Д. Шостакович - Том 26 - Сюиты из балетов

 



Партитуры к сюитам из балетов Дмитрия Шостаковича, ноты

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

 

Партитуры Шостаковича - ноты

В двадцать шестой том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены партитуры сюит из балетов «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей», созданных на рубеже 20—30-х годов.
Этот период связан со становлением индивидуального стиля композитора, с интенсивными поисками в области новых форм и средств выразительности. Особый интерес Шостакович проявлял к театру и кино. Создав две оперы, музыку к многочисленным драматическим спектаклям и кинофильмам, композитор внес немалый вклад и в становление советского балета.
Для балетов Шостаковича характерно обращение к бытовым сюжетам и образам, распространенным в советском искусстве того времени. О приключениях физкультурников повествует «Золотой век», производственная и колхозная темы поднимаются в «Болте» и «Светлом ручье». «Трудное и ответственное дело — создавать большой балет на советской тематике,— писал Шостакович в 1935 году.— Но я не боюсь трудностей. Идти по проторенной дорожке пожалуй легче и „безопаснее", но скучно, неинтересно, никчемно.».
В балетах ярко проявилась свойственная композитору склонность к комедийности, сатире, бытовым зарисовкам. «Когда публика во время исполнения моих сочинений смеется или просто улыбается, мне это доставляет удовольствие»,— говорил Шостакович.

Сюита из балета «Золотой век». Балет «Золотой век», соч. 22 (1929—1930), в трех действиях, написан по заказу Управления государственных театров. Предложенное композитору либретто А. Ивановского подучило премию на конкурсе балетных либретто на современную советскую тему (первоначальное, название «Динамиада»). Премьера балета состоялась 26 октября 1930 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетмейстеры Э. Каплан и В. Вайнонен. Постановки состоялись также в Киеве и Одессе.
По своему жанру «Золотой век» — балет-обозрение (ревю) с элементами детектива. Действие происходит в большом западноевропейском городе, куда на индустриальную выставку приезжает команда советских футболистов. Капиталистическому миру противопоставляются образы наших современников. В стремительном темпе, с кинематографической интенсивностью совершается целый ряд невероятных происшествий. Сюжет проникнут упрощенной социологической символикой, свойственной театральному искусству тех лет; действующие лица трактованы как персонажи-маски, носители определенных идей.

Шостакович писал: «В основу музыки к балету „Золотой век" входят два элемента: музыка, относящаяся к современной западноевропейской буржуазной культуре, и музыка пролетарской культуры. Сопоставление двух культур явилось моей главной задачей при сочинении „Золотого века". Эта задача выполнялась так: западноевропейские танцы носят характер нездоровой эротики, что столь характерно для современной буржуазной культуры, советские же танцы я считал необходимым насытить элементами здоровой физкультуры и спорта. Иначе я не мыслю себе развитие советского танца. Я считал необходимым писать музыку не только такую, под которую удобно танцевать, но одраматизировать самую музыкальную сущность, дать музыке настоящую симфоническую напряженность и драматическое развитие».

Музыка балета «Золотой век» отличается особой красочностью, неповторимостью звукового колорита: большой состав оркестра композитор обогатил двумя саксофонами, баянами, банджо, расширенной группой медных духовых инструментов. Каждый инструмент стал как бы своеобразным персонажем, участником общего действия. Несмотря на остроумие и яркую театральность музыки, балет на сцене не удержался. Слишком велики были просчеты либретто, обусловившие схематизм положений, примитивную обрисовку положительных персонажей.
Из музыки балета Д. Шостакович составил сюиту, соч. 22а (1929—1932), которая была исполнена впервые 19 марта 1930 года в Большом зале Ленинградской филармонии оркестром филармонии.
В первоначальной редакции (1929) сюита состояла из семи частей: 1. Вступление, 2. Вальс, 3. Чечетка, 4. Адажио, 5. Фокстрот, 6. Полька, 7. Танец. Эта рукопись находится в издательстве Universal Edition, Wien (ксерокопия в архиве семьи композитора). При подготовке сюиты к изданию композитор переработал ее: первые две части были объединены, две части (№ 3 и 5) изъяты. В таком виде партитура издана Музгизом в 1935 году (оркестровые голоса—в 1936 году).
Автограф партитуры данной редакции сюиты находится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 39).
Авторское переложение «Польки» для фортепиано (Л.: Тритон, 1935), публикуется в томе 39.
В основу настоящей публикации положены автограф партитуры и издание 1935 года.
Сюита из балета «Болт». Балет «Болт», соч. 27 (1930—1931), в трех действиях, семи картинах. Либретто В. Смирнова. Премьера состоялась 8 апреля 1931 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетмейстер Ф. Лопухов. Произведение задумано как опыт освоения балетом советской производственной тематики. Рабочим-ударникам, созидающим новый социалистический строй, противопоставлен сатирически обрисованный мир мещанства.

В жанровом отношении спектакль близок к агитационным зрелищам, популярным в 30-е годы. Большое место заняла в нем пантомима, так называемые мимотанцы («на работу с гимнастикой», «установка машин и пуск цеха»), попытки воссоздания производственных движений (танец текстильщиц), воинских упражнений (танцы красноармейцев) и другие характерные танцы. Особенно удалось композитору сатирическое изображение мещанства. Рельефно, в стиле М. Зощенко, обрисованы бюрократ, прогульщик, соглашатель, пьяница, барышни-эстетки и другие персонажи.
Музыка балета пронизана яркой театральностью, плакатностью. Она также заключает в себе две различные образно-интонационные сферы. Положительная (ударники, комсомольцы) характеризуется массовыми песенными интонациями, бодрыми ритмами; отрицательная (мещане) — пародийно упрощенными выразительными средствами. Каждое сценическое событие, поворот действия, характеристика персонажа гибко отражаются в музыкальном развитии. Номера балета связаны общим планом музыкального развертывания и единством темпов.
Балет вскоре сошел со сцены — сказалось отсутствие в либретто единой сюжетной линии, схематизм в обрисовке персонажей.
Из музыки к балету «Болт» Шостакович составил сюиту, соч. 27а (1931) из восьми номеров: 1. Увертюра, 2. Танец бюрократа, 3. Танец ломового, 4. Танго (танец Козелкова с приятелями),
5. Интермеццо, 6. Танец колониальной рабыни, 7. Соглашатель, 8. Общий танец и апофеоз.
Сюита впервые была исполнена 17 января 1933 года в Большом зале Ленинградской филармонии оркестром филармонии.
Рукопись сюиты находится в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 285). Местонахождение автографа неизвестно. При подготовке сюиты к изданию в 1934 году Шостакович снял две части (№ 6 и 7), а также изменил названия остальных частей: 1. Вступление, 2. Полька, 3. Вариация, 4. Танго, 5. Интермеццо,
6. Финал. Рукопись партитуры и оркестровые голоса этой редакции сюиты находятся в Центральном
государственном архиве литературы и искусства СССР (архив издательства Музгиз, ф. 653, оп. 1,
№ 2268). На титульном листе рукописи имеется следующая надпись: «Прошу считать оригиналом.
Д. Шостакович». Партитура содержит ряд изменений, сделанных рукой Шостаковича: исправлены
неверные ноты, динамические оттенки, штрихи, внесен ряд правок в оркестровку.
В основу настоящей публикации положена данная авторизованная рукопись.
Сюита из балета «Светлый ручей». Балет «Светлый ручей», соч. 39 (1934—1935) в трех действиях, четырех картинах. Либретто Ф. Лопухова и А. Пиотровского. Премьера состоялась 4 апреля 1935 года в Ленинградском государственном академическом Малом оперном театре (МАЛЕГОТ) и 30 ноября 1935 года в Москве в Большом театре Союза ССР. Балетмейстер обеих постановок Ф. Лопухов.
В период завершения работы над произведением композитор писал о своих балетах: «Первые два в драматическом отношении я считаю крайне неудачными. авторы либретто совершенно не учли балетной специфики.». «Сейчас я заканчиваю новый балет. либретто меня вполне удовлетворяет. Действие развертывается в колхозе на Кубани. Действующие лица: колхозники и артисты, приехавшие в гости в колхоз. Балет построен на комедийной основе. Я бы его назвал хореографической комедией—жанр, который так великолепно дается Лопухову. Он же является автором либретто и постановщиком. Яркость, красочность, легкость—вот задачи, которые стояли перед композитором при создании нового балета. В музыке много лирики, много комедийных элементов». «Музыка в этом балете, на мой взгляд, весела, легка, развлекательна и, главное, танцевальна. Я намеренно старался найти здесь ясный простой язык, одинаково доступный для зрителя и для исполнителя».
«Светлый ручей» —первый в истории балет на колхозную тему. Простой, незамысловатый сюжет его построен на забавных недоразумениях, путанице, переодеваниях. Благодаря заразительно веселой музыке и блестяще поставленным характерным и классическим танцам, получилось жизнерадостное представление, пронизанное настроением молодости и оптимизма.
Широко привлекая бытовые интонации эпохи, Шостакович создал партитуру, в которой присутствует буффонада, музыкальная гипербола, пародийность и проникновенный лиризм. Композитор включил в партитуру ряд фрагментов из балета «Золотой век».
Балет был хорошо принят публикой и с успехом шел на оперных сценах Москвы и Ленинграда до февраля 1936 года.
Настоящее издание сюиты из балета «Светлый ручей» основано на материале, хранящемся в ьюро проката нот Музфонда СССР. Партитура сюиты отсутствует, имеются лишь оркестровые голоса. Сюита состоит из пяти номеров: 1. Вальс, 2. Русский лубок, 3. Галоп, 4. Адажио, 5. Пиццикато Как отмечено в партиях, первое исполнение состоялось 11 марта 1945 года.
При подготовке нотного текста сюиты для данного издания использованы также партитуры балета, хранящиеся в других библиотеках (МАЛЕГОТ и ГАБТ).