Самоучитель игры на фортепиано - Мохель, Зимина

Самоучители



Самоучители, ноты для начинающих
фортепиано в pdf

 

 

XVII. СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ

 

 

Каждый учащийся должен стремиться овладеть основными навыками фортепианной игры, чтобы иметь возможность исполнять на фортепиано пьесы различного характера.
Изучение упражнений, гамм, аккордов, арпеджио и этюдов является важным средством для достижения этой цели.
Для того чтобы достичь хороших результатов в занятиях, необходимо регулярно, желательно ежедневно, заниматься за фортепиано (продолжительность занятий должна быть не менее одного часа в день).
Наряду с изучением теоретических разделов «Самоучителя» с первых же дней занятий надо приступить к выполнению практических заданий (начиная с раздела IV).
В дальнейшем каждое занятие должно заключать в себе разнообразный по характеру материал:
1) упражнения, гаммы, аккорды, арпеджио;
2) этюды;
3) пьесы.

Упражнения играются на первом этапе обучения— до начала работы над гаммами.
Гаммы, аккорды и арпеджио входят как постоянный материал в программу каждого, занятия.
Этюдами называются музыкальные пьесы, ставящие своей целью техническое развитие учащегося (приобретение навыков быстрой, отчетливой игры).
Упражнения, гаммы, аккорды, арпеджио и этюды должны занимать не менее 20 минут при ежедневных занятиях длительностью в 1 час; если учащийся располагает большим временем Для занятий, он должен соответственно увеличить число минут, отводимое для технической работы.
Необходимо следить, чтобы учащийся разучивал пьесы разнообразного содержания: веселые, лирические, печальные, танцевальные, шутливые, певучие, выразительные.
Изучение нотного материала должно идти в последовательности, указанной в настоящем «Самоучителе».
Приступая к разучиванию пьесы, учащийся должен постараться раньше всего уяснить себе содержание данного музыкального произведения. Для этого ему рекомендуется внимательно ознакомиться со словесными указаниями автора, определяющими настроение и характер пьесы. Необходимо определить тональность сочинения и размер, в котором оно написано. После этого желательно проиграть всю пьесу целиком для того, чтобы получить представление о ней в целом.
При недостаточном владении техникой чтения нот с листа допустим первоначальный разбор пьесы каждой рукой отдельно.

Далее следует тщательное разучивание партий каждой руки отдельно. При этом необходимо придерживаться точного выполнения нотной записи.
Все элементы нотной записи — ноты, ритм, динамические оттенки, аппликатура — должны привлекать к себе внимание учащегося. Необходимо стремиться не к формальному выполнению нотного текста, а к живой фразировке и осмысленной передаче характера пьесы. Те места, которые составляют для учащегося особую трудность, следует учить отдельно.
Овладев достаточно свободно партией каждой руки, учащийся может переходить к разучиванию пьесы двумя руками, по временам возвращаясь к повторению партии каждой руки отдельно. Произведения подвижного характера рекомендуется вначале играть медленно; когда учащийся освоится с пьесой в медленном движении, следует постепенно переходить к настоящему темпу. При разучивании нотного текста полезно чередовать игру со счетом вслух с игрой без счета, следя за качеством звучания.
Когда учащийся достаточно познакомится с нотной грамотой, ему следует ежедневно, помимо учебного материала, читать с листа пьесы из «Хрестоматии» и из различных других сборников. Так же как чтение словесной художественной литературы расширяет наш кругозор, так и чтение с листа способствует развитию нашего музыкального мышления и вкуса.
Следует приветствовать исполнение всякого рода ансамблей (сочетания фортепиано с пением, скрипкой или другими инструментами). Аккомпанируя певцу или инструменталисту, учащийся-пианист приобретает ансамблевые навыки и может стать активным участником музыкальной самодеятельности.