Ноты, пособия, самоучители по обучению игре на фортепиано
Симфония соль минор Моцарта, одно из совершеннейших
произведений симфонической литературы, до сих пор покоряет сердца слушателей
страстностью и глубиной своих музыкальных образов. В симфонии четыре части.
Третья ее часть — Менуэт. Но. это не просто танцевальное «интермеццо»:
Менуэт становится одним из этапов в развитии лирико-драматических образов
симфонии. Его музыка выходит за рамки танцевально-галантного стиля, она
глубока и значительна.
Менуэт написан в сложной трехчастной форме. Главная тема, изложенная
в первой части, носит характер серьезный и решительный. Ей противопоставлена
средняя часть — трио — нежная, светлая музыка, написанная в одноименном
мажоре. После трио следует точное повторение первой части.
Первая часть, в свою очередь, также трехчастна. После первого знака повторения
следует разработочный раздел, насыщенный отклонениями в побочные тональности.
С такта 28 тема Менуэта, полифонически обогащенная, вновь звучит в основной
тональности. Это — реприза первой части.
Вам предлагается разучить партию Primo; партию Secondo сыграет на сессии
ваш педагог.
Фортепиано — необычайно многокрасочный инструмент. Умело пользуясь различными
приемами игры, пианист может ярко и впечатляюще исполнить сложную оркестровую
партитуру. Отнеситесь с предельным вниманием к штрихам, ибо они продиктуют
вам нужные приемы.
В первой части Менуэта преобладает плотное и интенсивное звучание струнной
группы оркестра. Подобное звучание на фортепиано достигается смелым погружением
руки в клавиатуру. Вес всей руки свободно ощущается кончиком пальца —
«подушечкой». Палец глубоко погружается в клавишу, ладонь и кисть хорошо
амортизируют вес плеча.
Фразировка первой части весьма разнообразна по артикуляционным приемам.
Решительный и волевой характер начального мотива (ре — соль — си-бемоль)
требует смелого, глубокого штриха te-nuto с одинаковыми «просветами» —
цезурами между нотами. Во время таких цезур руки мягко и свободно приподнимаются,
«набирая вес» для взятия следующей ноты. От верхнего си-бемоль начинается
легатное движение, замыкающее фразу (т. 1—3). Оно как бы сбегает с ноты
си-бемоль, взять которую нужно глубоко и весомо. Аналогично исполняется
и вторая фраза темы.
Далее (т. 8—10) мы видим соединение нескольких мотивов, исполняемых штрихом
legato. В конце каждого мотива, обозначенного лигой, руки плавно приподнимаются
и, опускаясь на начальный звук следующей группы, создают нужный интонационный
акцент.
В заключительных тактах темы мы встречаемся со штрихом staccato (т. 11—14).
Это не острое staccato, соответствующее оркестровому штриху pizzicato,
а скорее плотное и раздельное прикосновение, соответствующее оркестровому
штриху detache. Струнные инструменты исполняют этот штрих, играя каждую
ноту отдельным движением смычка. По принципу звукоизвлечения штрих этот
близок к фортепианному tenuto, с несколько большими «просветами» между
звуками.
В разработочном разделе вы снова встретитесь с сочетанием различных штрихов.
Вначале размашистые tenuto стремятся к нотам ми-бемоль, до и ля-бемоль,
— эти звуки нужно взять с особым смысловым ударением. Затем следуют отдельные
легат-ные группировки (т. 23—26). В репризе отнеситесь с особой серьезностью
к довольно сложной полифонической фактуре. Ведя три голоса, не забывайте
о четком выполнении штрихов.
В конце первой части происходит важное изменение динамики и оркестровки:
здесь мы впервые видим обозначение «р»; этот эпизод исполняют деревянные
духовые инструменты — флейты и гобой. Естественно, что сила звука и тембр
должны стать иными: в звучании должна чувствоваться легкость и звонкость.
Для этого нужно изменить приемы звукоизвлечения, перестроить игровые ощущения:
до сих пор мы играли смелыми, размашистыми движениями, теперь же должны
ощутить концы пальцев как бы более острыми; свод ладони становится более
фиксированным, вес плеча уже не в такой степени, как ранее, передается
на конец пальца. Движения кисти становятся более умеренными, но остаются
такими же точными и собранными. Все лиги должны быть выполнены аккуратно.
Staccato в левой руке (т. 40—41) не должно быть чересчур острым.
Для трио Менуэта характерна легкая, прозрачная оркестровка. Начинает его
струнная группа, далее музыкальную мысль подхватывают деревянные духовые.
Forte, указанное в тексте, не следует понимать буквально: оно предполагает
не столько громкий, сколько светлый звук..
В конце первого периода одну и ту же фразу играют сначала скрипки, (т.
56—57), а затем гобой (т. 58—60). У вас, таким образом, есть возможность
в исполнении сопоставить два различных оттенка, два разных тембра. Добейтесь
этой разницы!
При повторении первой части Менуэта нужно сохранить все динамические и
артикуляционные указания. Остается прежним и темп Менуэта — умеренно быстрый,
бодрый ( J = 120).