Партитуры к симфониям Дмитрия Шостаковича, ноты
Настоящее Собрание сочинений является первым наиболее полным изданием
творческого наследия выдающегося советского композитора, Героя Социалистического
Труда, народного артиста СССР, лауреата Ленинской (1958) и Государственных
премий Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Его музыка звучит на разных континентах,
в разных странах, став по достоинству полпредом советского искусства.
Становление и развитие могучей личности композитора, крупнейшего художника-мыслителя
нашего времени, проходило в периоды великих исторических сдвигов: революций,
мировых войн, бурного нарастания национально-освободительного движения.
Октябрь, Великая Отечественная война, годы героического созидательного
труда нашего народа сформировали мировоззрение композитора, его музыкально-эстетические
принципы.
Творческое наследие Шостаковича—результат непрестанных исканий художника-реалиста, повествующего о своем времени, о его героях. Предметом постоянного внимания Шостаковича были мысли и чувства человека, его место и роль в обществе. В статье, написанной незадолго до смерти, он говорил: «Поиск художника в этом направлении не имеет пределов. Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества. Для искусства это равные величины». Он утверждал оптимизм, поясняя: «Оптимистические финалы моих вещей. закономерно возникают из всего художественного контекста произведения. Они также соответствуют и объективной логике событий и моему восприятию хода истории, который должен неизбежно привести к гибели тирании и зла, к торжеству свободы и человечности». Как важнейшее требование передового искусства проходила у Шостаковича мысль о резком отличии доступности музыкального сочинения от чисто внешнего упрощенчества. «Музыкальный язык,—отмечал композитор,— приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной „благозвучности" сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
Огромное по масштабам творчество Шостаковича передает богатейший мир
образов, отражающих «вечные темы» жизни и смерти, борьбы добра со злом,
мужественного преодоления невзгод и испытаний. Литературной основой его
сочинений была как классическая—отечественная и зарубежная, так и современная
литература. И к каким бы сюжетам ни обращался композитор, он воплощал
их с искренней страстностью, выявлял в своих героях своеобразие и неповторимость
их облика.
Значительная часть произведений Шостаковича связана с русской и советской
историей, с темами у современной действительности, в воплощении которых
характерны публицистичность и гражданский/ пафос. Особое место в этом
ряду занимают Двенадцатая симфония и восемь баллад для мужского хора без
сопровождения «Верность», которыми композитор внес свой вклад в увековечение
памяти В. И. Ленина.
Сфера композиторских интересов Шостаковича простиралась почти на все жанровое
многообразие музыкального искусства, однако, создав выдающиеся произведения
практически во всех музыкальных жанрах, являясь автором многочисленных
музыкально-сценических произведений, музыки к кинофильмам, камерно-инструментальных
и вокальных сочинений, композитор вошел в историю прежде всего как крупнейший
симфонист XX века. Пятнадцать симфоний Шостаковича явились своеобразной
летописью становления духовного мира советского художника, в концентрированной
форме вобравшей в себя его философские размышления «о времени и о себе».
Признание Шостаковича как одного из классиков советской музыкальной культуры
соседствовало с его высоким авторитетом и как педагога. Из его класса
вышли многие выдающиеся советские композиторы. Все они наследовали реалистические
принципы искусства наставника, его идейно-творческие убеждения. Поддерживая
все смелые замыслы своих учеников, их инициативу и творческое горение,
Шостакович, тем не менее, решительно высказывался против бездумного экспериментирования
в погоне за новейшими музыкальными средствами. Он подчеркивал, что «истинная
новация в искусстве—это прежде всего новация духа, идеи. Форма лишь выражает
найденное художником новое содержание, воплощает его в материале искусства».
Объясняя усложнение своего музыкального языка в произведениях 60—70-х
годов исключительно творческими соображениями, Шостакович говорил, что
«композитор вправе пользоваться любыми музыкальными средствами, если это
вызывается творческой необходимостью. Но нет ничего более ошибочного,
чем подчинить свое творчество какой-либо одной „технике", будь то
алеаторика, или додекафония, или что-либо иное.».
Принципиальная позиция художника, борющегося за мир и прогресс, отразилась
и в общественной деятельности Шостаковича. Он был членом Советского (с
1949 г.) и Всемирного (с 1968 г.) комитетов защиты мира, возглавлял общество
Советский Союз—Австрия. «Я не знаю в нашем современном мире ни одного
истинного художника, который мог бы стоять в стороне от борьбы за жизнь,
за мир на земле и сердце которого не волновалось бы и не трепетало от
ужасной мысли о новой войне. Я не знаю таких людей, ибо истинное творчество,
то есть служение человеку и народу, всегда органически, кровно связано
со служением миру, жизни и с ненавистью к войне и истреблению народов»6,—
заявлял Шостакович и неустанно доказывал верность избранной позиции. Вклад
композитора в борьбу за упрочение мира получил высокое признание—Международную
премию мира (1954).
Яркое, многогранное творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича вошло в
историю плодотворно развивающейся советской культуры и стало ее неотъемлемой
частью. Именно поэтому глубоко закономерно и своевременно Постановление
Совета Министров СССР № 977 от 2 декабря 1975 г., по решению которого
выходит в свет настоящее Собрание сочинений.
В Собрание сочинений Д. Шостаковича вошли все наиболее значительные произведения композитора, созданные им в различных жанрах. Более сорока опусов Шостаковича публикуется впервые. Вместе с тем, рассчитанное на широкие круги музыкантов, издание не является полным собранием сочинений. В него не вошли авторские переложения для фортепиано некоторых оркестровых и камерных (квартеты) произведений, инструментовки сочинений других авторов (Мусоргского, Бетховена, Шумана и др.), пятнадцать сюит из музыки к кинофильмам и четыре балетные сюиты, составленные Л. Атовмьяном, а также ряд менее значительных произведений. Кроме того, в настоящее собрание не включены партитуры балетов Шостаковича «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей», полные автографы которых в момент подготовки издания считались утраченными.
Издание состоит из сорока двух томов. Распределение материала по томам
строится на основе принятого в международной практике для подобных изданий
жанрово-хронологического принципа: произведения объединены в несколько
больших жанровых групп, внутри которых выдерживается, в основном, хронологический
порядок публикации.
Сочинения, вошедшие в настоящее собрание, печатаются, как правило, по
последним прижизненным изданиям; те из них, которые публикуются впервые,
печатаются по автографу или авторизованной рукописной копии. Тексты издаваемых
произведений сверяются с авторскими рукописями7 и другими сохранившимися
материалами — корректурными оттисками, рукописными и печатными экземплярами,
содержащими авторскую правку, звукозаписями произведений в авторском исполнении
и т. п. Явные погрешности рукописных и печатных материалов устраняются
без оговорок. Существенные разночтения приводятся в примечаниях в конце
каждого тома. Для удобства пользования примечаниями в издании дается нумерация
тактов (внизу, в начале каждой системы). Редакторские дополнения вводятся
в квадратных скобках.
Являясь важнейшим источником публикации, автографы Шостаковича представляют самостоятельный научный интерес. Они написаны, исключая самые ранние, четко определившимся, легко узнаваемым почерком. Запись подчас очень плотная, мелкая, но ясная и четкая, сделана с исключительной тщательностью (включая динамику, штрихи и т. п.). Знаков сокращенного письма, за исключением октавных пунктиров и вольт, как правило, не встречается. Привлекает внимание то, что в автографах почти совершенно отсутствуют какие-либо исправления или переделки текста (добавления, зачеркивания и пр.), а немногочисленные сохранившиеся черновики в большинстве случаев представляют собой не завершенные произведения, а эскизы, наброски тематического материала. Все это позволяет судить об особенностях творческого процесса композитора, о степени продуманности им произведения, начиная с формы и кончая мельчайшими деталями фактуры и инструментовки. Лишь в процессе издания и корректуры возникали правки, носившие характер небольшой, но очень тонкой ретуши. Этим, очевидно, обусловлено и отсутствие у композитора (исключения очень редки) вторых редакций произведений.
При подготовке томов к изданию выявились некоторые разночтения в оформлении
записи нотного текста между автографами и существующими изданиями.
Шостакович неизменно, на протяжении всего творческого пути, сохранял присущую
ему манеру записи: так, размер 4/4 записывал только буквой С; alia breve—только
ф; при смене метра постоянно выставлял Jzj (как бы это часто ни встречалось,
хотя бы в каждом такте); трели обозначал точно, прибегая к мелкой дополнительной
ноте в скобках; тремоло у ударных инструментов записывал как трель (обозначением
над каждой нотой tr); в партитурах нередко допускал перемещение в последовательности
расположения ударных инструментов (в некоторых партитурах это относится
и к записи партий труб над партиями валторн); все характерные приемы исполнения
на ударных инструментах записывал только по-русски, например, «палкой
от литавр», «одна об другую» и т. п.; в партиях струнных инструментов
после прекращения divisi, но продолжении исполнения аккордами вместо поп
divisi обозначал unis., а также придерживался и многих других особенностей
записи.
В настоящем Собрании сочинений подобные разночтения устранены и унифицированы
в соответствии с применяемыми в настоящее время правилами нотографии и
в специальных примечаниях не оговариваются. Издание снабжено справочным
аппаратом, включающим помимо текстологических примечаний, предисловия
«От редакции» к каждому тому, которые содержат указания на источник публикации
и сведения об истории создания произведения, его первом исполнении, публикации
и месте хранения автографа.
В первый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича
Шостаковича включены партитуры симфоний № 1 и 2.
Симфония № 1, фа минор, соч. 10, была завершена в 1925 году и представлена
в качестве дипломной работы на окончание консерватории.
Сочинение симфонии приходится, в основном, на конец 1924 и первую половину
1925 годов. К этому времени отнес ее и сам композитор в списке произведений,
составленном в 1927 году1. Однако замысел и начало работы над симфонией
относятся, вероятно, к более раннему периоду, о чем свидетельствует, в
частности, авторская дата на последней странице неполной рукописи партитуры:
«1923».
У меня:
Трактовка Глазунова:
Во второй половине октября 1924 года Шостакович приступил к непосредственному
воплощению своего замысла, начав сочинение со второй части симфонии3.
Работа над первой частью шла, в основном, в декабре 1924 года. К середине
февраля 1925 года молодой композитор закончил в клавире первые три части
симфонии. Финал первой симфонии был завершен в клавире лишь в мае 1925
года, к 1 июля была готова чистовая партитура. Видимо, еще до ее завершения
и до выпускного экзамена Шостакович показал симфонию Глазунову. «А. К.
Глазунов, обычно очень благожелательный на экзаменах у исполнителей и
любивший часто ставить 5+, на экзаменах композиторов был строг, требователен
и даже придирчив.— рассказывал он много лет спустя.— Когда я показал Александру
Константиновичу начало моей Первой симфонии (в четырехручном исполнении),
он был недоволен неблагополучными, с его точки зрения, гармониями во вступлении,
после начальных фраз засурдиненной трубы. Он настоял на том, чтобы я исправил
это место, и предложил свой вариант гармонии.
Я, конечно, не смел спорить, мои уважение и любовь к Глазунову были слишком
велики, а авторитет его был Непререкаемым. Но потом, уже перед исполнением
симфонии в оркестре и перед печатанием партитуры, я все-таки восстановил
свои гармонии, вызвав неудовольствие Александра Константиновича».
В статье «Думы о пройденном пути» Шостакович писал: «Первая симфония.
сыграла важную роль в моей композиторской жизни. Симфония была хорошо
встречена публикой и музыкантами и весьма прохладно—асмовскими кругами.
Успех ее укрепил меня в убеждении, что мне следует всерьез заниматься
композицией. В симфонии была попытка воплотить глубокое содержание, и
хотя сочинение было во многом еще незрелым, в нем ценно, с моей точки
зрения, именно это искреннее стремление отразить жизнь, действительность».
В течение года до оркестровой премьеры симфонии композитор несколько раз
исполнял ее в переложении для фортепиано в две и в четыре руки. После
одного из таких прослушиваний в ленинградском Кружке новой музыки был
опубликован отзыв об этом произведении6. 7 февраля 1926 года Шостакович
играл симфонию на заседании Государственного Ученого Совета (ГУС) Наркомпроса
в Московской консерватории во время показа сочинений студентов-композиторов
Москвы и Ленинграда7.
Премьера Первой симфонии состоялась 12 мая 1926 года в Большом зале Ленинградской
филармонии. Симфония, исполненная симфоническим оркестром Ленинградской
филармонии, имела большой успех, по требованию публики вторая часть была
сыграна на бис. «Удача, успех и хорошее звучание симфонии вдохнули много
бодрости и надежд,— писал композитор вскоре после премьеры.— Если мне
мало-мальски удастся себя обеспечить, то я буду работать, не покладая
рук, в области музыки, которой я отдам всю свою жизнь».
Партитура Первой симфонии была издана в 1927 году Музыкальным сектором
Государственного издательства.
Автограф партитуры хранится в Центральном государственном архиве литературы
и искусства СССР (ЦГАЛИ, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2262); там же находится
неполный автограф сочинения (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 1).
В основу настоящей публикации положено издание 1927 года, сверенное с
автографом и более поздними прижизненными изданиями.
Симфония № 2 «Посвящение Октябрю» с заключительным хором на слова А. Безыменского,
соч. 14, была написана в 1927 году.
Импульсом к созданию симфонии послужил заказ Агитотдела Музыкального
сектора Государственного издательства на симфоническое сочинение к 10-летию
Октябрьской революции, полученный Шостаковичем в конце марта 1927 года9.
Первоначально композитор не называл это произведение симфонией. Сообщая
о ходе работы заведующему Агитационным отделом Л. Шульгину, Шостакович
писал: «Думаю насчет заглавия его. Лучше всего подойдет „симфоническая
поэма"». Закончив сочинение, он определил его жанр как «симфоническое
посвящение»—с таким подзаголовком оно исполнялось и было впервые издано.
В том же письме композитор писал: «Сочинение идет гладко. Сочиняю много.
Длительностью на 12 минут. Всего будет мин[ут] 181/2—20. Сейчас подошел
к самому трудному месту. Вступает хор. А если Вы помните стихи Безыменского,
так они очень ненапевные».
По совету Л. Шульгина, композитор задумал ввести в партитуру заводские
гудки. «Меня эта Ваша мысль чрезвычайно увлекла,— писал он,— и вот я сейчас
дошел до того места, где мне желательно было бы пустить гудок. Я специально
ездил недавно на завод и прислушался, какова тесситура гудков. Звучат
гудки довольно низко. Мне нужно, чтобы гудок был в тоне фа*. Совершенно
необходимо, чтобы гудок мог бы делать crescendo от ррр до fff.
Ну, и конечно, чтобы он звучал (в том случае, если не удастся приготовить
гудка, способного усилять и ослаблять звук) не так громко, как заводской.
И чтобы он интонировал очень точно. Зги гудки будут, как говорится, ad
libitum. В случае их неимения они будут заменены инструментами, играющими
в оркестре. Всего гудков, вероятно, нужно будет 3, максимум 4. О строях
сообщу».
О содержании и специальных композиционных проблемах, которые он решал
в этой работе, Шостакович писал в своих аспирантских отчетах конца 20-х
годов: «В „Октябре" я пытался передать пафос борьбы и победы. Там
я ввел в инструментовку систему ультра-полифонии (27 одновременно звучащих
линий). Звучит это очень динамично»13. «Получилась ультра-полифония, переходящая
в полифонический тембр. Все сочинение преимущественно полифонично. Применяется
канон, фуга. Хор излагается диатонически. Изложение всего сочинения диалектически-линеарно».
Симфония была закончена летом, а в начале осени, находясь в санатории
в Детском селе, Шостакович уже держал корректуру нотного текста. В октябре
1927 года партитура вышла в свет. Тогда же это сочинение было отмечено
первой премией в конкурсе на лучшее симфоническое сочинение к 10-летию
революции, проведенном Ленинградской филармонией.
«В своем творчестве я испытывал разнообразные влияния в области чисто
формальных исканий,— писал композитор в 1940 году,— но всегда мне хотелось
работать над созданием музыки, отражающей нашу эпоху, мысли и чувства
советского человека. Так создавались все мои следующие симфонии—„Посвящение
Октябрю" (с заключительным хором) и „Первомайская симфония",
музыка к фильмам.».
Премьера нового сочинения была приурочена к юбилейным октябрьским торжествам.
В конце октября начались репетиции, в которых Шостакович активно участвовал.
«Было всего 6 репетиций,— писал он Шульгину 7 ноября 1927 года,— 1-я была
черновая. На всех остальных репетициях я был и все время давал Малько
указания. Хор звучит складно. Между прочим, в хоровой части есть небольшая
интермедия после слов „носит имя борьба!". Струнники категорически
отказались играть pizzicato. Я голову даю на отсечение, что это pizzicato
сыграть можно, но если начинающий композитор напишет что-нибудь трудное,
то оркестранты говорят, что это играть невозможно. Пришлось мне уступить,
и я согласился на агсо.. Все же я надеюсь, что когда-нибудь это место
будет сыграно как следует».
В том же письме Шостакович сообщал, что он послал дирижеру К. С. Сараджеву,
готовившему московскую премьеру симфонии, подробнейшие инструкции для
исполнения: «Если после слов „О, Ленин" он не ускорит движения и
последнюю хоровую декламацию проведет не в темпе и ритме, как указано
в партитуре, то пьеса будет погублена».
Высказывания Шостаковича по поводу исполнения Второй симфонии свидетельствуют
о том, что он с особым вниманием следил за реакцией широкой слушательской
аудитории. «Прием, оказанный
„Октябрю" со стороны рабочей публики, убедил меня, что намеченный
путь правильный,— писал он.—Сочиняю, всегда руководствуясь следующими
соображениями. Доступность и доходчивость до массового слушателя, ибо
только массовый слушатель есть единственный и настоящий ценитель музыки,
ибо музыка есть одно из самых массовых искусств».
Премьера Второй симфонии состоялась 5 ноября 1927 года в Большом зале
Ленинградской филармонии в праздничном концерте для Союза работников просвещения
Ленинграда. Симфонию исполнил симфонический оркестр Ленинградской филармонии
и хор Ленинградской государственной академической капеллы. 6 ноября концерт
был повторен на вечере работников Главнауки. 4 декабря 1927 года состоялось
первое исполнение симфонии в Москве в Колонном зале Дома Союзов в программе
первого симфонического собрания Ассоциации современной музыки в ознаменование
10-летия Октября.
Автограф партитуры симфонии хранится в ЦГАЛИ (ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2270).
В основу настоящей публикации положено издание 1927 года, сверенное с
автографом. Явные ошибки и неточности исправлены без оговорок. Существенные
разночтения оговорены в примечаниях, помещенных в конце тома.