В третий том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены
партитуры симфоний № 5 и 6.
Симфония № 5 ре минор, соч. 47, была написана в 1937 году. Создание симфонии
заняло чуть больше трех месяцев: с 18 апреля по 20 июля. «Самый процесс
работы над симфонией был у меня сравнительно короток (третью часть, например,
я написал в три дня»,— вспоминал автор.
Незадолго до московской премьеры сочинения, рассказывая о его содержании,
композитор говорил: «Мое новое произведение можно назвать лирико-героической
симфонией. Ее основная идея — переживания человека и всеутверждающий оптимизм.
Мне хотелось показать в симфонии, как через ряд трагических конфликтов
большой внутренней душевной борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение.
Некоторые товарищи при обсуждении симфонии в Ленинградском отделении Союза советских композиторов называли Пятую симфонию автобиографическим произведением. Я считаю, что это определение в некоторой степени правильно. По-моему, во всяком художественном произведении есть черты автобиографичности. В любом произведении должен чувствоваться живой человек, автор. Плохо и скучно то произведение, в котором не виден его создатель. И поэтому всякая симфония, быть может, характерная для моей творческой индивидуальности, вместе с тем не отображает эпизодов моей жизни».
Тогда же в статье «Мой творческий ответ» Шостакович писал: «Тема моей
симфонии — становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями
я видел в центре этого произведения, лирического по своему складу от начала
до конца».
Несколько позднее композитор так определял значение этого произведения:
«Одной из центральных для моего творчества работ была написанная в 1937
году Пятая симфония. Рождению этого произведения предшествовала длительная
внутренняя подготовка. Не все в моем предыдущем творчестве было равноценно.
Были и неудачи. И я стремился, работая над Пятой симфонией, к тому, чтобы
советский слушатель ощутил в моей музыке поворот в сторону большей доходчивости,
большей простоты.
В этом произведении, как мне кажется, по сравнению с моими прежними вещами
сделан шаг вперед и в области оркестрового мышления. Меня самого больше
всего удовлетворяет третья часть—Адажио (в окончательном тексте партитуры
Largo.— Ред.). Здесь, по-моему, удалось дать медленное и неуклонное движение
от начала до конца. Мне приходилось слышать мнения о том, что четвертая
часть симфонии отличается по своему стилю от трех первых. Думается, что
это не так, ибо финал произведения, в соответствии с его основной темой,
является ответом на все вопросы, поставленные в первых частях. (.) Финал
симфонии разрешает трагедийно-напряженные моменты первых частей в жизнерадостном,
оптимистическом плане».
Впервые симфония прозвучала 21 ноября 1937 года в Большом зале Ленинградской
филармонии в исполнении заслуженного коллектива РСФСР Академического симфонического
оркестра Ленинградской филармонии.
29 января 1938 года состоялась московская премьера симфонии. В Большом
зале Московской консерватории ее исполнил Государственный симфонический
оркестр СССР.
За рубежом симфония в первый раз была сыграна 14 июня 1938 года в зале
Плейель в Париже. Партитура симфонии № 5 опубликована в 1939 году Музгизом
(Москва).
Местонахождение автографа партитуры неизвестно. В Центральном государственном
архиве литературы и искусства СССР хранится лишь несколько страниц эскизов
композитора к третьей и четвертой частям симфонии в фортепианном изложении
(ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 6).
В основу настоящей публикации положен текст первого издания симфонии (М.,
Музгиз, 1939). Погрешности этой публикации были устранены в последнем
прижизненном издании партитуры симфонии (М., Советский композитор, 1961);
в него автор внес незначительные изменения, касающиеся унификации динамических
указаний и штрихов. Важнейшие изменения в тексте издания 1961 года оговорены
в примечаниях. Все редакторские добавления заключены в квадратные скобки.
Симфония № 6 си минор, соч. 54, была написана в 1939 году. Композитор
рассказывал, что работа над симфонией началась после сочинения квартета
№ 1, законченного 17 июля 1938 года: «После Пятой симфонии я снова обратился
к кино, сделав музыку к фильму „Человек с ружьем".
Затем идет мой первый квартетный опус. <.> Он получился, по общему
признанию, радостным, веселым, лирическим. Я назвал его „Весенним".
Я был очень удовлетворен прекрасным исполнением этого произведения Квартетом
имени Бетховена, который является первым и замечательным интерпретатором
также и следующего моего камерно-инструментального сочинения — фортепианного
квинтета.
Между этими двумя работами я написал свою Шестую симфонию, которая уже
вошла в программы симфонических оркестров».
Непосредственно к сочинению симфонии Шостакович приступил, по-видимому,
летом 1939 года. 27 августа он ознакомил с новым произведением музыкальную
общественность Ленинграда, исполнив на рояле фрагменты двух первых частей
симфонии. Перед началом прослушивания композитор сказал: «Это лето у меня
было чрезвычайно плодотворным. В течение ближайшего месяца я собираюсь
закончить работу над Шестой симфонией. Мною уже написаны две части этого
произведения, а всего она будет состоять из трех частей»6. К середине
октября симфония, по свидетельству автора, была уже в основном закончена,
а 5 ноября того же года состоялась ее премьера. Таким образом, создание
симфонии заняло, вероятно, не более четырех — четырех с половиной месяцев.
В беседе с корреспондентом «Ленинградской правды» композитор говорил о
содержании симфонии: «Шестая симфония по характеру музыки будет отличаться
от настроений и эмоционального тонуса Пятой симфонии, для которой были
характерны моменты трагизма и напряженности. В последней симфонии преобладает
музыка созерцательного и лирического плана. В ней мне хотелось передать
настроения весны, радости, молодости».
Премьера симфонии состоялась 5 ноября 1939 года в Большом зале Ленинградской
филармонии; ее исполнил заслуженный коллектив РСФСР Академический симфонический
оркестр Ленинградской филармонии.
Партитура симфонии № 6 опубликована в 1941 году Музгизом (Москва).
Местонахождение автографа партитуры неизвестно. В Государственном центральном
музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки хранится автограф переложения
первой части симфонии для двух фортепиано (ф. 32, ед. хр. 67).
В основу настоящей публикации положены рукописная копия партитуры, хранящаяся
в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ф. 2048,
оп. 1, ед. хр. 7), и прижизненные издания симфонии. Издание 1941 года
имело в своей основе рукописную копию партитуры с многочисленными пометками
редактора и с исправлениями, внесенными рукой автора (на страницах 46,
48, 49 и 103). Некоторые погрешности этой публикации были исправлены в
последующем издании 1962 года, которое, в свою очередь, несвободно от
неточностей и опечаток.
Все явные погрешности рукописного и печатного материалов в настоящем издании
устранены безоговорочно. Существенные разночтения, а также изменения,
введенные в текст издания 1962 года, оговорены в примечаниях. Все редакторские
добавления заключены в квадратные скобки.