Д. Шостакович - Том 2 - Симфония №3, №4

 



Партитуры к симфониям Дмитрия Шостаковича, ноты

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ
EDITOR'S NOTE

 

 

Партитуры симфоний Шостаковича

 

Во второй том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены партитуры симфоний № 3 и 4.
Симфония № 3, «Первомайская», ми-бемоль мажор, соч. 20, для оркестра и хора была написана в 1929 году, во время учебы композитора в аспирантуре Ленинградской консерватории. Первоначально Шостакович называл ее «Майской симфонией», и это название сохранилось в рукописи авторского переложения симфонии для фортепиано в две руки, но в окончательном тексте партитуры оно было несколько изменено.

В симфонии № 3 Шостакович продолжил свои поиски путей непосредственного отображения современной действительности в крупных программных инструментальных сочинениях, начатые в фортепианной сонате № 1 (ее первоначальное название «Октябрьская») и симфонии № 2 («Посвящение Октябрю»). «Жизнь показывает,— писал Шостакович позднее,— как нужна, как любима нашей массовой аудиторией программная симфоническая музыка. В этом отношении мы, композиторы, в большом долгу перед слушателями. Мы мало работаем в этом важном, интересном и богатом творческими возможностями жанре. Я убежден, что обращение к программному жанру во многом обогащает творческую мысль талантливого композитора, содействует росту его мастерства. Музыкальное воплощение яркой, содержательной программы неизбежно требует от него максимального проявления фантазии, изобретательства». С программным характером «Первомайской» симфонии был связан и её необычный конструктивный замысел: по свидетельству В. Шебалина, «начав работу над ней, Дмитрий Дмитриевич сам как-то сказал: „Интересно было бы написать симфонию, где бы ни одна тема не повторялась."»
Подобно Второй, симфония представляет собой одночастное сочинение с заключительным хоровым разделом. Сравнивая эти симфонии, Шостакович писал в 1929 году: «В качестве своей дипломной (аспирантской,— ред.) работы я представил „Майскую симфонию". Это произведение совсем иного порядка, нежели „Октябрю". Поскольку в „Октябрю" самодовлеющую роль играет борьба, то в „Майской симфонии", если можно так выразиться, настроение праздника мирного строительства. В конце для усиливания воздействия на слушателя мною введен хор на слова поэта Кирсанова»3.
Вскоре после создания симфонии № 3, оценивая свое творчество этих лет, Шостакович признал ее самым значительным из своих сочинений конца 20-х — начала 30-х годов: «Единственно, что может, по моему мнению, претендовать на „занятие места" в развитии советской музыкальной культуры,— это только „Первомайская симфония", несмотря на ряд недостатков этого сочинения»4.
В дальнейшем, говоря об этом произведении, композитор неизменно подчеркивал связь его содержания с современностью: «Всегда мне хотелось работать над созданием музыки, отражающей нашу эпоху, мысли и чувства советского человека,— рассказывал он в 1940 году.—Так создавались все мои следующие (после Первой,— ред.) симфонии—„Посвящение Октябрю" (с заключительным хором) и „Первомайская симфония", музыка к фильмам „Новый Вавилон", „Одна", „Встречный", „Златые горы" и ко всей кинотрилогии о Максиме». В 1956 году, критически осмысливая накануне пятидесятилетия свой жизненный и творческий путь, Шостакович вновь отмечал, что в этих симфониях была та же, что и в Первой симфонии, «попытка отражения действительности», «искреннее стремление отразить жизнь».

Премьера симфонии № 3, приуроченная к ленинским дням, состоялась 21 января 1930 года в Ленинграде, в Московско-Нарвском Доме культуры (ныне Дворец культуры имени Горького). Симфонию исполнили симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии и хор Ленинградской государственной академической капеллы. На следующий день, 22 января, симфония прозвучала в Большом зале Ленинградской филармонии в специальном концерте для комсомольцев и молодежи города.

Партитура и хоровые голоса симфонии № 3 опубликованы в 1932 году Музгизом.
Автограф хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 3, а также ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2266).
В основу настоящей публикации положена авторизованная копия партитуры с пометкой композитора: «Можно печатать. 23.4.72. Д. Шостакович», хранящаяся в библиотеке Музфонда СССР (№ 6222).
Все явные ошибки и неточности исправлены безоговорочно. Существенные разночтения оговорены в примечаниях, помещенных в конце тома.
Симфония № 4 до минор, соч. 43, была закончена в 1936 году.
Мысль о новой симфонии возникла у композитора задолго до того, как он смог целиком сосредоточиться на создании партитуры. Еще в ноябре 1934 года композитор сообщал о существовании незавершенной первой части симфонии: «Есть несколько начатых работ,— писал он в статье „Счастье познания".— Кусок первой части четвертой симфонии, временно отложенной».
В начале 1935 года Шостакович неоднократно говорил о своем намерении писать новую симфонию. «Передо мной стоит много задач,— рассказывал он в январе 1935 года.— Задумана симфония. Задумана оперная тетралогия. Надеюсь, что с помощью общественности и в первую очередь ленинградского Союза советских композиторов я смогу сосредоточиться на основной задаче — работе над оперой (вторая из тетралогии) и над Четвертой симфонией»8. В отличие от предыдущих симфоний Четвертая была задумана как «чистая», непрограммная симфония. Созданию ее Шостакович придавал особое значение, предполагая воплотить в ней свои представления о принципах симфонизма. В это время он активно высказывается (устно и в печати) по волнующим его вопросам художественного мастерства и мировоззрения художника, эпигонства и оригинальности стиля, простоты и упрощенчества в музыкальном языке, современной композиторской техники и т. п., участвует в дискуссии о советском симфонизме, организованной Союзом композиторов СССР в Москве. Весной 1935 года в непосредственной связи с замыслом симфонии Шостакович говорил о своих взглядах на некоторые проблемы музыкального искусства: «В настоящее время я вплотную подошел к написанию Четвертой симфонии, которая будет своего рода credo моей творческой работы. Какие основные задачи я ставлю себе в настоящее время? <.>

Сейчас передо мной стоит основная задача: найти собственный, простой и выразительный музыкальный язык. Иногда борьба за простой язык понимается несколько поверхностно. Часто «простота» переходит в эпигонство. Но говорить просто—это не значит говорить так, как говорили 50—100 лет тому назад. Это ошибка, в которую впадают многие композиторы, боясь упреков в формализме. И формализм и эпигонство—злейшие враги советской музыкальной культуры. Минуя эти Сциллу и Харибду, советский композитор сможет стать подлинным певцом нашей великой эпохи»
Работа над временно отложенной партитурой симфонии была продолжена лишь осенью 1935 года, а закончена она 20 мая 1936 года. В том же году намечалось первое исполнение симфонии оркестром Ленинградской государственной филармонии, однако уже после начала репетиций композитор снял ее с исполнения.

Впервые симфония № 4 была исполнена 30 декабря 1961 года в Москве, в Большом зале консерватории симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.
Партитура симфонии № 4 опубликована в 1962 году издательством «Советский композитор».
Местонахождение автографа партитуры неизвестно. В Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР хранятся фрагменты I и III частей произведения (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 4).
В основу настоящего издания положена партитура симфонии № 4, выпущенная в 1976 году издательством «Музыка».