Д. Шостакович - Том 12 - Концерт №1, №2

 



Концерты Дмитрия Шостаковича
ноты (партитура том 12 и клавир том 13)

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

 

Скачать ноты для фортепиано


В двенадцатый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены партитуры концертов № 1 и 2 для фортепиано с оркестром.


Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, до минор, соч. 35, написан в 1933 году. Первоначально композитор называл его «концертом для рояля в сопровождении струнного оркестра и трубы», подчеркивая необычность партитуры: отсутствие духовых и ударных инструментов.
Концерт был задуман в ряду сочинений, которые должны были пополнить репертуар советских исполнителей-инструменталистов. «Это моя первая попытка восполнить значительный пробел в советском инструментальном репертуаре, в котором отсутствуют крупные концертные сочинения»,— рассказывал композитор вскоре после премьеры концерта. О повышенном интересе к инструментальным концертным жанрам Шостакович вновь писал в начале 1934 года: «Время мне настойчиво подсказывает, что эти жанры имеют право и обязаны расти и расцветать. В ближайшее время я посвящу свое творчество именно этим жанрам. Намечены: сюита для фагота в сопровождении струнного оркестра, квартет, концерт для скрипки с оркестром, ряд вокальных произведений, танцевальная сюита для джаза». Несколько позднее композитор говорил также о намерении написать концерт для фортепиано в сопровождении джаз-оркестра4.
Из авторских помет на рукописи концерта видно, что работа над ним продолжалась четыре с половиной месяца: с 6 марта по 20 июля 1933 года. Произведением, непосредственно предшествовавшим концерту, были Двадцать четыре прелюдии для фортепиано, соч. 34, законченные 2 марта 1933 года. Одновременно с концертом композитор начал сочинение музыки к мультипликационному фильму «Сказка о попе и о работнике его Балде», соч. 36.

В партитуру концерта Шостакович ввел реминисценции широко известных музыкальных тем из произведений Бетховена и Гайдна; звучат в ней и интонации популярной уличной песенки. Кроме того, в четвертой части концерта (соло трубы) использована тема Финала, сочиненного Шостаковичем как вставной номер к опере Э. Дресселя «Колумб».
Раскрывая суть своего замысла, Шостакович писал: «Какова основная художественная тема концерта?.Я не могу рассказать о содержании своего концерта иными средствами, кроме тех, которыми написан сам концерт. Я советский композитор. Нашу эпоху я воспринимаю как эпоху героическую, бодрую, исключительно жизнерадостную. Это я и хотел передать в своем концерте». Говоря о сочинениях конца 20-х — начала 30-х годов, Шостакович неоднократно подчеркивал свое стремление к воплощению здоровых, жизнерадостных эмоций, комедийных, юмористических образов. «Я хочу отвоевать законное право на смех и так называемой „серьезной" музыке,— писал он в статье «Счастье познания».— Когда слушатель громко смеется в моем симфоническом концерте, меня это нисколько не шокирует, напротив — радует».
Премьера концерта состоялась 15 октября 1933 года в Ленинграде, в Большом зале филармонии; партию фортепиано исполнил автор.
Партитура концерта № 1 опубликована в 1934 году Музгизом. Это издание полностью идентично автографу, хранящемуся в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2266а).
В основу настоящей публикации положены прижизненные издания 1934 и 1963 годов. Текст сверен также с автографом и всеми изданиями переложения для двух фортепиано (М., 1934, 1935, 1969).
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, фа мажор, соч. 102, написан в 1957 году. Первое исполнение концерта состоялось 10 мая 1957 года в Большом зале Московской консерватории.
Партитура концерта № 2 опубликована в 1959 году издательством «Советский композитор».
Автограф партитуры хранится в ЦГАЛИ (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 6).
В основу настоящей публикации положено издание 1959 года, сверенное с автографом партитуры, а также с автографом и всеми изданиями переложения концерта для двух фортепиано (М., 1957, 1964, 1969).
Явные погрешности рукописных и печатных материалов устранены без оговорок. Существенные разночтения приводятся в примечаниях, помещенных в конце тома.