А. Артоболевская - Первая встреча с музыкой

Ноты для начинающих ДМШ



Нет на свете более тяжелого и напряженного труда, чем обучение в годы детства, отрочества и ранней юности.
В. А. Сухомлинский

 

 

Анна Даниловна Артоболевская

 

 

Талантливая пианистка, замечательный музыкант Анна Даниловна Артоболевская свою жизнь посвятила педагогике. «Мне еще не было шестнадцати лет, — вспоминает она, — когда я начала преподавать». Имя ее известно не только у нас в стране, где из самых отдаленных мест везут и везут к ней родители своих ребятишек. (Анна Даниловна говорит: «Мечтой моей жизни является проникновение музыки в самые глухие места».) А. Д. Артоболевскую знают, высоко чтут ее удивительный педагогический дар и за рубежом. О ней говорят с почтением и любовью, с признательностью и уважением, с удивлением и преклонением. Поражает всех то, как быстро и легко начинают играть у нее малыши, причем не только специально отобранные таланты, но и обычные наши дети. На ее уроках кажется, что она «колдует», завораживает словом, мягкостью, движением; ничего особенного она еще не сказала, не сделала, а дети уже увлечены музыкой, дети играют. Ответ на это дает сама Анна Даниловна: «Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков — это та особая стихия, в которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это „учить музыке"». И далее: «Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца».

В письме к Артоболевской ее бывший ученик, а ныне известный советский композитор Сергей Слонимский пишет: «Музыка никогда не была у Вас школьной задачей или сухой тренировкой техники. И почему-то при этом 99 процентов Ваших ребят — редкие виртуозы с блестящей техникой. А как Вы научили меня читать ноты — ей-богу, не помню. Кажется, это было раньше букв. Но это не так, а только кажется, потому что было интереснее букваря.»2. Говоря о редких виртуозах с блестящей техникой, С. Слонимский не преувеличивает. Более двадцати учеников Анны Даниловны — лауреаты всесоюзных и международных конкурсов и среди них шестикратный лауреат Алексей Наседкин, трехкратные лауреаты Любовь Тимофеева, Алексей Любимов, двухкратные Татьяна Федькина, Евгений Королев и, наконец, получивший свою вторую и высшую награду лауреат VII Международного конкурса имени П. И. Чайковского Владимир Овчинников.
Говорят, что главный секрет успеха в одержимости и безграничной преданности тому делу, которому человек посвящает себя. Но одержимость — это спутник таланта. О таланте пианистки Артоболевской свидетельствуют многие выдающиеся мастера музыкальной культуры. Д. Д. Шостакович в своем отзыве писал: «Анна Даниловна Артоболевская мне хорошо известна как отличный, высококультурный музыкант, как ярко одаренная пианистка, как замечательный вдумчивый педагог». Выдающаяся советская пианистка М. В. Юдина, ее педагог по Ленинградской консерватории, отмечала: «Анна Даниловна Карпека-Артоболевская. всегда глубоко удовлетворяла как меня, так и музыкальную общественность своим отличным пианистическим уровнем, большой широкой общей музыкальной культурой. и чрезвычайно активным и проникновенным отношением к делу».
«Талантливая пианистка Анна Даниловна Артоболевская владеет всеми ресурсами пианистической техники.». Так характеризует ее профессор Ленинградской консерватории А. В. Оссовский. А дирижер Натан Рахлин пишет, что «еще будучи очень молодой. она поражала своей необычайной чуткостью и безошибочным ощущением индивидуальных особенностей ученика. Как педагог — это несомненный и крупный талант».

Блистательно начав артистический путь, Артоболевская с увлечением отдается исполнительству. Почти двадцать лет выступает она с сольными концертами, а также в концертах своего мужа, мастера художественного слова, чтеца-декламатора Г. В. Артоболевского и лишь после его гибели в 1943 году оставляет исполнительскую деятельность и полностью переключается на педагогику. Свой талант исполнительский, артистический, свои музыкальные познания она отдает детям. С присущей ей увлеченностью Артоболевская ищет и находит свой путь в этом трудном деле. Слово — одно из главнейших ее оружий. Она поняла его силу, когда впервые услышала Г. Артоболевского. Какими бы огромными знаниями, опытом не обладал педагог, как великолепно не владел бы инструментом, но если он не владеет словом, интонацией, не способен фантазировать, чувствовать тех, к кому обращается,— плоды его труда будут минимальны.
В. А. Сухомлинский говорит: «Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника.

Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу»
А. Д. Артоболевская искусно владеет словом, артистично ведет урок, умеет увлечь и малыша и взрослого, и это ее умение, пожалуй, один из самых главных факторов ее успеха. Словом она заражает, музыкой разжигает одержимость в своих учениках. И именно любовь к музыке и одержимость ею становятся главными помощниками в ее работе с детьми.
«Я шла от музыки к технике, а не наоборот, и это определяет весь мой путь и сейчас», — говорит Артоболевская. Вот почему ее ученики могут сказать, как сказал это С. Слонимский: «Музыка никогда не была у Вас школьной задачей или сухой тренировкой» и, так же как и он, воскликнуть: «А как Вы научили меня читать ноты — ей-богу, не помню». Свою увлеченность музыкой, страсть и одержимость она умеет передать своим детям, и именно это отличает ее детей, настоящих музыкантов, даже если им только пять лет!

С учениками своего класса она частый гость на конференциях и концертах во многих городах Советского Союза. Как-то Артоболевская приехала в Кривой Рог со своими учениками, чтобы поделиться опытом с педагогами. И всех поразили «не только яркие дарования детей и большое мастерство педагога. Удивительнее всего была какая-то неуемная жадность к музыке. Анна Даниловна перевернула все наши прежние представления о музыкальном воспитании детей», — говорил впоследствии директор Криворожской музыкальной школы Н. Ромасенко.
«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых». Так считает А. Д.Артоболевская, и именно поэтому этот свой труд она адресует не только детям, но и взрослым, тем, кто найдет в себе силы, терпение и желание помочь детям развить свои способности.
Уже с первых шагов А. Д. Артоболевская, не ломая сложившихся, проверенных жизнью традиций, вводит, в педагогику свое, новаторское, которое основано на постулате, хорошо выраженном В. Асафьевым: «Музыка — искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают».
«Создаваемое человеком» — эти слова Б. В. Асафьева имеют непосредственное отношение к искусству А. Д. Артоболевской. Свои уроки она строит, создает каждый раз по-новому, сообразуясь с характером, способностями, знаниями ученика. И никогда ее уроки не бывают теоретически засушенными, скучными. Это — всякий раз увлекательная: игра. Именно поэтому, предлагая вниманию педагогов сборник А. Д. Артоболевской, мы должны оговориться: этот труд ни в коей мере не смог вместить в себя все разнообразие творческого метода Артоболевской; это лишь канва, по которой талантливый педагог сумеет вышить свои узоры.

Большую роль Артоболевская отводит и творчеству детей. Приступая к изучению новой пьесы, Анна Даниловна стремится разбудить ее образное восприятие у ученика. Для этого она предлагает детям рисовать то, что навевает образ пьесы, или сочинять стихи-подтекстовки к музыке пьесы. В пособии даны некоторые из подтекстовок, сочиненных детьми, а также стишки, написанные взрослыми на темы, подсказанные детьми. Педагог не должен заставлять детей заучивать их. С их помощью он может разбудить фантазию детей и может статься, что музыка подскажет ребенку совсем иные по образам и впечатлениям стихи. Главная польза от подтекстовок и рисунков в том, чтобы сочиняли и рисовали их сами дети.
Анна Даниловна часто повторяет: «Память детства— самая драгоценная память. То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь»Всеми силами Артоболевская стремится, чтоб дети поняли и запомнили: ноты несут в себе всю тайну музыки и охотно открывают ее, когда их изучишь!
«В детстве закладываются не только основы
знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать, — справедливо считает Анна Даниловна. — Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно
постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков».
Этот труд А. Д. Артоболевской получил высокую оценку доктора искусствоведения Я. И. Мильштейна. Его словами из рецензии мы и закончим это небольшое вступление:
«Рецензируемое пособие для начинающих обучаться игре на фортепиано принадлежит одному из лучших советских музыкантов-педагогов, старейшему преподавателю Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской консерватории имени П. И. Чайковского — заслуженному учителю школы РСФСР Анне Даниловне Артоболевской. Практическую значимость пособия трудно переоценить. Вероятно, именно ему предстоит стать в будущем основным нашим руководством для работы с начинающими свой путь в музыке детьми».

Е. Гульянц