Концерты Дмитрия Шостаковича
ноты (партитура том 12 и клавир том 13)
В двенадцатый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены
партитуры концертов № 1 и 2 для фортепиано с оркестром.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, до минор, соч. 35, написан в 1933
году. Первоначально композитор называл его «концертом для рояля в сопровождении
струнного оркестра и трубы», подчеркивая необычность партитуры: отсутствие
духовых и ударных инструментов.
Концерт был задуман в ряду сочинений, которые должны были пополнить репертуар
советских исполнителей-инструменталистов. «Это моя первая попытка восполнить
значительный пробел в советском инструментальном репертуаре, в котором
отсутствуют крупные концертные сочинения»,— рассказывал композитор вскоре
после премьеры концерта. О повышенном интересе к инструментальным концертным
жанрам Шостакович вновь писал в начале 1934 года: «Время мне настойчиво
подсказывает, что эти жанры имеют право и обязаны расти и расцветать.
В ближайшее время я посвящу свое творчество именно этим жанрам. Намечены:
сюита для фагота в сопровождении струнного оркестра, квартет, концерт
для скрипки с оркестром, ряд вокальных произведений, танцевальная сюита
для джаза». Несколько позднее композитор говорил также о намерении написать
концерт для фортепиано в сопровождении джаз-оркестра4.
Из авторских помет на рукописи концерта видно, что работа над ним продолжалась
четыре с половиной месяца: с 6 марта по 20 июля 1933 года. Произведением,
непосредственно предшествовавшим концерту, были Двадцать четыре прелюдии
для фортепиано, соч. 34, законченные 2 марта 1933 года. Одновременно с
концертом композитор начал сочинение музыки к мультипликационному фильму
«Сказка о попе и о работнике его Балде», соч. 36.
В партитуру концерта Шостакович ввел реминисценции широко известных музыкальных
тем из произведений Бетховена и Гайдна; звучат в ней и интонации популярной
уличной песенки. Кроме того, в четвертой части концерта (соло трубы) использована
тема Финала, сочиненного Шостаковичем как вставной номер к опере Э. Дресселя
«Колумб».
Раскрывая суть своего замысла, Шостакович писал: «Какова основная художественная
тема концерта?.Я не могу рассказать о содержании своего концерта иными
средствами, кроме тех, которыми написан сам концерт. Я советский композитор.
Нашу эпоху я воспринимаю как эпоху героическую, бодрую, исключительно
жизнерадостную. Это я и хотел передать в своем концерте». Говоря о сочинениях
конца 20-х — начала 30-х годов, Шостакович неоднократно подчеркивал свое
стремление к воплощению здоровых, жизнерадостных эмоций, комедийных, юмористических
образов. «Я хочу отвоевать законное право на смех и так называемой „серьезной"
музыке,— писал он в статье «Счастье познания».— Когда слушатель громко
смеется в моем симфоническом концерте, меня это нисколько не шокирует,
напротив — радует».
Премьера концерта состоялась 15 октября 1933 года в Ленинграде, в Большом
зале филармонии; партию фортепиано исполнил автор.
Партитура концерта № 1 опубликована в 1934 году Музгизом. Это издание
полностью идентично автографу, хранящемуся в Центральном государственном
архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2266а).
В основу настоящей публикации положены прижизненные издания 1934 и 1963
годов. Текст сверен также с автографом и всеми изданиями переложения для
двух фортепиано (М., 1934, 1935, 1969).
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, фа мажор, соч. 102, написан в
1957 году. Первое исполнение концерта состоялось 10 мая 1957 года в Большом
зале Московской консерватории.
Партитура концерта № 2 опубликована в 1959 году издательством «Советский
композитор».
Автограф партитуры хранится в ЦГАЛИ (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 6).
В основу настоящей публикации положено издание 1959 года, сверенное с
автографом партитуры, а также с автографом и всеми изданиями переложения
концерта для двух фортепиано (М., 1957, 1964, 1969).
Явные погрешности рукописных и печатных материалов устранены без оговорок.
Существенные разночтения приводятся в примечаниях, помещенных в конце
тома.