Пособие по общему курсу фортепиано

Самоучители



Ноты, пособия, самоучители по обучению игре на фортепиано

 

 

 

В.А Моцарт
Менуэт из симфонии соль минор (№ 40)

 

 

Симфония соль минор Моцарта, одно из совершеннейших произведений симфонической литературы, до сих пор покоряет сердца слушателей страстностью и глубиной своих музыкальных образов. В симфонии четыре части. Третья ее часть — Менуэт. Но. это не просто танцевальное «интермеццо»: Менуэт становится одним из этапов в развитии лирико-драматических образов симфонии. Его музыка выходит за рамки танцевально-галантного стиля, она глубока и значительна.
Менуэт написан в сложной трехчастной форме. Главная тема, изложенная в первой части, носит характер серьезный и решительный. Ей противопоставлена средняя часть — трио — нежная, светлая музыка, написанная в одноименном мажоре. После трио следует точное повторение первой части.
Первая часть, в свою очередь, также трехчастна. После первого знака повторения следует разработочный раздел, насыщенный отклонениями в побочные тональности. С такта 28 тема Менуэта, полифонически обогащенная, вновь звучит в основной тональности. Это — реприза первой части.
Вам предлагается разучить партию Primo; партию Secondo сыграет на сессии ваш педагог.

Фортепиано — необычайно многокрасочный инструмент. Умело пользуясь различными приемами игры, пианист может ярко и впечатляюще исполнить сложную оркестровую партитуру. Отнеситесь с предельным вниманием к штрихам, ибо они продиктуют вам нужные приемы.
В первой части Менуэта преобладает плотное и интенсивное звучание струнной группы оркестра. Подобное звучание на фортепиано достигается смелым погружением руки в клавиатуру. Вес всей руки свободно ощущается кончиком пальца — «подушечкой». Палец глубоко погружается в клавишу, ладонь и кисть хорошо амортизируют вес плеча.

Фразировка первой части весьма разнообразна по артикуляционным приемам. Решительный и волевой характер начального мотива (ре — соль — си-бемоль) требует смелого, глубокого штриха te-nuto с одинаковыми «просветами» — цезурами между нотами. Во время таких цезур руки мягко и свободно приподнимаются, «набирая вес» для взятия следующей ноты. От верхнего си-бемоль начинается легатное движение, замыкающее фразу (т. 1—3). Оно как бы сбегает с ноты си-бемоль, взять которую нужно глубоко и весомо. Аналогично исполняется и вторая фраза темы.
Далее (т. 8—10) мы видим соединение нескольких мотивов, исполняемых штрихом legato. В конце каждого мотива, обозначенного лигой, руки плавно приподнимаются и, опускаясь на начальный звук следующей группы, создают нужный интонационный акцент.
В заключительных тактах темы мы встречаемся со штрихом staccato (т. 11—14). Это не острое staccato, соответствующее оркестровому штриху pizzicato, а скорее плотное и раздельное прикосновение, соответствующее оркестровому штриху detache. Струнные инструменты исполняют этот штрих, играя каждую ноту отдельным движением смычка. По принципу звукоизвлечения штрих этот близок к фортепианному tenuto, с несколько большими «просветами» между звуками.
В разработочном разделе вы снова встретитесь с сочетанием различных штрихов. Вначале размашистые tenuto стремятся к нотам ми-бемоль, до и ля-бемоль, — эти звуки нужно взять с особым смысловым ударением. Затем следуют отдельные легат-ные группировки (т. 23—26). В репризе отнеситесь с особой серьезностью к довольно сложной полифонической фактуре. Ведя три голоса, не забывайте о четком выполнении штрихов.

В конце первой части происходит важное изменение динамики и оркестровки: здесь мы впервые видим обозначение «р»; этот эпизод исполняют деревянные духовые инструменты — флейты и гобой. Естественно, что сила звука и тембр должны стать иными: в звучании должна чувствоваться легкость и звонкость. Для этого нужно изменить приемы звукоизвлечения, перестроить игровые ощущения: до сих пор мы играли смелыми, размашистыми движениями, теперь же должны ощутить концы пальцев как бы более острыми; свод ладони становится более фиксированным, вес плеча уже не в такой степени, как ранее, передается на конец пальца. Движения кисти становятся более умеренными, но остаются такими же точными и собранными. Все лиги должны быть выполнены аккуратно. Staccato в левой руке (т. 40—41) не должно быть чересчур острым.
Для трио Менуэта характерна легкая, прозрачная оркестровка. Начинает его струнная группа, далее музыкальную мысль подхватывают деревянные духовые. Forte, указанное в тексте, не следует понимать буквально: оно предполагает не столько громкий, сколько светлый звук..
В конце первого периода одну и ту же фразу играют сначала скрипки, (т. 56—57), а затем гобой (т. 58—60). У вас, таким образом, есть возможность в исполнении сопоставить два различных оттенка, два разных тембра. Добейтесь этой разницы!
При повторении первой части Менуэта нужно сохранить все динамические и артикуляционные указания. Остается прежним и темп Менуэта — умеренно быстрый, бодрый ( J = 120).