Д. Шостакович - Том 1 - Симфония №1, №2

Ноты для фортепиано



Партитуры к симфониям Дмитрия Шостаковича, ноты

 

 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
PUBLISHERS' NOTE

 

 

Партитуры Шостаковича - ноты

Настоящее Собрание сочинений является первым наиболее полным изданием творческого наследия выдающегося советского композитора, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата Ленинской (1958) и Государственных премий Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Его музыка звучит на разных континентах, в разных странах, став по достоинству полпредом советского искусства.
Становление и развитие могучей личности композитора, крупнейшего художника-мыслителя нашего времени, проходило в периоды великих исторических сдвигов: революций, мировых войн, бурного нарастания национально-освободительного движения. Октябрь, Великая Отечественная война, годы героического созидательного труда нашего народа сформировали мировоззрение композитора, его музыкально-эстетические принципы.

Творческое наследие Шостаковича—результат непрестанных исканий художника-реалиста, повествующего о своем времени, о его героях. Предметом постоянного внимания Шостаковича были мысли и чувства человека, его место и роль в обществе. В статье, написанной незадолго до смерти, он говорил: «Поиск художника в этом направлении не имеет пределов. Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества. Для искусства это равные величины». Он утверждал оптимизм, поясняя: «Оптимистические финалы моих вещей. закономерно возникают из всего художественного контекста произведения. Они также соответствуют и объективной логике событий и моему восприятию хода истории, который должен неизбежно привести к гибели тирании и зла, к торжеству свободы и человечности». Как важнейшее требование передового искусства проходила у Шостаковича мысль о резком отличии доступности музыкального сочинения от чисто внешнего упрощенчества. «Музыкальный язык,—отмечал композитор,— приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной „благозвучности" сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».

Огромное по масштабам творчество Шостаковича передает богатейший мир образов, отражающих «вечные темы» жизни и смерти, борьбы добра со злом, мужественного преодоления невзгод и испытаний. Литературной основой его сочинений была как классическая—отечественная и зарубежная, так и современная литература. И к каким бы сюжетам ни обращался композитор, он воплощал их с искренней страстностью, выявлял в своих героях своеобразие и неповторимость их облика.
Значительная часть произведений Шостаковича связана с русской и советской историей, с темами у современной действительности, в воплощении которых характерны публицистичность и гражданский/ пафос. Особое место в этом ряду занимают Двенадцатая симфония и восемь баллад для мужского хора без сопровождения «Верность», которыми композитор внес свой вклад в увековечение памяти В. И. Ленина.
Сфера композиторских интересов Шостаковича простиралась почти на все жанровое многообразие музыкального искусства, однако, создав выдающиеся произведения практически во всех музыкальных жанрах, являясь автором многочисленных музыкально-сценических произведений, музыки к кинофильмам, камерно-инструментальных и вокальных сочинений, композитор вошел в историю прежде всего как крупнейший симфонист XX века. Пятнадцать симфоний Шостаковича явились своеобразной летописью становления духовного мира советского художника, в концентрированной форме вобравшей в себя его философские размышления «о времени и о себе».
Признание Шостаковича как одного из классиков советской музыкальной культуры соседствовало с его высоким авторитетом и как педагога. Из его класса вышли многие выдающиеся советские композиторы. Все они наследовали реалистические принципы искусства наставника, его идейно-творческие убеждения. Поддерживая все смелые замыслы своих учеников, их инициативу и творческое горение, Шостакович, тем не менее, решительно высказывался против бездумного экспериментирования в погоне за новейшими музыкальными средствами. Он подчеркивал, что «истинная новация в искусстве—это прежде всего новация духа, идеи. Форма лишь выражает найденное художником новое содержание, воплощает его в материале искусства». Объясняя усложнение своего музыкального языка в произведениях 60—70-х годов исключительно творческими соображениями, Шостакович говорил, что «композитор вправе пользоваться любыми музыкальными средствами, если это вызывается творческой необходимостью. Но нет ничего более ошибочного, чем подчинить свое творчество какой-либо одной „технике", будь то алеаторика, или додекафония, или что-либо иное.».

Принципиальная позиция художника, борющегося за мир и прогресс, отразилась и в общественной деятельности Шостаковича. Он был членом Советского (с 1949 г.) и Всемирного (с 1968 г.) комитетов защиты мира, возглавлял общество Советский Союз—Австрия. «Я не знаю в нашем современном мире ни одного истинного художника, который мог бы стоять в стороне от борьбы за жизнь, за мир на земле и сердце которого не волновалось бы и не трепетало от ужасной мысли о новой войне. Я не знаю таких людей, ибо истинное творчество, то есть служение человеку и народу, всегда органически, кровно связано со служением миру, жизни и с ненавистью к войне и истреблению народов»6,— заявлял Шостакович и неустанно доказывал верность избранной позиции. Вклад композитора в борьбу за упрочение мира получил высокое признание—Международную премию мира (1954).
Яркое, многогранное творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича вошло в историю плодотворно развивающейся советской культуры и стало ее неотъемлемой частью. Именно поэтому глубоко закономерно и своевременно Постановление Совета Министров СССР № 977 от 2 декабря 1975 г., по решению которого выходит в свет настоящее Собрание сочинений.

В Собрание сочинений Д. Шостаковича вошли все наиболее значительные произведения композитора, созданные им в различных жанрах. Более сорока опусов Шостаковича публикуется впервые. Вместе с тем, рассчитанное на широкие круги музыкантов, издание не является полным собранием сочинений. В него не вошли авторские переложения для фортепиано некоторых оркестровых и камерных (квартеты) произведений, инструментовки сочинений других авторов (Мусоргского, Бетховена, Шумана и др.), пятнадцать сюит из музыки к кинофильмам и четыре балетные сюиты, составленные Л. Атовмьяном, а также ряд менее значительных произведений. Кроме того, в настоящее собрание не включены партитуры балетов Шостаковича «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей», полные автографы которых в момент подготовки издания считались утраченными.

Издание состоит из сорока двух томов. Распределение материала по томам строится на основе принятого в международной практике для подобных изданий жанрово-хронологического принципа: произведения объединены в несколько больших жанровых групп, внутри которых выдерживается, в основном, хронологический порядок публикации.
Сочинения, вошедшие в настоящее собрание, печатаются, как правило, по последним прижизненным изданиям; те из них, которые публикуются впервые, печатаются по автографу или авторизованной рукописной копии. Тексты издаваемых произведений сверяются с авторскими рукописями7 и другими сохранившимися материалами — корректурными оттисками, рукописными и печатными экземплярами, содержащими авторскую правку, звукозаписями произведений в авторском исполнении и т. п. Явные погрешности рукописных и печатных материалов устраняются без оговорок. Существенные разночтения приводятся в примечаниях в конце каждого тома. Для удобства пользования примечаниями в издании дается нумерация тактов (внизу, в начале каждой системы). Редакторские дополнения вводятся в квадратных скобках.

Являясь важнейшим источником публикации, автографы Шостаковича представляют самостоятельный научный интерес. Они написаны, исключая самые ранние, четко определившимся, легко узнаваемым почерком. Запись подчас очень плотная, мелкая, но ясная и четкая, сделана с исключительной тщательностью (включая динамику, штрихи и т. п.). Знаков сокращенного письма, за исключением октавных пунктиров и вольт, как правило, не встречается. Привлекает внимание то, что в автографах почти совершенно отсутствуют какие-либо исправления или переделки текста (добавления, зачеркивания и пр.), а немногочисленные сохранившиеся черновики в большинстве случаев представляют собой не завершенные произведения, а эскизы, наброски тематического материала. Все это позволяет судить об особенностях творческого процесса композитора, о степени продуманности им произведения, начиная с формы и кончая мельчайшими деталями фактуры и инструментовки. Лишь в процессе издания и корректуры возникали правки, носившие характер небольшой, но очень тонкой ретуши. Этим, очевидно, обусловлено и отсутствие у композитора (исключения очень редки) вторых редакций произведений.

При подготовке томов к изданию выявились некоторые разночтения в оформлении записи нотного текста между автографами и существующими изданиями.
Шостакович неизменно, на протяжении всего творческого пути, сохранял присущую ему манеру записи: так, размер 4/4 записывал только буквой С; alia breve—только ф; при смене метра постоянно выставлял Jzj (как бы это часто ни встречалось, хотя бы в каждом такте); трели обозначал точно, прибегая к мелкой дополнительной ноте в скобках; тремоло у ударных инструментов записывал как трель (обозначением над каждой нотой tr); в партитурах нередко допускал перемещение в последовательности расположения ударных инструментов (в некоторых партитурах это относится и к записи партий труб над партиями валторн); все характерные приемы исполнения на ударных инструментах записывал только по-русски, например, «палкой от литавр», «одна об другую» и т. п.; в партиях струнных инструментов после прекращения divisi, но продолжении исполнения аккордами вместо поп divisi обозначал unis., а также придерживался и многих других особенностей записи.
В настоящем Собрании сочинений подобные разночтения устранены и унифицированы в соответствии с применяемыми в настоящее время правилами нотографии и в специальных примечаниях не оговариваются. Издание снабжено справочным аппаратом, включающим помимо текстологических примечаний, предисловия «От редакции» к каждому тому, которые содержат указания на источник публикации и сведения об истории создания произведения, его первом исполнении, публикации и месте хранения автографа.

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

 

В первый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены партитуры симфоний № 1 и 2.
Симфония № 1, фа минор, соч. 10, была завершена в 1925 году и представлена в качестве дипломной работы на окончание консерватории.
Сочинение симфонии приходится, в основном, на конец 1924 и первую половину 1925 годов. К этому времени отнес ее и сам композитор в списке произведений, составленном в 1927 году1. Однако замысел и начало работы над симфонией относятся, вероятно, к более раннему периоду, о чем свидетельствует, в частности, авторская дата на последней странице неполной рукописи партитуры: «1923».

У меня: Симфонии Шостаковича - скачать ноты

Трактовка Глазунова:Партитура Симфония - ноты


Во второй половине октября 1924 года Шостакович приступил к непосредственному воплощению своего замысла, начав сочинение со второй части симфонии3. Работа над первой частью шла, в основном, в декабре 1924 года. К середине февраля 1925 года молодой композитор закончил в клавире первые три части симфонии. Финал первой симфонии был завершен в клавире лишь в мае 1925 года, к 1 июля была готова чистовая партитура. Видимо, еще до ее завершения и до выпускного экзамена Шостакович показал симфонию Глазунову. «А. К. Глазунов, обычно очень благожелательный на экзаменах у исполнителей и любивший часто ставить 5+, на экзаменах композиторов был строг, требователен и даже придирчив.— рассказывал он много лет спустя.— Когда я показал Александру Константиновичу начало моей Первой симфонии (в четырехручном исполнении), он был недоволен неблагополучными, с его точки зрения, гармониями во вступлении, после начальных фраз засурдиненной трубы. Он настоял на том, чтобы я исправил это место, и предложил свой вариант гармонии.

Я, конечно, не смел спорить, мои уважение и любовь к Глазунову были слишком велики, а авторитет его был Непререкаемым. Но потом, уже перед исполнением симфонии в оркестре и перед печатанием партитуры, я все-таки восстановил свои гармонии, вызвав неудовольствие Александра Константиновича».
В статье «Думы о пройденном пути» Шостакович писал: «Первая симфония. сыграла важную роль в моей композиторской жизни. Симфония была хорошо встречена публикой и музыкантами и весьма прохладно—асмовскими кругами. Успех ее укрепил меня в убеждении, что мне следует всерьез заниматься композицией. В симфонии была попытка воплотить глубокое содержание, и хотя сочинение было во многом еще незрелым, в нем ценно, с моей точки зрения, именно это искреннее стремление отразить жизнь, действительность».
В течение года до оркестровой премьеры симфонии композитор несколько раз исполнял ее в переложении для фортепиано в две и в четыре руки. После одного из таких прослушиваний в ленинградском Кружке новой музыки был опубликован отзыв об этом произведении6. 7 февраля 1926 года Шостакович играл симфонию на заседании Государственного Ученого Совета (ГУС) Наркомпроса в Московской консерватории во время показа сочинений студентов-композиторов Москвы и Ленинграда7.
Премьера Первой симфонии состоялась 12 мая 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Симфония, исполненная симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, имела большой успех, по требованию публики вторая часть была сыграна на бис. «Удача, успех и хорошее звучание симфонии вдохнули много бодрости и надежд,— писал композитор вскоре после премьеры.— Если мне мало-мальски удастся себя обеспечить, то я буду работать, не покладая рук, в области музыки, которой я отдам всю свою жизнь».
Партитура Первой симфонии была издана в 1927 году Музыкальным сектором Государственного издательства.
Автограф партитуры хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2262); там же находится неполный автограф сочинения (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 1).
В основу настоящей публикации положено издание 1927 года, сверенное с автографом и более поздними прижизненными изданиями.
Симфония № 2 «Посвящение Октябрю» с заключительным хором на слова А. Безыменского, соч. 14, была написана в 1927 году.

Импульсом к созданию симфонии послужил заказ Агитотдела Музыкального сектора Государственного издательства на симфоническое сочинение к 10-летию Октябрьской революции, полученный Шостаковичем в конце марта 1927 года9. Первоначально композитор не называл это произведение симфонией. Сообщая о ходе работы заведующему Агитационным отделом Л. Шульгину, Шостакович писал: «Думаю насчет заглавия его. Лучше всего подойдет „симфоническая поэма"». Закончив сочинение, он определил его жанр как «симфоническое посвящение»—с таким подзаголовком оно исполнялось и было впервые издано. В том же письме композитор писал: «Сочинение идет гладко. Сочиняю много. Длительностью на 12 минут. Всего будет мин[ут] 181/2—20. Сейчас подошел к самому трудному месту. Вступает хор. А если Вы помните стихи Безыменского, так они очень ненапевные».
По совету Л. Шульгина, композитор задумал ввести в партитуру заводские гудки. «Меня эта Ваша мысль чрезвычайно увлекла,— писал он,— и вот я сейчас дошел до того места, где мне желательно было бы пустить гудок. Я специально ездил недавно на завод и прислушался, какова тесситура гудков. Звучат гудки довольно низко. Мне нужно, чтобы гудок был в тоне фа*. Совершенно необходимо, чтобы гудок мог бы делать crescendo от ррр до fff.

Ну, и конечно, чтобы он звучал (в том случае, если не удастся приготовить гудка, способного усилять и ослаблять звук) не так громко, как заводской. И чтобы он интонировал очень точно. Зги гудки будут, как говорится, ad libitum. В случае их неимения они будут заменены инструментами, играющими в оркестре. Всего гудков, вероятно, нужно будет 3, максимум 4. О строях сообщу».
О содержании и специальных композиционных проблемах, которые он решал в этой работе, Шостакович писал в своих аспирантских отчетах конца 20-х годов: «В „Октябре" я пытался передать пафос борьбы и победы. Там я ввел в инструментовку систему ультра-полифонии (27 одновременно звучащих линий). Звучит это очень динамично»13. «Получилась ультра-полифония, переходящая в полифонический тембр. Все сочинение преимущественно полифонично. Применяется канон, фуга. Хор излагается диатонически. Изложение всего сочинения диалектически-линеарно».
Симфония была закончена летом, а в начале осени, находясь в санатории в Детском селе, Шостакович уже держал корректуру нотного текста. В октябре 1927 года партитура вышла в свет. Тогда же это сочинение было отмечено первой премией в конкурсе на лучшее симфоническое сочинение к 10-летию революции, проведенном Ленинградской филармонией.
«В своем творчестве я испытывал разнообразные влияния в области чисто формальных исканий,— писал композитор в 1940 году,— но всегда мне хотелось работать над созданием музыки, отражающей нашу эпоху, мысли и чувства советского человека. Так создавались все мои следующие симфонии—„Посвящение Октябрю" (с заключительным хором) и „Первомайская симфония", музыка к фильмам.».

Премьера нового сочинения была приурочена к юбилейным октябрьским торжествам. В конце октября начались репетиции, в которых Шостакович активно участвовал. «Было всего 6 репетиций,— писал он Шульгину 7 ноября 1927 года,— 1-я была черновая. На всех остальных репетициях я был и все время давал Малько указания. Хор звучит складно. Между прочим, в хоровой части есть небольшая интермедия после слов „носит имя борьба!". Струнники категорически отказались играть pizzicato. Я голову даю на отсечение, что это pizzicato сыграть можно, но если начинающий композитор напишет что-нибудь трудное, то оркестранты говорят, что это играть невозможно. Пришлось мне уступить, и я согласился на агсо.. Все же я надеюсь, что когда-нибудь это место будет сыграно как следует».
В том же письме Шостакович сообщал, что он послал дирижеру К. С. Сараджеву, готовившему московскую премьеру симфонии, подробнейшие инструкции для исполнения: «Если после слов „О, Ленин" он не ускорит движения и последнюю хоровую декламацию проведет не в темпе и ритме, как указано в партитуре, то пьеса будет погублена».
Высказывания Шостаковича по поводу исполнения Второй симфонии свидетельствуют о том, что он с особым вниманием следил за реакцией широкой слушательской аудитории. «Прием, оказанный
„Октябрю" со стороны рабочей публики, убедил меня, что намеченный путь правильный,— писал он.—Сочиняю, всегда руководствуясь следующими соображениями. Доступность и доходчивость до массового слушателя, ибо только массовый слушатель есть единственный и настоящий ценитель музыки, ибо музыка есть одно из самых массовых искусств».

Премьера Второй симфонии состоялась 5 ноября 1927 года в Большом зале Ленинградской филармонии в праздничном концерте для Союза работников просвещения Ленинграда. Симфонию исполнил симфонический оркестр Ленинградской филармонии и хор Ленинградской государственной академической капеллы. 6 ноября концерт был повторен на вечере работников Главнауки. 4 декабря 1927 года состоялось первое исполнение симфонии в Москве в Колонном зале Дома Союзов в программе первого симфонического собрания Ассоциации современной музыки в ознаменование 10-летия Октября.
Автограф партитуры симфонии хранится в ЦГАЛИ (ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2270).
В основу настоящей публикации положено издание 1927 года, сверенное с автографом. Явные ошибки и неточности исправлены без оговорок. Существенные разночтения оговорены в примечаниях, помещенных в конце тома.