Подбираю на рояле - учебное пособие для фортепиано


Учебники, литература, учебные пособия для фортепиано

 

 

пособие
Подбираю на рояле
В. Кузнецов, О. Артемьева, С. Дубинина
практический курс гармонии
для младших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств
Только для информации!!!

Содержание:

 

Данная программа создана педагогами-теоретиками Детской школы искусств города Гатчины по инициативе ее директора, заслуженного работника культуры РФ Алхазовой Е. Н.
Свои занятия гармонией с учениками педагоги-теоретики Кузнецов В. Б., Артемьева О. Г., Дубинина С. Е. не раз демонстрировали на открытых уроках и методических днях, а также на областных семинарах для педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ Ленинградской области в присутствии преподавателей С.-Петербургского музыкального училища им. М. Мусоргского и Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, получая при этом положительные отзывы.
Авторы программы и Детская школа искусств города Гатчины благодарят всех участвовавших в обсуждении и помогавших ценными советами.

От редактора

Данное пособие по практической гармонии для младших классов рекомендуется использовать как самостоятельный факультативный курс. Также оно может найти применение на уроках сольфеджио, фортепиано, общего фортепиано для развития у детей армонического слуха и навыков подбора аккомпанемента.
Пособие очень удобно в работе как для преподавателя, так и для учеников. В методическом руководстве подробно описываются формы и методы работы, даны примерные поурочные планы занятий, а также образцы выполнения заданий. Изучаемый ма-гериал систематизирован от простого к сложному. Для учеников предусмотрены индивидуальные тетради с заданиями для гармонизации мелодий.
Занятия практической гармонией не только творчески развивают слух у детей, но также способствуют более свободному владению фортепиано, более осмысленному разучиванию произведений, а главное — учат самостоятельно подбирать аккомпанемент к мелодиям, что обязательно пригодится после окончания учебы в школе.
О. Геталова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексное разностороннее музыкальное воспитание детей в музыкальной школе, традиционно включающее в себя обучение игре на одном из инструментов, развитие вокально-интонационных и слуховых навыков, освоение музыкальной грамоты и основ элементарной теории музыки, а также изучение музыкальной литературы, очевидно подразумевает и практическое знакомство с элементами гармонии. Без этого невозможно ни полноценное воспитание внутреннего слуха вообще, ни развитие собственно гармонического слуха и связанного с ним навыка в подборе гармонического сопровождения к мелодии, ни осознанное в музыкально-теоретическом отношении исполнение или изучение музыкальных произведений.
Вместе с тем до настоящего времени, согласно традиционным учебным планам, знакомство учащихся с элементами классической гармонии осуществляется во многом спонтанно, эпизодически, получение необходимых сведений рассредоточено между разными учебными предметами, как правило — между специальным (или общим) курсом фортепиано и сольфеджио. Знакомство с аккордикой на уроках сольфеджио начинается лишь в средних классах, и развитие у учащихся гармонического слуха, таким образом, опаздывает, нередко оказывается наиболее уязвимым местом в их музыкальном воспитании.
В результате к концу обучения учащиеся далеко не всегда понимают, какие аккорды они встречают при разучивании музыкальных произведений по специальности, а также при знакомстве с музыкальными произведениями в курсе музыкальной литературы. К тому же набор аккордов, которым владеет ученик, зачастую слишком узок и не позволяет ему подобрать сопровождение к интересующим его мелодиям.
С целью способствовать решению этой явно назревшей проблемы в Гатчинской детской школе искусств более десяти лет ведется преподавание школьного курса гармонии на основе данной программы начиная с 1 -го класса — как с учащимися, имеющими дошкольную музыкальную подготовку, так и с теми, кто пришел в школу без всякой подготовки.
Значимость и актуальность поставленной задачи и предлагаемой для его решения программы в свете изложенного выше представляется очевидной.
Данная авторская программа представляет опыт систематического учебно-практического курса гармонии в младших классах детских музыкальных школ и школ искусств. Подобный курс на сегодняшний день отсутствует в традиционной системе общего музыкального образования детей.
Целью программы и проводимых на ее основе занятий гармонии являются: системное знакомство учащихся, начиная с раннего этапа обучения, с основами аккордики и закрепление полученных знаний на практике, воспитание гармонического слуха и навыков подбора гармонического аккомпанемента к мелодии, закрепление на практике элементов музыкально-теоретического анализа, воспитание творческих навыков импровизации и сочинения.
Программа рассчитана на индивидуальные занятия с учащимися фортепианного отдела по 0,5 академических часа в неделю за счет предмета по выбору в начальных классах школы (с 1-го по 4-й). Учащиеся других отделов также могут заниматься по этой программе при наличии общего курса фортепиано. В зависимости от индивидуальных возможностей учащихся программа может проходиться в меньшем объеме или более медленными темпами.
Занятия гармонией проводятся за фортепиано и носят преимущественно практический характер. В качестве музыкального материала в младших классах используются простые мелодии, которые дети поют на уроках сольфеджио. К ним они подбирают гармонический аккомпанемент, транспонируют их в знакомые тональности. Для анализа привлекаются пьесы, которые учащиеся разучивают по специальности, а также музыкальный материал из сборника преподавателей Гатчинской ДШИ О. Геталовой и И. Визной «В музыку с радостью».
В 4-м классе открывается возможность расширить круг мелодий, используемых для гармонизации: не ограничиваться мелодиями, содержащимися в пособиях по сольфеджио, но также привлекать и некоторые образцы современных популярных мелодий, что обычно вызывает живой интерес учащихся.
Гармония преподается параллельно с курсом сольфеджио и теории музыки, в тесной связи с этими предметами, без необоснованного «забегания вперед», опираясь исключительно на те сведения, которые учащиеся приобретают на занятиях по этим предметам.
В качестве музыкального материала возможно, начиная с 4-го класса, привлечение некоторых примеров из курса музыкальной литературы с объяснением педагога, почему автор применил те или иные гармонические средства.
Подбор и гармонический анализ делают более осмысленными занятия учащихся в классе по музыкальному инструменту.
Практические занятия гармонией помогают решить многие проблемы, возникающие в процессе преподавания сольфеджио, избежать некоторых, к сожалению, весьма распространенных «перекосов» в процессе формирования у учащихся внутреннего слуха, способствуют получению ими органичного, сбалансированного музыкального образования. В результате у учащихся интенсивнее развивается гармонический слух, логическое мышление, приобретаются навыки транспонирования, что способствует более свободному владению фортепиано. Занимаясь гармонией, дети более осмысленно подходят к разучиванию музыкальных произведений по специальности, лучше запоминают их наизусть, свободнее ориентируются в музыкальной форме, кадансах, смене тональностей и т. п., что несомненно делает процесс музыкального воспитания учащихся более плодотворным и разнообразным.
Предлагаемая программа представляет собой 1-ю часть задуманного авторами курса школьной гармонии с 1-го по 7-й классы. В старших классах расширяется круг используемых тональностей и гармонических средств в соответствии со школьной программой по сольфеджио и теории музыки, включая гармонизацию мелодий с модуляциями в тональности первой степени родства.