Ноты, Аккорды - Школа игры на фортепиано

Ноты ДМШ

При наличии достаточного количества методических сборников и хрестоматий "Школа Николаева" явилось универсальным учебно-методическим пособием для начального обучения игре на фортепиано.

 

Ноты для фортепиано
Школа игры на фортепиано
А. Николаев
книга удалена по просьбе издательства!

Содержание:

 

Основная задача настоящего издания заключается в качественном улучшении репертуара начинающего пианиста, Общеизвестно, какую огромную роль в формировании музыкальных вкусов учащихся и их отношения к музыкальному искусству вообще играет первое практическое соприкосновение с ним. Часто именно от этого этапа, самого сложного и наиболее ответственного в музыкальной педагогике, зависит дальнейшая судьба ребенка: будет ли он профессиональным музыкантом, горячим любителем музыки или навсегда останется к ней равнодушным. Это во многом зависит от мастерства педагога и степени одаренности учащегося. Однако никакие усилия не смогут привести к желаемому результату без музыкально полноценного, эстетически высококачественного материала для практического обучения.


Маленький музыкант должен иметь дело только с музыкой высокого качества. Это формирует оценочный критерий ребенка, его музыкальный «инстинкт», который в дальнейшем сможет служить надежным компасом для ориентировки в огромном разнообразии музыкальных явлений.
Что же вкладывается в понятие 4 музыка высокого качества»? Это прежде всего содержательность, яркая и характерная художественная образность, выразительность мелодического языка, гармонии, ритма, формообразующих элементов. Всем этим требованиям отвечает народное творчество, произведения классиков мировой музыки, которые были и остаются фундаментом музыкального воспитания. Это — и лучшие образцы современной музыки, которая особенно созвучна юному поколению своим содержанием и эмоциональным строем.
Поэтому в настоящее пособие включено большое количество произведений классиков, обработок народных мелодий и произведений современных композиторов, которые пользуются заслуженной популярностью в педагогической практике и могут служить эстетически полноценными образцами музыкально-педагогической литературы.
Вторая задача, стоящая перед составителями, заключалась в повышении требовательности к учащимся в соответствии с возросшим за последнее время общим уровнем музыкальной и технической подготовки юных пианистов. Сохраняя структуру изданий «Школы» (деление музыкального материала на две части, а первой из них — на два раздела), составители внесли некоторые изменения в порядок распределения материала, исходя из требований методики обучения.

Успешное овладение техникой игры на инструменте не может быть достигнуто при изолированном изучении тех или иных технических приемов (поп legato, legato, пятипальцевых последовательностей, скачков, элементов полифонии и т.д.). Музыкальная педагогика рассматривает различные
виды техники в их неразрывной взаимосвязи. Поэтому нет смысла долго держать ученика на каком-то одном виде техники, даже если освоение этого вида по тем или иным причинам идет у него медленно и с определенными трудностями. Иногда бывает так, что прохождение более сложного материала другого типа помогает освоить ученику ранее не удававшийся технический элемент и приводит к ощутимому качественному скачку его музыкального и технического уровня. Разумеется, педагогу не следует слишком часто и без особой необходимости прибегать к подобным «перескокам», так как основой успешного обучения любому делу является системность и систематичность.
Данное издание предназначается для учеников 1-го и 2-го классов ДМШ. Однако часть пьес, этюдов и ансамблей превышает уровень сложности 2-го класса. Включение более трудных произведений позволит поэтому использовать «Школу» и в начале третьего года обучения, а более подвинутым и способным ученикам даст возможность уже в 1 -м и во 2-м классе расширить свой репертуар и, следовательно, музыкальные и технические возможности и общий музыкальный кругозор.
Материал настоящего издания расположен в порядке постепенного усложнения музыкально-исполнительских задач, начиная от простейших мелодий, рассчитанных на пение со словами и подбор их по слуху, и кончая сложными сочинениями. Последовательность изучения пьес и этюдов может изменяться педагогом в зависимости от конкретных условий работы с тем или иным учеником.
Первая часть, рассчитанная на занятия с учениками 1-го класса, состоит, как уже было сказано, из двух разделов.
Первый раздел посвящен начальному этапу обучения — пению и подбиранию мелодий по слуху, ознакомлению с клавиатурой и нотной гра мотой, усвоению первичных приемов игры на фортепиано.
Во втором разделе помещены более сложные пьесы и этюды, служащие материалом для закрепления и развития полученных навыков.
Во второй части (рассчитанной на учеников 2-го класса) материал сгруппирован по следующим разделам: 1) пьесы, 2) произведения крупной формы, 3) этюды, 4) ансамбли. В каждом из них произведения размещены в порядке постепенного усложнения заданий.
Большинство четырехручных пьес рассчитано на исполнение ученика с педагогом. Однако некоторая часть из них может быть исполнена двумя учениками и, что представляется весьма полезным с воспитательной точки зрения, младшим учеником вместе со старшим.
Методические пояснения для педагогов и необходимые сведения по музыкальной грамоте для учащихся в первом разделе первой части даются попутно с нотным текстом. Во втором разделе в тексте указаны только незнакомые ученику правила нотного письма. Методические пояснения к пьесам и этюдам второй части приведены в начале соответствующих разделов. В конце издания дается таблица гамм и арпеджио. В конце пособия приложен словарь кратких сведений о некоторых, в частности старинных, музыкальных жанрах.
Разумеется, данное пособие нельзя рассматривать как единственный и исчерпывающий учебно-методический материал для учеников и педагогов. Помещенные сведения и правила по музыкальной грамоте, так же как и методические сведения и примечания, не исчерпывают указаний, которые необходимы ученику в процессе практических занятий. Указания же, адресованные педагогам, лишь раскрывают основные методические установки составителей и рассчитаны на людей, обладающих необходимыми профессиональными знаниями.
Репертуар учащихся 1-го и 2-го классов также не может быть ограничен публикуемыми в данном пособии произведениями. Для более всестороннего и гармоничного развития маленьких пианистов следует использовать и иные популярные в педагогической практике сборники. Вообще говоря, шаблон в репертуаре — явление отрицательное. Поэтому составители настойчиво рекомендуют педагогам систематически просматривать все новые издания педагогического репертуара и смелее вводить в практику наиболее удачные сочинения. Особенно это касается современной музыки, объем которой в «Школе» незначителен.

 

Раздел первый
I. ПЕНИЕ ПО СЛУХУ. ПОДБИРАНИЕ МЕЛОДИИ НА ФОРТЕПИАНО. ТРАНСПОНИРОВАНИЕ. КЛАВИАТУРА И НАЗВАНИЯ ЗВУКОВ. НОТЫ, ИХ РАЗЛИЧНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. РАСПОЛОЖЕНИЕ НА НОТОНОСЦЕ
1. Дин дон
2. Куку!
3. Ау!
4. Василёк
5. Не летай, соловей. Русская народная песня
6. Петушок
7. Как под горкой, под горой
8. А. Филиппенко. Весёлый музыкант
9. Жучка и кот. Чешская народная прибаутка
10. М. Крассв. Ёлочка
11. М. Иорданский. Голубые санки.
12. Перепеленка. Белорусская народная песня

II. ПРИМЕРЫ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЕЛОДИЙ В ОБОИХ КЛЮЧАХ РАЗНЫМИ ПАЛЬЦАМИ (НЕ СВЯЗНО)
13. Зайка. Русская народная песня
14. М. Красев. На льду
. Е. Гнесина. Этюд
16. Весёлые гуси. Русская народная песня
17. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня

III. ЗНАКИ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫСОТЫ ЗВУКОВ (АЛЬТЕРАЦИЯ)
18. Ан. Александров. А кто у нас умный?
19. М. Старокадомский. Весёлые путешественники
20. Казачок. Украинская народная песня
21. А. Шмидт. Этюд
22. Е. Гнесина. Этюд
23. Птичка. Украинская народная песня

IV. СВЯЗНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ МЕЛОДИИ
24. М. Красев. Журавель
25. М. Красев. Баю. баю
26. Осень. Детская песня
27. Ходила младёшенъка по борочку. Русская народная песня
28. Коровушка. Русская народная песня
29. Л. Книппер. Раз морозною зимой
30. В. Калинников. Тень, тень
31. С. Прокофьев. Болтунья
32. Украинская народная песня
33. Висла. Польская народная песня
34. Венгерская народная песня
35. Украинская народная песня
36. Здравствуй, гостья зима. Русская народная песня
37. Е. Гнесина. Этюд
38. Е. Гнесина. Песня
39. Журавель. Украинская народная песня
40. Д. Кабалевский. Маленькая полька
41. Е. Гнесина. Этюд
42. Ж. Арман. Пьеса

V. БОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК
43. Пастушок. Детская песня
44. Я на горку шла. Русская народная песня
45. Т. Салютринская. Пастух играет
46. Былые дни. Шотландская народная песня
47. Е. Гнесина. Этюд
48. И. Филипп. Колыбельная
49. А. Руббах. Воробей
50. М. Глинка. Славься. Заключительный хор из оперы "Жизнь за Царя"
51. Е. Гнесина. Этюд
52. Е. Гнесина. Этюд
53. Упражнение
54. Сперонтес. Менуэт
55. Ж. Арман. Пьеса
56. А. Гедике. Ригодон.
57. Л. Шитте. Этюд
58. Л. Шитте. Этюд
59. Б- Барток. Крестьянский танец
60. Л. Моцарт. Бурре
61. Р. Леденев. Тихо всё кругом.
62. П. Чайковский. Мой Лизочек так уж мал
63. Й. Гайдн. Andante. Отрывок из симфонии
64. М. Иорданский. Песенка про чибиса
65. Старинная французская песня
66. А. Гедике. Этюд
67. Д. Шостакович. Марш
68. Д. Г.Тюрк. Ариозо
69. К- Черни. Этюд
70. А- Хачатурян. Скакалка
71. Г. Ф. Телеман. Гавот
72. И. Кригер. Менуэт
73. Г. Ф. Телеман. Пьеса
74. Н. Мясковский. Беззаботная песенка
75. А. Николаев. Этюд

VI- ШЕСТНАДЦАТЫЕ НОТЫ
76. Детская плясовая—
77. У меня ль во садочке. Русская народная песня
78. Ю. Слонов. Полька
79. Как под яблонъю зеленой. Русская народная песня
80. А. Эшпай. Этюд
81. Д. Г. Тюрк. Allegretto
82. Б. Флис. Колыбельная песня
83. Э. Денисов. Ласковая песенка
84. Э. Григ. Лесная песня
85. Л. Корелли. Сарабанда
86. Г. ф. Гендель. Менущт
87. Л. Шитте. Этюд
88. Ж. А. К. ди Сейшас. Менуэт
89. Э. Мелартин. Песня
90. Л. Моцарт. Волынка
91. Л. Кутева. Этюд
92. Э. Тамберг. Кукла танцует
93. К. Черни. Этюд.
94. Г. Фрид. Грустно
95. Л. Моцарт. Полонез
96. А. Гедике. Пьеса
97. Р. Шуман. Песня
98. А. Эшпай. Венгерская песня
99. Ан. Александров. Дождик накрапывает..
100. С. Прокофьев. Петя из симфонической сказки "Петя и волк"
101. С. Прокофьев. Кошка из симфонической сказки "Петя и волк"
102. А. Гедике. Русская песня
103. С. Майкапар. В садике.
104. Н. Мясковский. Весеннее настроение.

Раздел второй
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ
105. Г. Галынин. Зайчик
106. А. Гедике. Этюд
107. Э. Сигмейстер. Креольская песня
108. П. Чайковский. Вальс из балета "Спящая красавица"
109. С. Майкапар. Пастушок.
110. Г. Пёрселл. Ария
111. Б. Барток. Песня
112. А. Гедике. Танец
113. А. Караманов. Птички
114. Ж. Векерлен. Детская песенка
115. Д. Штейбельт. Adagio
116. Л. Моцарт. Менуэт
117. Е. Гнесина. Этюд..
118. Ж. Векерлен. Детская песенка
119. Ф. Шуберт. Немецкий танец
120. С. Майкапар. Сказочка
121. Л. Моцарт. Бурре
122. С. Майкапар. Детская пьеса
123. Л. Шитте. Этюд
124. А. Николаев. Тихая песня
125. И. Н. Гуммель. Легкая пьеса
126. В. А. Моцарт. Менуэт из "Нотной тетради Вольфганга Моцарта"
127. А. Гречанинов. В разлуке.
128. Ф. Шуберт. Вальс.
129. Б. Барток. Пьеса
130. Л. ван Бетховен. Немецкий танец
131. Н. Мясковский. Наперегонки
132. С. Майкапар. Мотылёк.
133. Г. Пёрселл. Менуэт
134. А. Гречанинов. Мазурка.
135. И. С. Бах. Ария из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах"
136. Б. Барток. Венгерская народная песня
137. С. Губайдулина. Дюймовочка

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Методические пояснения
ПЬЕСЫ
1. И. С. Бах. Менуэт из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах"
2. А. Караманов. Канон
3. А. Гречанинов. Первоцвет
4. В. А. Моцарт. Менуэт
5. Г. Свиридов. Колыбельная песенка
6. Р. Шуман. Солдатский марш.
7. Б. Дварионас. Прелюдия
8. В. А. Моцарт. Allegro
9. С. Майкапар. Маленький командир.
10. И. С. Бах. Полонез из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах"
11. П. Чайковский. Болезнь куклы.
12. И. С. Бах. Волынка из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах"
13. П. Чайковский. Старинная французская песенка.
14. А. Гречанинов. Моя лошадка
15. Ж.-Ф. Рамо. Менуэт
16. Л. ван Бетховен. Канон
17. Ан. Александров. Песенка
18. М. Глинка. Полька
19. А. Шнитке. Наигрыш
20. А. Юяма. Пьеса
21. А. Гречанинов. Колыбельная
22. В. Гаврилин. Каприччио
23. Л. вон Бетховен. Немецкий танец
24. Д. Шостакович. Шарманка
25. Й. Гайдн. Менуэт
26. Д. Кабалевский. Клоуны
27. А. Стоянов. Снежинки
28. Й. Гайдн. Менуэт
29. Б. Барток. Венгерская народная песня
30. А. Гедике. Сарабанда
31. Й. Гайдн. Менуэт
32. С. Майкапар. Колыбельная.
33. Л. вон Бетховен. Канон
34. Д. Шостакович. Весёлая сказка
35. А. Хачатурян. Andantino
36. К. Ф. Э. Бах. Фантазия
37. Р. Шуман. Первая утрата.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ
Методические пояснения
1. А. Гедике. Сонатина.
2. М. Клементи. Сонатина.
3. Л. ван Бетховен (?). Сонатина соль мажор.
4. Ф. Дуссек. Сонатина (II и III части)
5. Б. Барток. Вариации
6. Э. Мслартин. Сонатина.
7. Л. ван Бетховен {?). Сонатина фа мажор, I часть
8. Р. Глиэр. Рондо
9. Ф. Кулау. Вариации на тему народной песни
10. Д. Кабалевский. Лёгкие вариации на тему русской народной песни

ЭТЮДЫ
Методические пояснения
1. Л. Шитте. Этюд
2. Л. Шитте. Этюд
3. К. Черни. Этюд
4. С. Майкапар. Этюд
5. Ф. Лекуппе. Этюд.
6. К. Черни. Этюд
7. К. Черни. Этюд
8. К. Гурлитт. Этюд
9. К. Черни. Этюд
10. К. Черни. Этюд
11. Л. Шитте. Этюд
12. К. Черни. Этюд
13. А. Гедике. Этюд.
14. Ф. Лекуппе. Этюд.
15. К. Гурлитт. Этюд
16. А. Гедике. Этюд
17. А. Лемуан. Этюд .
18. Л. Гедике. Пьеса.
19. К. Черни. Этюд.
20. А.Гречанинов. Этюд
21. А. Гречанинов. Этюд
22. К. А. Лешгорн. Этюд.
23. К. Черни. Этюд
24. Б. Барток. Менуэт
25. А. Лемуан. Этюд
26. К. А. Лёшгорн. Этюд

ПЬЕСЫ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХРУЧНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
1. П. Чайковский. Хор девушек из оперы "Евгений Онегин"
2. И. Стравинский. Andante из цикла "Пять легких пьес"
3. Светит месяц. Русская народная песня
4. У ворот, ворот. Русская народная песня. Обработка П. Чайковского
5. Уж ты поле мое, поле чистое. Русская народная песня. Обработка П. Чайковского.
6. И. Брамс. Колыбельная
7. М. Равель. Павана спящей красавицы из цикла "Сказки матушки-гусыни"
8. М. Мусоргский. Поздно вечером сидела. Хор из оперы "Хованщина"
9. А. Диабелли. Романс из Сонатины.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Методические указания к таблице гамм,
аккордов и арпеджио
Таблица гамм, аккордов и арпеджио
Краткие сведения о музыкальных жанрах