Ритмы 20-х годов



Джаз начала 20-го века

 

Предисловие

 

 

Во-первых, в основе этих жанров в нашем веке лежат зачастую уже модели не европейского, а американского (точнее — афроамериканского, либо латиноамериканского) происхождения—будь то фокстрот, танго, шимми, рэгтайм, блюз (все эти жанры нашли отражение на страницах нашего сборника). Во-вторых, когда известный американский писатель Ф. Скотт Фицджеральд назвал 20-е годы «веком джаза», он вложил в эти слова нечто большее, чем просто указание на мимолетное увлечение определёнными видами музыки. И если в то время казалось, что «вся Европа фокстротировала с утра до вечера и с вечера до утра», то на это были причины достаточно серьезные. Несомненно, что «джаз был вызван к жизни глубокой общественной потребностью». Джаз явился в эту пору важным средством обновления музыкального быта, внеся в него существенно новый аспект динамизма. Кроме того, что касается фортепианной музыки, джаз дал импульсы к новой трактовке звучания рояля (в джазе зародились совершенно новые способы звукоизвлечения, появился новый, специфического облика, пианизм), к обновлению музыкального ритма, к более острому ощущению пластики, театральности, колоритности и т. д. Не случайно, конечно, крупнейшие композиторы начала XX века (К. Дебюсси, М. Равель, И. Стравинский и другие) начинают уделять джазу (точнее, его ранним формам) очень большое внимание. Не прошли мимо джаза н такие сложные по языку композиторы, как П. Хиндемит, Д. Мино. Затронули  джаз и советские композиторы, в том числе Д. Шостакович, Л. Половинкин, Ан. Александров (их произведения вошли в настоящий сборник) и другие.

В то же время, невозможно, конечно, ограничить все бытовые жанры, распространённые в 20-е годы, только рамками джазовых или латиноамериканских ритмов. Были здесь и другие немаловажные воздействия. Определённую роль играло, например, влияние венской классической оперетты (с её традиционной «визитной карточкой» — вальсом), продолжавшей своё успешное существование и в XX столетии (это направление представлено в сборнике тремя пьесами Р. Бенац-кого). Свою лепту в развитие эстрадных жанров внесла и музыка так называемых артистических кабаре. Именно отсюда получила распространение плодотворная традиция пародийного утрирования самых расхожих, избитых интонаций (н плане гротеска-сарказма), что характерно для ряда сочинений крупнейших композиторов-новаторов — А. Шёнберга, А. Берга, Э. Кшенека, Д. Шостаковича, в творчестве которых бытовые жанры возвысились до уровня своеобразной социальной сатиры.

Интересно отметить, что все эти «линии» (джазовая, опереточная, «кабаретная», развлекательно-бытовая) зачастую сливались, рождая очень своеобразные в эстетическом отношении произведения. Иногда, например, пародийность сочеталась с применением самых новейших идей гармонического языка — так, в танго Д. Мнйо «Ботафогу», вошедшем в сборник, с помощью политональных наложений как бы пародируется звучание «разбитого» фортепиано. Подобные явления можно наблюдать и в Польке из балета «Золотой век» Д. Шостаковича (также публикуемой в сборнике) и в ряде других его сочинений.
Пьесы, составившие сборник, расположены по принципу возрастающей трудности. Поскольку некоторые из авторов пьес, помещенных в сборнике, у нас недостаточно известны, приводим краткие данные об этих композиторах.

Ральф Бенацки — австрийский композитор, прославившийся в 20-е годы в жанре оперетты. Автор огромного числа песен для кабаре, ревю, кинофильмов, балетов.

Алоиз Xаба — чешский композитор. Создатель четвертитоновой системы композиции (писал, например, для четвертитонового рояля). Автор ряда теоретических работ.

Феликс Петирек — австрийский композитор и пианист. Ученик Л. Годовского, Э. Зауэра, Ф. Шрекера. Преподавал в ряде консерваторий.

Эрвин Шульгоф — чешский композитор. Погиб в концлагере. В 20-е годы активно использовал джазовые приёмы композиции. Написал также «Новую школу беглости для джазовых пианистов».

Эрнст Кшенек (Крженек) — крупный австрийский композитор. Автор ряда опер (две из которых были поставлены в СССР в 20-е годы), оперетт, балетов, инструментальных сочинений. Написал несколько научно-теоретических трудов.

А. ХИТРУК