Самоучитель игры на фортепиано - Мохель, Зимина

Самоучители



Самоучители, ноты для начинающих
фортепиано в pdf

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

№ 1. Ой джигуне, джигуне
Пьеса написана в форме простых вариаций, причем тема, мелодия песни, все три раза остается неизменной (меняется только гармоническое сопровождение).
Аккомпанемент имеет самостоятельное выразительное значение. Разобрав и выучив партию каждой руки отдельно, соедините затем их вместе. Выделяя мелодию, прислушайтесь к звучанию аккомпанемента.
Такты 1-4. Вполне возможно и целесообразно здесь и в аналогичных местах увеличить протяженность лиг, как это указано пунктирной линией; в тактах 15-24 постарайтесь из двух одновременно звучащих нот в правой руке выделить верхние звуки. Не забывайте, что мелодия песни в это время играется левой рукой.
Фермата в такте 32 удлиняет данную ноту на одну четверть.

№ 3. Вдоль по улице метелица метет
Главная трудность первых тактов пьесы заключается в разных штрихах в партиях правой и левой рук. Мелодия (партия правой руки) должна исполняться легато, а аккомпанемент (партия левой)- нон легато.
Для этого необходимо учить партию каждой руки отдельно, вслушиваясь в плавный, напевный характер мелодии и в мягко звучащие „переборы" аккомпанемента.
Если в первом восьмитакте слышится пение солиста, аккомпанирующего себе на гитаре или мандолине, то с такта 10 как бы вступает хор. Аккорды в партии левой руки исполняются почти легато, звучность становится более насыщенной.

№ 6. По долинам и по взгорьям
Правильное выполнение динамических оттенков здесь помогает раскрыть художественный образ - приближение и постепенное удаление отряда, поющего песню. Исполнение аккомпанемента должно подчеркивать маршеобразный характер пьесы.
Определенную трудность представляет соединение партий обеих рук, исполняемых различными штрихами (легато в правой руке и стаккато в левой).
Добейтесь сначала точного исполнения текста каждой рукой отдельно. Соединяя обе партии вместе, вслушивайтесь в звучание.
Исполняя мелодию легато, снимайте руку в конце фраз; при этом должна получиться пауза, как у певца, когда он берет дыхание.
В такте 5 “дослушайте” фа в верхнем голосе левой руки до конца длительности этого звука.
В тактах 7 и 11 нота фа в партии левой руки, заключенная в скобки, практически не берется, так как этот звук есть в партии правой руки.

№ 7. Куплеты Тореадора
Сочетание певучей, вокальной мелодии с четким, маршеобразным аккомпанементом, исполняемым стаккато, представляет определенную трудность при разучивании пьесы.
Внимательно и точно выучите аппликатуру в партии левой руки.
Форшлаги следует играть легко и коротко, почти одновременно с основным звуком. Для этого максимально облегчите палец, берущий форшлаг, перенося нагрузку на палец, исполняющий основной звук. Отработайте этот прием отдельно. Шестнадцатые ноты играйте тише, чем восьмые. Беря двойные ноты и аккорды правой рукой, выделяйте верхний мелодический голос, для чего поучите такие места правой рукой отдельно, слегка наклонив кисть руки вправо, к пальцам, ведущим верхний голос.
В тактах 17 и 19 после выдержанных звуков следует начинать мелодию более тихим звуком. Указание р (такт 20) относится к мотиву в партии левой руки. В такте 24 надо выучить отдельно правой рукой трудную гамму.

№ 8. Волынка
Волынка - народный инструмент, сохранившийся до наших дней в музыкальном быту многих западных стран и некоторых народностей Советского Союза. В тактах 1, 2, 5, б и аналогичных передан напев волынки; в тактах 3, 4 и им подобных piano наступает внезапно. Противопоставление оттенков - т/ и р или / и р - очень характерно для музыки XVIII века. Ноты не должны сниматься остро и отрывисто; все время надо следить за певучим характером мелодии.

№ 9. Песенка Герцога
Известный, любимый всеми отрывок из популярной оперы Верди „Риголетто" является по своему жанру вальсом. Для передачи вальсо-образного характера пьесы следует много внимания уделить работе над партией левой руки. Первую восьмую в каждом такте надо брать несколько глубже второй и третьей. Не беда, если басовый звук будет длиться дольше последующих двойных нот. Левая рука на первый басовый звук спускается вниз, а на вторую и третью восьмые в каждом такте поднимается вверх от клавиатуры.
Очень хорошо, если при разучивании партии правой руки напевают слова песенки; это способствует выработке более естественной и осмысленной фразировки.

№11. Матушка-голубушка
Обратите внимание на певучесть и красоту звука при исполнении этой лирической задушевной русской песни.
Восьмые ноты в мелодии следует брать более глубоким и сочным звуком, шестнадцатые требуют легкого и прозрачного звучания. Тихо и спокойно, слушая себя, оканчивайте фразу. Аккомпанемент исполняется тише и, по возможности, легато. Педаль рекомендуется брать запаздывающую.
Лучше не снимать руку в конце тактов 2 и 6, объединяя одной лигой всю фразу из четырех тактов. В такте 13 рекомендуемое crescendo постепенно подведет мелодию к наиболее яркой её ноте ля. В такте 14 фермата увеличивает длительность звучания ещё на одну восьмую.

№ 12. Калинка

В первом и последнем восьмитактах песни звучит дуэт женских голосов (партия правой руки) и задорный аккомпанемент народных инструментов (партия левой руки). Изложение мелодии песни двойными нотами представляет известную трудность для исполнителя.
Верхний голос в терциях должен звучать светлее, ярче; нижний голос подпевает главному и находится поэтому на втором плане. Партию правой руки надо учить отдельно, следя, чтобы пальцы, исполняющие мелодию верхнего голоса, как можно сильнее погружались в клавишу и извлекали более глубокий звук.

№ 13. Сурок

Характер аккомпанемента в этой пьесе мягкий, несколько монотонный. Педаль лучше брать запаздывающую. Sforzando (sf) в этой пьесе рекомендуется исполнять не резко, как бы пропевая и углубляя отмеченные звуки. Выделяйте в терциях тактов 13 и 14 мелодические верхние звуки. Исполнению эпизода в тактах 17 - 19 помогут мягкие, боковые покачивания кисти руки.


№ 14. Каватина Людмилы

Здесь следует тщательно изучить разнообразные приемы извлечения звуков (штрихи), указанные автором в нотном тексте. Одни звуки должны быть взяты стаккато, другие - легато; некоторые опорные звуки отмечены акцентами или черточками (то есть их длительность должна
быть полностью выдержана). Обилие штрихов необходимо для передачи задорного, лукавого, шаловливого характера известной арии.

№ 15. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
Задача исполнителя - передать танцевальный характер, изящество музыки. Для этого необходимо:
1)в партии правой руки делать легкие акценты на сильную долю каждого такта;
2) в партии левой руки выделять басы; аккорды же на счет два и три брать легким прикосновением;
3) точно исполнять штрихи в правой руке;
4)точно исполнять паузы;
5) педаль (кроме тактов 34 и 36) надо брать прямую и короткую, снимая её на счет два.
В первом такте и аналогичных следует тише и легче играть восьмые в мелодии.
Три такта (такты 18-20) можно объединить одной лигой.
В тактах 34 и 36 педаль предпочтительнее брать запаздывающую.

№ 17. Песня-марш
Как во всяком марше, в данной песне первая (сильная) доля каждого такта должна звучать несколько тяжелее и определеннее, чем вторая, третья и четвертая. Правую педаль следует нажимать согласно указаниям в нотах, обращая внимание на то, чтобы нога опускала рычаг одновременно с рукой, нажимающей клавишу. (Такая педаль называется прямой.)
Партия левой руки, передающая бодрый характер шага марширующей колонны, исполняется нон легато.
Во втором такте (и аналогичных) партии правой руки следует, не отпуская клавиши, беззвучно произвести указанную подмену пальцев.

№ 19. Шотландская песня
Исполняя партию левой руки, постарайтесь передать вальсообразный характер аккомпанемента.
Педаль лучше брать короткую и запаздывающую.
Объединяйте отдельные мотивы вступления во фразы по два такта, руководствуясь поставленными динамическими оттенками. В каждом мотиве надо стремиться к последнему звуку, облегчая звучание шестнадцатых нот.
В конце такта после инструментального вступления начинается сама песня. Углубите звук в мелодии, играйте легато, выделяйте верхние звуки в терциях. Обратите внимание на точность ритмической фигурки в мелодии (такт 12).
Знак /р (такты 6, 7 и другие) означает значительный по силе акцент.

№ 22. Мелодия
Подобного типа мелодии требуют от исполнителя „широкого дыхания". Это значит, что фразировка должна охватывать сравнительно большой отрезок мелодии. Например, первая фраза охватывает начальные 4 такта, второй же четырехтакт является следующей фразой, в которой звучание ослабляется. Оба эти предложения составляют период. Партия левой руки написана в синкопированном ритме, благодаря чему создается ощущение плавного движения. Можно представить себе, что певец исполняет „Мелодию" во время прогулки в лодке по реке.


№ 23. Вальс из балета «Спящая красавица»
Трудность исполнения первой части и репризы этого вальса состоит в том, что в партии правой руки соединяются и мелодия, и аккомпанемент. Необходимо отдельно выучить верхний голос указанной аппликатурой, хорошо „пропевая" мелодию. Затем партию правой руки учат целиком - мелодию полнозвучно, аккомпанемент piano. Выделить мелодию в верхнем голосе поможет небольшой наклон кисти руки вправо.
Четвертные ноты в аккомпанементе старайтесь играть легко и коротко, мелодию же играйте легато. В средней части необходимо отдельно поработать над партией левой руки.
В тактах 23, 24 объедините восьмые одной лигой, идущей от партии левой к партии правой руки.
Мелодия в тактах 25-30 (партия правой руки) изложена синкопами, что несколько затрудняет ритмическую сторону исполнения. Рекомендуем учить это место отдельно со счетом вслух.

№ 24. Танец маленьких лебедей
Весь фрагмент идет под аккомпанемент отрывисто звучащих басов (партия левой руки). Разучивая его, исполнитель должен следить, чтобы рука не поднималась высоко над клавиатурой. Стаккато получается лучше, если исполнять данный штрих пальцами, активно отталкивающимися от клавиш.
Пьеса четко делится на три раздела (второй начинается в такте 6, третий-в такте 10). Третий раздел повторяет первый; последние три такта танца являются кодой, то есть заключением. Такое представление о форме очень помогает исполнителю. Кроме того, при работе над сочинением необходимо разделить его на ряд частей и учить каждую отдельно. Лучше всего провести это разделение указанным выше образом.
В тактах 2, 3 и аналогичных следует обратить внимание на точное исполнение тридцатьвторых; они задуманы как быстрые ноты и не должны превращаться в шестнадцатые.
В такте 3 пальцы правой руки держат первую терцию в то время, как левая рука (пятый палец) снимает отрывисто бас. Подобные случаи требуют специальной тренировки на координацию движений.

№ 26. Наталия-вальс
Музыкальные фразы в этом вальсе начинаются со счета два. Следите, чтобы первый звук в каждой фразе был более слабым. Синкопы в мелодии в такте 9 и следующих подчеркивайте, как бы мягко „приседая" на них. Перед синкопами снимайте руку коротко и легко.
В средней части вальса мелодия изложена октавами. Выделяйте в них верхние звуки - это придаст мелодии большую яркость. В такте 25 возьмите до и ре в левой руке одним первым пальцем, поставив его поперек обеих клавиш. Такой прием облегчает исполнение широких, многозвучных аккордов.


№ 28. Вальс из оперы «Фауст»

Основной трудностью этого вальса является несоответствие штрихов в партиях правой и левой руки. Левая рука на протяжении всей пьесы исполняет обычную и в каждом такте одинаковую фигуру вальсового аккомпанемента: глубокий бас и два легко звучащих аккорда. Партия правой руки гораздо разнообразнее: здесь и синкопы (ударения на слабую долю такта, например в тактах 5, 7), и короткие мотивы, исполняющиеся легато (такты 7-9 или 9-11), и более длинные отрезки мелодии, когда рука ни разу не покидает клавишей (такты 49-54), и эпизоды, в которых правая рука пианиста играет приемом острого стаккато (такты 5 и 7 до конца). Все эти подробности должны быть по возможности тщательно разучены; в сочетании с однотипным аккомпанементом они создают красивое звучание всемирно известного вальса.

№ 29. Песня о Москве
Мелодия песни, написанной в характере спокойного вальса, должна исполняться легато. Руку следует снимать только на паузах. В такте 11 партия правой руки изложена двухголосно, то есть ре в мелодии должно звучать до конца
такта и более полнозвучно, чем второй голос. В тактах 17-19 выделяйте верхний голос, по возможности играя его легато.
Аккорд в левой руке (такт 29) можно взять арпеджиато.
В такте 34 звуки до и ре первой октавы (в правой руке) следует взять одним первым пальцем. (См. № 26. „Наталия-вальс".)
В такте 47 нота ре, в такте 51 нота ре-диез в правой руке берутся только один раз.
Разберитесь внимательно в голосоведении и ритме такта 58, сосчитайте его вслух.

№ 30. Осенний сон
Мелодия во вступлении находится в партии левой руки. Звучание её должно быть очень выразительным, виолончельным. Собственно вальс начинается с изложения мелодии в партии правой руки. Долгие, выдержанные мелодические звуки должны исполняться связно, а аккорды и двойные ноты легко сниматься.
В тактах 20-22 и аналогичных обратите внимание на ноты, объединенные скобкой; хотя они написаны на нижнем нотоносце, их следует исполнять правой рукой.

№ 33. Прелюдия
Выразительная мелодия прелюдии звучит на фоне повторяющихся аккордов. При разучивании этих триолей желательно, чтобы пальцы левой руки брали аккорды в тесном контакте с клавишами.
Здесь мы встречаемся с такого типа педализацией, при которой нога опускает рычаг правой педали после взятия аккорда. Такая запаздывающая педаль должна быть разучена отдельно „левой рукой и правой ногой". Только после создания красивого фона на чистой педали следует присоединять партию правой руки, которой поручен ведущий мелодический голос.

№ 34. Итальянская полька
Точно исполняйте указанные автором штрихи в крайних частях пьесы. Это придаст исполнению легкость, изящество и остроту.
В средней части пьесы всю партию правой руки следует играть легато. Точно исполняйте указанные акценты.
В аккордах правой руки мелодические верхние звуки должны ясно „пропеваться". Три такта (такты 45-47) в партии правой руки объедините одной лигой.

№ 35. Вальс
Для вальса, как правило, характерен упор на первую (сильную) долю такта. Здесь же мелодия в партии правой руки во многих тактах (например, в тактах 1, 2, 3, 5, 6 и т. д.) стремится ко второй (слабой) доле, на которой композитор ставит знак акцента. Левая же рука пианиста всегда должна исполнять первый басовый звук тяжелее и глубже.
Такое несовпадение акцентов в партиях обеих рук и составляет наибольшую трудность пьесы.

№ 36. Элегия
Фразировочные лиги, объединяющие мелодию, предполагают внимательное исполнение пауз там, где они написаны (такт 16). В тактах 26-29 яснее покажите перекличку мелодических голосов в партиях обеих рук. В такте 32 распределение пассажа между двумя руками, сделанное для удобства играющего, не должно нарушать ровность и ритмическую группировку тридцатьвторых нот.

№ 38. Песня о Родине

Аккордовый характер изложения партии правой руки делает затруднительным исполнение мелодии легато. Вместе с тем это необходимо; для достижения указанной цели следует выучить точно аппликатуру и в отдельных местах помогать себе педалью.
Аккомпанемент по характеру должен быть четким. Восьмые следует играть определенно и коротко.
Правую руку необходимо учить отдельно, различая яркую звучность мелодического верхнего голоса и более тихое звучание аккомпанемента.

№ 39. Дуэт Саффи и Баринкая
При исполнении двойных нот с выделением верхнего голоса на пальцы одной и той же руки ложатся разные задачи. Слабые пальцы - четвертый и пятый - должны при этом нести гораздо большую нагрузку, чем более сильные пальцы -первый, второй и третий. Действительно, ведь именно четвертому и пятому пальцам приходится „петь" мелодию, а остальным - „вторить" верхнему голосу или просто аккомпанировать ему. Для того чтобы верхний голос в октавах (такты 22, 23, 30-36) прозвучал певуче, пальцы, ведущие мелодию, должны играть по крайней мере в два раза сильнее, чем первый палец, играющий нижний голос. Бывает полезно следить, чтобы ладонь правой руки была несколько наклонена к пятому пальцу, так как при этом легче выделить верхний голос. Разумеется, „контролером" все время остается слух исполнителя.

№ 40. Дуэт Сильвы и Эдвина
При игре „певучих" октав верхний голос надо исполнять легато (для чего поставлены соответствующие аппликатурные указания в нотах). Нижние звуки октав могут, наоборот, звучать не слишком связно, даже нон легато. По мере увеличения общей силы звучания (как, например, на последней странице номера) вполне уместны небольшие движения корпуса исполнителя; при этом волевые приказы передаются через руки и пальцы пианиста механизму инструмента. В результате звучность становится более сильной и полной.

№ 44. Песня без слов
Фоном, аккомпанементом для песни являются мерно- звучащие триоли восьмых. В первых двух тактах они распределены между обеими руками, а с такта 3 их исполняет одна левая рука. Следует внимательно поучить этот переход (такты 2, 3), чтобы добиться одинакового звучания аккомпанемента, независимо от того, исполняется ли он обеими руками или только левой.

№ 45. Песня Сольвейг
Пьеса начинается с небольшого вступления. Это как бы наигрыш пастушьего рожка. После ферматы (остановки) на доминанте начинается (с такта 9) сама песня. Здесь серьезным заданием является овладение хорошим легато при ведении мелодии правой рукой. Пусть исполнитель во время игры не стесняется слегка подпевать мелодию; при этом надо вслушиваться в реальное звучание инструмента, не забывая, что извлекаемый пальцем звук всегда должен быть красивым.

№ 46. Гимн демократической молодежи мира
Фортепианное переложение этой песни требует больших рук и навыка исполнения аккордов.
Рекомендуем до изучения пьесы некоторое время поработать над исполнением четырехзвучных аккордов в разных тональностях, каждой рукой отдельно и двумя вместе.