Во второй том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены
партитуры симфоний № 3 и 4.
Симфония № 3, «Первомайская», ми-бемоль мажор, соч. 20, для оркестра и
хора была написана в 1929 году, во время учебы композитора в аспирантуре
Ленинградской консерватории. Первоначально Шостакович называл ее «Майской
симфонией», и это название сохранилось в рукописи авторского переложения
симфонии для фортепиано в две руки, но в окончательном тексте партитуры
оно было несколько изменено.
В симфонии № 3 Шостакович продолжил свои поиски путей непосредственного
отображения современной действительности в крупных программных инструментальных
сочинениях, начатые в фортепианной сонате № 1 (ее первоначальное название
«Октябрьская») и симфонии № 2 («Посвящение Октябрю»). «Жизнь показывает,—
писал Шостакович позднее,— как нужна, как любима нашей массовой аудиторией
программная симфоническая музыка. В этом отношении мы, композиторы, в
большом долгу перед слушателями. Мы мало работаем в этом важном, интересном
и богатом творческими возможностями жанре. Я убежден, что обращение к
программному жанру во многом обогащает творческую мысль талантливого композитора,
содействует росту его мастерства. Музыкальное воплощение яркой, содержательной
программы неизбежно требует от него максимального проявления фантазии,
изобретательства». С программным характером «Первомайской» симфонии был
связан и её необычный конструктивный замысел: по свидетельству В. Шебалина,
«начав работу над ней, Дмитрий Дмитриевич сам как-то сказал: „Интересно
было бы написать симфонию, где бы ни одна тема не повторялась."»
Подобно Второй, симфония представляет собой одночастное сочинение с заключительным
хоровым разделом. Сравнивая эти симфонии, Шостакович писал в 1929 году:
«В качестве своей дипломной (аспирантской,— ред.) работы я представил
„Майскую симфонию". Это произведение совсем иного порядка, нежели
„Октябрю". Поскольку в „Октябрю" самодовлеющую роль играет борьба,
то в „Майской симфонии", если можно так выразиться, настроение праздника
мирного строительства. В конце для усиливания воздействия на слушателя
мною введен хор на слова поэта Кирсанова»3.
Вскоре после создания симфонии № 3, оценивая свое творчество этих лет,
Шостакович признал ее самым значительным из своих сочинений конца 20-х
— начала 30-х годов: «Единственно, что может, по моему мнению, претендовать
на „занятие места" в развитии советской музыкальной культуры,— это
только „Первомайская симфония", несмотря на ряд недостатков этого
сочинения»4.
В дальнейшем, говоря об этом произведении, композитор неизменно подчеркивал
связь его содержания с современностью: «Всегда мне хотелось работать над
созданием музыки, отражающей нашу эпоху, мысли и чувства советского человека,—
рассказывал он в 1940 году.—Так создавались все мои следующие (после Первой,—
ред.) симфонии—„Посвящение Октябрю" (с заключительным хором) и „Первомайская
симфония", музыка к фильмам „Новый Вавилон", „Одна", „Встречный",
„Златые горы" и ко всей кинотрилогии о Максиме». В 1956 году, критически
осмысливая накануне пятидесятилетия свой жизненный и творческий путь,
Шостакович вновь отмечал, что в этих симфониях была та же, что и в Первой
симфонии, «попытка отражения действительности», «искреннее стремление
отразить жизнь».
Премьера симфонии № 3, приуроченная к ленинским дням, состоялась 21 января 1930 года в Ленинграде, в Московско-Нарвском Доме культуры (ныне Дворец культуры имени Горького). Симфонию исполнили симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии и хор Ленинградской государственной академической капеллы. На следующий день, 22 января, симфония прозвучала в Большом зале Ленинградской филармонии в специальном концерте для комсомольцев и молодежи города.
Партитура и хоровые голоса симфонии № 3 опубликованы в 1932 году Музгизом.
Автограф хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства
СССР (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 3, а также ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2266).
В основу настоящей публикации положена авторизованная копия партитуры
с пометкой композитора: «Можно печатать. 23.4.72. Д. Шостакович», хранящаяся
в библиотеке Музфонда СССР (№ 6222).
Все явные ошибки и неточности исправлены безоговорочно. Существенные разночтения
оговорены в примечаниях, помещенных в конце тома.
Симфония № 4 до минор, соч. 43, была закончена в 1936 году.
Мысль о новой симфонии возникла у композитора задолго до того, как он
смог целиком сосредоточиться на создании партитуры. Еще в ноябре 1934
года композитор сообщал о существовании незавершенной первой части симфонии:
«Есть несколько начатых работ,— писал он в статье „Счастье познания".—
Кусок первой части четвертой симфонии, временно отложенной».
В начале 1935 года Шостакович неоднократно говорил о своем намерении писать
новую симфонию. «Передо мной стоит много задач,— рассказывал он в январе
1935 года.— Задумана симфония. Задумана оперная тетралогия. Надеюсь, что
с помощью общественности и в первую очередь ленинградского Союза советских
композиторов я смогу сосредоточиться на основной задаче — работе над оперой
(вторая из тетралогии) и над Четвертой симфонией»8. В отличие от предыдущих
симфоний Четвертая была задумана как «чистая», непрограммная симфония.
Созданию ее Шостакович придавал особое значение, предполагая воплотить
в ней свои представления о принципах симфонизма. В это время он активно
высказывается (устно и в печати) по волнующим его вопросам художественного
мастерства и мировоззрения художника, эпигонства и оригинальности стиля,
простоты и упрощенчества в музыкальном языке, современной композиторской
техники и т. п., участвует в дискуссии о советском симфонизме, организованной
Союзом композиторов СССР в Москве. Весной 1935 года в непосредственной
связи с замыслом симфонии Шостакович говорил о своих взглядах на некоторые
проблемы музыкального искусства: «В настоящее время я вплотную подошел
к написанию Четвертой симфонии, которая будет своего рода credo моей творческой
работы. Какие основные задачи я ставлю себе в настоящее время? <.>
Сейчас передо мной стоит основная задача: найти собственный, простой
и выразительный музыкальный язык. Иногда борьба за простой язык понимается
несколько поверхностно. Часто «простота» переходит в эпигонство. Но говорить
просто—это не значит говорить так, как говорили 50—100 лет тому назад.
Это ошибка, в которую впадают многие композиторы, боясь упреков в формализме.
И формализм и эпигонство—злейшие враги советской музыкальной культуры.
Минуя эти Сциллу и Харибду, советский композитор сможет стать подлинным
певцом нашей великой эпохи»
Работа над временно отложенной партитурой симфонии была продолжена лишь
осенью 1935 года, а закончена она 20 мая 1936 года. В том же году намечалось
первое исполнение симфонии оркестром Ленинградской государственной филармонии,
однако уже после начала репетиций композитор снял ее с исполнения.
Впервые симфония № 4 была исполнена 30 декабря 1961 года в Москве, в
Большом зале консерватории симфоническим оркестром Московской государственной
филармонии.
Партитура симфонии № 4 опубликована в 1962 году издательством «Советский
композитор».
Местонахождение автографа партитуры неизвестно. В Центральном государственном
архиве литературы и искусства СССР хранятся фрагменты I и III частей произведения
(ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 4).
В основу настоящего издания положена партитура симфонии № 4, выпущенная
в 1976 году издательством «Музыка».