Д. Шостакович - Том 33 - Романсы и песни

Романсы



Ноты для голоса в сопровождении фортепиано к романсам и песням Дмитрия Шостаковича

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

 

Ноты к романсам и песням Шостаковича

В тридцать третий том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены вокальные сочинения, написанные в 60—70-е годы.
В основу публикации положены авторские рукописи и прижизненные издания сочинений. Нотный материал сверен с автографами, поэтические тексты — с оригиналами. Существенные разночтения оговорены в примечаниях, помещенных в конце тома. Явные погрешности рукописного и печатного материала исправлены без оговорок.

 

Сатиры (Картинки прошлого) на слова Саши Черного для голоса и фортепиано, соч. 109

 

 

Цикл включает пять произведений: 1. Критику; 2. Пробуждение весны; 3. Потомки; 4. Недоразумение; 5. Крейцерова соната. Сочинение завершено 19 июня 1960 года.
В одном из интервью композитор писал: «.Мне не чужды и веселые переживания. Я написал пять сатирических романсов на слова известного дореволюционного поэта-сатирика Саши Черного. Он едко, с большим сарказмом высмеивает обывателей эпохи реакции, наступившей после революции 1905 года. Ядовито Черный пишет о людях, бросившихся в лоно мистики, стремившихся скрыться в узком, личном мирке».
Сочинение было впервые исполнено 22 февраля 1961 года в Москве, в Малом зале консерватории. Продолжительность звучания — ок. 14 мин.
«Сатиры» опубликованы в 1967 году издательством «Музыка» в сборнике вокальных сочинений Шостаковича.
Автограф хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 29).
Публикуется по последнему прижизненному изданию (М., «Музыка», 1974), сверенному с автографом.

 

Пять романсов

 

 

Пять романсов для голоса (баса) и фортепиано, соч. 121. Слова из журнала «Крокодил» № 24 (1782) от 30 августа 1965 года. В цикл входят: 1. Собственноручное показание; 2. Трудно исполнимое желание; 3. Благоразумие; 4. Иринка и пастух; 5. Чрезмерный восторг. Произведение завершено 4 сентября 1965 года.
«.Часто работать побуждает интерес к какому-нибудь жанру,— говорил композитор,—желание испытать свои силы и, может быть, сделать что-либо новое. Недавно я написал пять юморесок на слова обычных читательских заметок в журнале „Крокодил"»4.
Впервые сочинение было исполнено 28 мая 1966 года в Малом зале Ленинградской филармонии с участием автора. Продолжительность звучания — ок. 10 мин.
Цикл опубликован в журнале «Советская музыка», 1966, № 1.
Публикуется по автографу, хранящемуся в архиве семьи композитора.

 

Предисловие к полному собранию моих сочинений

 

 

Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия для голоса (баса) и фортепиано, соч. 123. Слова автора; в качестве первого четверостишия использована «История стихотворца» А. Пушкина—эпиграмма на А. Хвостова.
Сочинение закончено 2 марта 1966 года, впервые исполнено 28 мая 1966 года в Малом зале Ленинградской филармонии с участием автора. Продолжительность звучания — ок. 2 мин.
Публикуется впервые по автографу, хранящемуся в архиве семьи композитора.

 

Семь стихотворений А. Блока

 

 

Вокально-инструментальная сюита для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано, соч. 127. Названия частей:
1. Песня Офелии;
2. Гамаюн, птица вещая (Картина В. Васнецова);
3. Мы были вместе;
4. Город спит;
5. Буря;
6. Тайные знаки;
7. Музыка.

Сюита закончена 3 февраля 1967 года.
Композитор писал о своем сочинении: «Последние месяцы я много работал. Начал с того, что написал на слова А. Блока семь романсов для сопрано в сопровождении фортепианного трио. Остановился на стихах „Песня Офелии", „Гамаюн, птица вещая", „Мы были вместе, помню я", „Город спит, окутан мглою" и других. Последний, седьмой романс я сам назвал „Музыка", так как в тексте речь идет о ней впрямую. И весь цикл я хочу назвать так же, потому что он написан на очень музыкальные слова.»
Первое исполнение состоялось 23 октября 1967 года в Большом зале Московской консерватории. Продолжительность звучания — ок. 20 мин.
Сюита опубликована в 1969 году издательством «Советский композитор». Автограф хранится в архиве семьи композитора. Публикуется по первому изданию, сверенному с автографом.

Еще Блок

 

Шесть стихотворений Марины Цветаевой для контральто и фортепиано, соч. 143

 

 

В цикл входят: 1. Мои стихи; 2. Откуда такая нежность?; 3. Диалог Гамлета с совестью; 4. Поэт и царь; 5. Нет, бил барабан; 6. Анне Ахматовой.

Сочинение завершено 7 августа 1973 года. Первое исполнение состоялось в Большом зале Ленинградской филармонии 30 октября 1973 года. Продолжительность звучания — ок. 20 мин. Вариант для голоса с оркестром, соч. 143а, закончен 9 января 1974 года.
Цикл опубликован в 1974 году издательством «Музыка» в сборнике вокальных сочинений Шостаковича.
Автограф хранится в архиве семьи композитора.
Публикуется по последнему прижизненному изданию (М., «Музыка», 1975). Нотный текст сверен с автографом, первым изданием, партитурой, а также с авторизованной рукописной копией и корректурными листами к изданию 1974 года.

 

Сюита на слова Микеланджело Буонарроти для баса и фортепиано, соч. 145.

 

 

Перевод А. Эфроса. В цикле одиннадцать частей: 1. Истина; 2. Утро; 3. Любовь; 4. Разлука; 5. Гнев; 6. Данте; 7. Изгнаннику; 8. Творчество; 9. Ночь (диалог); 10. Смерть; 11. Бессмертие.

Сочинение завершено 31 июля 1974 года. Вариант для голоса с оркестром, соч. 145а, закончен 5 ноября того же года.
Касаясь литературной основы своего нового цикла, композитор писал о Микеланджело: «Этот человек — соотечественник не только итальянцев, он принадлежит всем народам, такое уж явление Микеланджело. Его поэзия привлекает глубокими философскими мыслями, необычайным гуманизмом, великими суждениями о творчестве и любви. В основу моей сюиты для баса и фортепиано легли восемь сонетов и три стихотворения Микеланджело. Есть тут и лирика, и трагедия, и драма, и два восторженных панегирика в честь Данте. Названия для всех песен или романсов я позволил себе дать сам — у автора их нет, но они вытекают из содержания стихов»6. «Появление моего нового сочинения в большой степени вызвано тем, что в марте исполнилось 500 лет со дня рождения Микеланджело. Я вновь и вновь обращался к его образу, смотрел его работы, читал стихи: меня поражала многогранность его таланта, передо мной вставал не только ученый, не только художник, но и поэт. И хотя сам Микеланджело относился к своему поэтическому творчеству более чем скромно, меня потрясла красота его стихов, глубина его мыслей, простота и гениальность всего того, что сделал этот один из величайших сынов человечества.»7 Тексты стихотворений взяты композитором из книги «Микеланджело. Жизнь и творчество». Сост. В. Гращенков (М., «Искусство», 1964).
Первое исполнение состоялось 23 декабря 1974 года в Малом зале Ленинградской филармонии. Продолжительность звучания — ок. 40 мин.
Сюита опубликована в 1975 году издательством «Музыка».
Автограф хранится в архиве семьи композитора. Публикуется по первому изданию, сверенному с автографом и партитурой.

 

Четыре стихотворения капитана Лебядкина для баса и фортепиано, соч. 146.

 

 

Слова Ф. Достоевского (из романа «Бесы»). Названия частей: 1. Любовь капитана Лебядкина; 2. Таракан; 3. Бал в пользу гувернанток; 4. Светлая личность.

Сочинение закончено 23 августа 1974 года. Первое исполнение состоялось 10 мая 1975 года в Малом зале Московской консерватории. Продолжительность звучания — ок. 10 мин.
Публикуется впервые по автографу, хранящемуся в архиве семьи композитора.