Пособие по общему курсу фортепиано

Самоучители



Ноты, пособия, самоучители по обучению игре на фортепиано

 

 

Ю. Корнаков
Прелюдия № 2

 

 

Предлагаемая пьеса Ю. Корнакова входит в цикл «Пять концертных прелюдий». Ее музыка несет в себе заряд большой внутренней напряженности, которая неуклонно нарастает и, наконец, прорывается в грозной кульминации. Сквозное развитие одночастной прелюдии проводится как бы в трех плоскостях — во взаимодействии трех образных и регистровых планов. Это произведение требует исполнительской воли, выдержки, умения распределить на протяжении лаконичной пьесы значительное эмоциональное нарастание, а также оркестровой красочности звучания.
Образный строй прелюдии во многом определяется особенностями ее ритмики. Впечатляет мерный шаг непрестанно повторяющейся в среднем регистре терции (ре-бемоль — фа), которая служит ритмическим и одновременно гармоническим стержнем пьесы. Равномерное движение четвертей (см. авторское указание ) подчинено свободно-переменному метру прелюдии. Смена четырехдольного метра трехдольным создает ассиметрию в конце первой фразы (т. 5); со второй фразы свободное метрическое чередование становится нормой. Желательно, чтобы при всех переменах размера исполнитель сохранял ощущение сильной доли такта.
Характер сдержанного, но неодолимого шествия создается также скандированным произношением мелодических попевок. Чеканно должны звучать интонации основной «сигнальной» темы в верхнем регистре (т. 1—2) и ее «отражения» в малой октаве (т. 3), исполняемые правой рукой. Особое внимание следует обратить на отчетливое произношение шестнадцатых.
Тембро-регистровое разнообразие — органическое свойство этой прелюдии. Впечатления оркестровых тембров можно добиться на фортепиано с помощью разнообразных приемов -звукоизвлечения. Так, pizzicato остинатного фона можно передать, исполняя терции staccato, слегка закругленными пальцами, «пружинным» движением руки снизу вверх. Цезуры также помогут расчленить терции и создать ощущение сдержанной, внутренне напряженной поступи.
В главной призывной попевке слышится клич трубы (т. 1—2), а в дополняющих ее тревожных репликах (т. 3—5) — звучание флейты. Пронзительный тембр трубы лучше передать «острым» звуком, активными и слегка закругленными цепкими пальцами, а флейтовый — звонким, более легким звуком. Главная тема исполняется, преимущественно, расчлененным штрихом — staccato, поэтому короткую лигу в такте 2 не следует понимать буквально: здесь штрих приближается к portamento. Дополняющие тему реплики разнообразны по характеру. Объединенные лигой хореические мотивы (ми-бемоль— ми-бекар, т. 3), благодаря метро-ритмическому смещению второго из них, приобретают иронический характер. Важно услышать и подчеркнуть отмеченные акцентами их начальные звуки. Посту-пенный мотив (си-до-ре) вносит некоторое успокоение, однако «мерцающий» в верхнем регистре сигнал (повторяющийся звук фа-диез) сохраняет ощущение внутренней напряженности. Настороженные интонации в басовом регистре (си-бемоль — соль) звучат подобно ударам литавр. Их лучше сыграть прямыми, слегка фиксированными пальцами (4-м и 2-м) при более выпуклом своде кисти (видны все косточки пясти).
Динамический диапазон пьесы очень широк — он простирается от рр до fffmarcatissimo. В начале прелюдии главная тема исполняется р (можно гпр); остинатное сопровождение и флейтовые реплики лучше играть рр, «удары литавр» — тр; к концу второго предложения звучность этих ударов усиливается до mf (т. 8).
В начале второго раздела пьесы главная тема звучит более настойчиво, на 2,5 тона выше (т. 10— 12). Соответственно, новой ступенью динамики отмечены все голоса. Еще более высокий динамический уровень (f, акценты над каждым звуком) и сухой (secco), «свистящий» тембр (труба в сочетании с флейтой) отличает проведение темы в тактах 14— 16, где она изложена малыми нонами в верхнем регистре; каждый звук мелодии акцентируется. Это, как и следующее проведение темы (т. 18—19), необходимо исполнять плотным, насыщенным звуком, упругими пальцами, используя вес всей руки (плечо, предплечье), особенно на ритмически опорных звуках; средние пальцы (2—3—4) рекомендуется приподнять, чтобы избежать случайных «призвуков». Нисходящие хроматические интонации следует играть как бы одним скользящим движением руки сверху вниз.
Исполнение темы, изложенной малыми нонами, представляет известную трудность даже для больших рук. Для маленьких рук можно рекомендовать иной вариант изложения — малыми септимами, одобренный композитором (см. строчку Ossia в нотном тексте).
В кульминационном разделе прелюдии важное значение приобретает властная тема в басовом регистре (ремарка «pesante», в которой слышится медная группа симфонического оркестра. Каждая из трех фраз этой темы должна звучать энергичнее и весомее предыдущей (см. исполнительские указания автора). Выразительного исполнения этой темы можно добиться, разучивая ее отдельно в медленном темпе с точной нюансировкой, энергичными, «прошивающими дно клавиши» пальцами (выражение С. В. Рахманинова). Это в особенности относится к активным квартовым и тритоновым взлетам в нижнем регистре, отмеченным знаком <.

Пронзительно, акцентированно (marcato, con forza) должны прозвучать репетиции «трубного» ми в верхнем голосе, как бы возвещающего кульминацию (т. 20), и кульминационная фраза в нижнем регистре, достигающая высшей точки своего развития в такте 22 (sfff).
Следующий послекульминационный эпизод играет роль коды. Он требует от исполнителя резкого эмоционального переключения: внутренне напряженный ритмический пульс сохраняется, но характер звучности и артикуляции меняется. Кода отмечена засурдиненным тембром (левая педаль). Однако выдержанный звук соль, дважды прорезающий фон, лучше исполнять светлым и острым звуком (первым пальцем левой руки). Флейтовые по-певки в коде звучат более робко (лиги, плавное поп legato); желательно оттенить их более продолжительной педалью (на каждой четверти такта).
Появляющийся после генеральной паузы тонический аккорд До мажора неожиданно и в то же время естественно завершает прелюдию. Исполняя этот аккорд глубоким погружением всей руки, тр, на фоне правой педали, можно добиться гулкого тембра, подобного колокольному звону. Брать левую педаль здесь уже не следует (см. указание «tre corde»).
Темп прелюдии обозначен автором в соответствии с ее сдержанным характером (Molto sostenuto, J =63). Темповое единство желательно сохранить на протяжении всего произведения.
Как всякое новое сочинение, прелюдия Ю. Корнакова еще не имеет исполнительских традиций. Работа над этой пьесой поможет более полно выявить творческую самостоятельность учащегося.