Подбираем аккомпанемент для фортепиано - Т. Сиротина

Пособия



Пособия, учебники для студентов, учащихся ДМШ
педагогов

 

 

пособие
Подбираем аккомпанемент для фортепиано
выпуск 1
Т. Сиротина
I-IV классы детских музыкальных школ
для информации

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние десятилетия сформировались прогрессивные системы, связанные с новым подходом к воспитанию детей в музыкальных школах. Сейчас на уроках, и в первую очередь на занятиях сольфеджио, все большее внимание уделяется развитию музыкального интеллекта и творческих способностей учащихся.
Само название предмета «сольфеджио», то есть пение по нотам, стало узким для выражения комплекса задач, направленных на развитие творческой личности учащихся. Условно этот комплекс можно разделить на три группы: 1) развитие мелодического мышления и интонации; 2) развитие гармонического мышления и гармонического слуха; 3) развитие музыкальных творческих способностей (сочинение, импровизация, подбор аккомпанемента).

Две последние группы тесно связаны между собой. Так, занятия разными видами музыкального творчества предполагают владение детьми необходимой суммой знаний и навыков в области гармонии, в то же время знания об элементах гармонии должны быть использованы учащимися при выполнении творческих заданий.
Важной стороной развития гармонического мышления и музыкального творчества детей является овладение ими навыками подбора аккомпанемента. Для этой цели в учебной практике используется ряд пособий, наиболее известное из которых — «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» М. Калугиной и П. Халабузарь (М., 1989). В нем авторы предлагают при подборе баса к мелодиям опираться на главные ступени лада и проводить эту работу начиная с третьего класса. Однако к изучению основ гармонии можно приступать значительно раньше — уже на первом году обучения, после приобретения учащимися некоторого слухового опыта и навыков игры двумя руками.
Положение о необходимости приобщения детей к гармонии с первого класса одними из первых выдвинули С. Мальцев и И. Розанов в статье «Учить искусству импровизации» (Советская музыка, 1973. № 10). Ее появление вызвало сочувственные отклики педагогов и послужило толчком к обсуждению данной проблемы на специальных методических конференциях преподавателей музыкальных школ и училищ.
В 80-е годы методическая литература, излагающая теоретические предпосылки раннего обучения гармонии и импровизации, а также обобщающая опыт подобных занятий с учащимися, получила широкое распространение. Методика начального этапа по подбору сопровождения на основе нотного материала изложена в работе С. Мальцева и Г. Шевченко «Опыт обучения детей гармонии и импровизации» (Л., 1984). Освоение же более сложных гармонических трудностей на доступных музыкальных примерах до настоящего времени не нашло должного освещения в методической литературе.
Пожалуй, единственным сборником по подбору развитого гармонического сопровождения является уже названное пособие М. Калугиной и П. Халабузарь. Но в нем авторы ориентируют учащихся на аккорды главных ступеней и при этом не останавливаются на рассмотрении большой группы аккордов побочных ступеней.

Отсутствие данного раздела в пособии усложняет сознательное восприятие музыки, в которой роль аккордов побочных ступеней возрастает с усложнением мелодического развития разучиваемых песен. Подбор сопровождения к мелодиям по подписанным функциям несколько лишает слух учащихся активности и сужает их творческую фантазию в выборе гармонических средств.
Это и побудило автора данной работы составить специальное учебное пособие, которое способствовало бы развитию гармонического слуха в активной форме.
Элементы гармонии рассматриваются здесь на двух уровнях — условно теоретическом и практическом. Ко всем темам дается короткий текстовой теоретический материал, что не исключает, однако, необходимости своевременного разъяснения его педагогом. Пособие содержит инструктивные задания, в основе которых лежит многократный повтор изучаемого высотного комплекса в разных метрических, ритмических и фактурных условиях. Упражнения выполняют вспомогательную роль.
Основная же часть работы связана с гармонизацией специально подобранных мелодий песен, то есть ставит художественно-содержательные задачи.

Учитывая практический характер издания, составляющие его темы связаны с раскрытием гармонических средств, которые часто встречаются в исполняемых примерах для сольфеджирования и детских песнях (аккорды главных и побочных ступеней, секвенции и др.).
Изучение материала пособия необходимо сочетать с активным показом учащимся отрывков из музыкальной художественной литературы для иллюстрирования тех или иных музыкальных явлений.
Пособие базируется на мелодиях из народного творчества и песнях, сочиненных композиторами для детей. Почти все музыкальные примеры приведены со словами. Это сделано умышленно, поскольку пение мелодий с текстом не только способствует расширению музыкального кругозора детей, развитию их памяти, усилению интереса к самому предмету сольфеджио и к данной форме работы, но и позволяет исключить дублирование исполняемой голосом мелодии игрой ее на фортепиано. Учитывая последнее условие, не только пианисты, но и учащиеся других специальностей смогут успешно справляться с данными практическими заданиями, развивающими у юных музыкантов необходимый навык пения без подыгрывания мелодии.

Подбор сопровождения к песням со словами позволяет решить и другие задачи.
Во-первых, наличие текста способствует более яркому восприятию музыки. Раскрытие поэтического образа музыкальными средствами побуждает ребенка выбрать соответствующий характеру мелодии темп, динамику, фактуру сопровождения.
Во-вторых, в разучиваемых песнях часто имеется несколько куплетов. Если песенка невелика по объему, то исполнение ее от начала ло конца позволит учащимся многократно повторить изучаемый гармонический оборот и поможет освоить учебный материал.
В-третьих, задания по подбору сопровождения к песенкам будут способствовать накоплению в репертуаре детей музыкального материала, который может представлять интерес не только для юного исполнителя, но и для его слушателей дома я з школе. Этот вид творчества может стать одной из форм бытового музицирования.

Пособие «Подбираем аккомпанемент» планируется издать в двух выпусках. Первый выпуск опирается на диатонику, второй — на хроматику. Материал построен по принципу постепенного налетания сложности и расширения объема информации в области гармонических явлений. Поэтапное введение все новых трудностей способствует их осознанному восприятию и дальнейшему использованию учащимися при выполнении ими творческих заданий.
Первый выпуск пособия включает 18 тем, построенных следующим образом: краткие теоретические сведения, характеризующие изучаемый аккорд, гармонический оборот или другое явление, закрепляются на музыкальных примерах (в каждой теме их около десяти). Первые из них более легкие и даются с готовым вариантом сопровождения. В остальных предполагается самостоятельный анализ мелодии и последующий подбор к ней аккордов.
Музыкальные примеры внутри темы объединяются в задания. Каждое из них состоит из нескольких примеров, поэтому, естественно, не может быть выполнено учеником за один раз. Переход к изучению каждой последующей темы представляется возможным только после успешного усвоения предыдущего материала.
С самого начала необходимо осваивать прием транспонирования гармонизованных мелодий. В дальнейшем к нему добавятся задания по перегармонизации мелодий. Их выполнение предусматривает возврат к гармонизованным ранее мелодиям и переосмысление их сопровождения с позиций новых знаний.
Материал по подбору гармонического сопровождения может быть использован не только на уроках сольфеджио, импровизации, при обучении детей ансамблевой игре, но и в классе фортепиано. Тесное взаимодействие педагогов — теоретика и пианиста — на практике приводит к выработке определенной системы в развитии музыкального мышления, гармонического слуха, пианистических и творческих навыков. К сожалению, подобное взаимопонимание между педагогами встречается очень редко.
Представленные задания по подбору гармонического сопровождения были апробированы на уроках сучащимися Средней специальной музыкальной школы при Донецкой консерватории им. С. С. Прокофьева и дали положительные результаты.
Учебное пособие подобного плана является первой попыткой систематического приобщения детей к практической гармонии на основе художественного материала. Автор внимательно изучит и учтет все критические замечания, предложения и пожелания в его адрес.