Под приведенными в эпиграфе словами юного героя известного роллановского
романа, мальчика с поистине гениальной музыкальной одаренностью, охотно
подписались бы, пожалуй, многие из тех, кто обучается сегодня фортепианной
игре. Как показывает практика, использование в фортепианном обучении гамм,
арпеджио и другого инструктивного материала оставляет желать лучшего.
В детской музыкальной школе этот материал нередко проходят формально,
только потому, что изучение его предписывается программой. В училище подчас
ограничиваются повторением уже пройденного в школе, а в консерватории,
как правило, игрой гамм и других компонентов гаммового комплекса сколько-нибудь
систематически вообще не занимаются.
А между тем работа над гаммами и другими упражнениями— это не только необходимая
составная часть воспитания пианиста, она может стать увлекательнейшим
занятием. Все дело в том, как эти занятия организовать.
Настоящее пособие — не обычный справочник по гаммам и арпеджио с полными
их таблицами. Здесь идет речь об истории их использования в фортепианной
педагогике, о подготовке к их изучению, о порядке их прохождения, о способах
работы над ними, о типичных ошибках учеников и многом другом, о чем в
справочниках не говорится. Пособие адресовано и педагогам, и ученикам,
независимо от того, к какой из ступеней музыкального образования они принадлежат.
Начинающим учиться фортепианной игре знакомство с ним поможет грамотно,
рационально работать над развитием техники, а тем, кто уже серьезно продвинулся
по этому пути — систематизировать свои представления о гаммовом комплексе,
а также получить новые знания, новые импульсы к работе. Методические советы
и рекомендации пригодятся, надеюсь, и музыкантам других специальностей,
изучающим курс так называемого общего или обязательного фортепиано.