А. Артоболевская - Первая встреча с музыкой

Ноты для начинающих ДМШ



Ноты, пособия, самоучители для фортепиано

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

 

 

Если просят меня проверить музыкальные способности ребенка, я никогда не отказываюсь от встречи, но предупреждаю, что мой ответ на вопрос «надо ли учить ребенка музыке» бывает всегда положительным. Ибо я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование. Каждому человеку необходимо в начале его жизни хотя бы прикоснуться к той большой и прекрасной ее области, которую образует музыка.
Советуя учить музыке всех детей без исключения, я считаю, что эта встреча должна лишь помочь определить когда и с чего надо начинать обучение, как знакомить ребенка с музыкой. Эту встречу я по старинке называю «испытанием», и имеет оно разные формы и значение. Иногда испытание проводится как бы мимолетно, если ребенка привели лишь один раз. Это я называю «попробовать на всякий случай». Чаще испытание я провожу по заранее разработанному плану для того, чтобы начать занятия профессионального обучения.
В план этот я непременно включаю пение песенки, любой, какую знает ребенок. Сначала песенку ребенок поет один, потом вместе с педагогом, под аккомпанемент рояля. Проверять интонацию ребенка лучше не на словах песни, а на какой-либо удобной гласной. Например, имитируя кукушку, предложить спеть в удобном регистре малую терцию или большую терцию (начало всем известной песенки «Чижик»). Малую секунду можно «промяукать» и т. д. Затем я перехожу к угадыванию регистров и высоты звука. Здесь на помощь мне снова приходят образы животных: медведь—низкий регистр, птицы — высокий и т.д.
Ритм проверяю в движении ребенка под музыку. При этом, играя, внезапно изменяю сначала скорость, потом ритм музыки, под которую дети должны прыгать, бегать, ходить (к примеру, двухдольный на трехдольный или синкопированный).

В план свой непременно включаю простейшее определение характера музыки: громко — тихо, весело— грустно; более сложное — устойчивость и неустойчивость звуков, их тяготение к тонике («кончилась музыка, или ее хочется продолжить?»).
Однако определением звуковысотного слуха испытания мои не заканчиваются. Очень важно определить эмоциональное восприятие музыки, музыкальную память, эмоциональную память. Все это в одну встречу с ребенком определить нельзя. При повторных встречах внимательно слежу, что ребенку запомнилось, есть ли тяготение к музыке и насколько оно устойчивое.
Если же ко мне привели очень маленького ребенка, который не умеет ни петь, ни двигаться «в ритме» под музыку, ни слушать и определять характер музыки, то таким детям я предлагаю сначала походить в «ритмические группы», где детей обучают движению под музыку, слушанию музыки, знакомят с элементами сольфеджио.

Очень важно при первой встрече проверить физические особенности рук ребенка. Они должны быть «мягкими», ладони — сравнительно широкими, с почти отсутствующими перепонками между пальцами; пальцы — упругими, которые не прогибаются как «ножки паука»; руки должны иметь хорошо приспособленный подвижный первый палец, а не «подшитый» под указательный, как это иногда бывает; достаточно длинный и не кривой мизинец. Ну, и конечно, руки должны быть не слишком миниатюрные, чтобы в дальнейшем можно было брать октавы и большие интервалы. (Надо учесть, что требования эти весьма условные, потому что с ростом человека руки могут измениться до неузнаваемости.)
При определении способностей и физических данных следует внимательно продумать, на каком инструменте лучше учить ребенка, и суметь тактично подсказать родителям о целесообразности выбора ими того или иного инструмента.
Для детей эта первая встреча с педагогом очень ответственна. Важно суметь создать- непринужденную обстановку, чтобы ребенок полностью раскрылся. При этом хорошо использовать соответствующие его возрасту картинки, звучащие игрушки.
Определяя способности ребенка, слушая как он поет, я пробую дать ему подобрать знакомую мелодию на инструменте. Я не слишком отрицательно реагирую на (иногда кажущееся) отсутствие у ребенка абсолютного слуха. Мне гораздо важнее увидеть, загорится ли в глазах ребенка огонек интереса к «музыкальным действиям», в которых я предлагаю ему принять участие. Часто бывает, что с проснувшимся интересом к музыке, она сама помогает проявлению и развитию необходимых, специфических для музыканта данных: слуха, памяти, ритма и т. д. Интерес и желание в большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха в обучении. Именно поэтому я не считаю, что наличие абсолютного слуха является единственным критерием музыкальных способностей.

Начало испытаний (два-три раза) я предпочитаю проводить не с одним, а хотя бы с двумя-тремя детьми. «Вхождение» в музыку и выражение в ней себя для маленьких детей всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих товарищей, ребенок включается как бы в игру, естественнее взаимодействует с ними, воспринимает музыку гораздо внимательнее и полнее, чем наедине со взрослым. Чем разнообразнее собравшиеся у инструмента дети, тем лучше они себя проявляют во всем объеме своей маленькой личности. Если один молчалив и скрытен, это сразу будет замечено и восполнено активностью других; если другой забияка, слишком задиристый и прыткий, он «вырвется» из окружения и его невольно будут «усмирять» другие; если кто-то проявил особые способности, он «удивит» и невольно потянет за собой флегматичных или робеющих. Я неоднократно замечала, что когда объясняешь или спрашиваешь что-нибудь, и ребенок еще только начинает соображать, что ответить на вопрос, то рядом стоящий и наблюдающий, — если даже его способности не превышают уровня того, кому задан вопрос, — этот второй поднимает ручонку и горд, счастлив, что он уже понял и первым может ответить (а иногда — объяснить еще не совсем понявшему товарищу).

Со стороны ребенок как-то легче улавливает, видит, понимает. Не думаю, что здесь имеет решающее значение род конкуренции, желание опередить товарища — просто качества, способствующие пониманию и освоению нового так проявляются у ребенка свободнее.
Если же встреча происходит с одним ребенком, то первым делом надо распознать, чем ребенок живет, что ему интересно, что может явиться для него, по выражению К. С. Станиславского, «манками»— способами заманить его маленькую душу, сделать его открытым и доверчивым. Тут все средства хороши, но главное — надо создать ассоциации с приятными ребенку вещами. Я пробую постепенно. Как бы случайно узнаю, какие игрушки больше всего любит он. Хорошо, если понравилась игрушка с музыкой. Следующий этап — суметь интересно рассказать об этой игрушке.

Приведу один пример: вот Маша — скромная, удивительно сдержанная девочка с умными глазами. На вопросы отвечает немногословно, но точно. Спрашиваю: «Ты поешь песни, Маша?» Поет. Очень тихо, но более или менее правильно. Говорю: «Посмотри, что мне привез знакомый летчик, друг космонавтов. В стране высоких гор Швейцарии, наши летчики с вертолетов опускали столбы, а жители подготовили для столбов ямы, чтобы провести в горах электричество и телефонную связь. В горах стоят деревянные домики. Этот игрушечный домик (показываю игрушку) в точности такой, какие стоят в горах, но только маленький. И люди тут могут жить только маленькие, игрушечные. Они любят играть и петь. Если их попросишь, они сыграют свою песенку. Постучи им в окошечко»,— предлагаю Маше. Раскрываю крышку домика — раздается музыка. Играю на рояле эту музыку (в высоком регистре, вместе с «оркестром», звучащим в «домике маленьких музыкантов»). Интерес проявляется огромный, задается масса вопросов! Поем эту мелодию, показываю, как подобрать ее на инструменте. Девочка схватывает моментально. Вся загорелась. Уходить не хочет.
Конечно, с таким ребенком пора начинать заниматься.