Д. Шостакович - Том 38 - Соната

 



Соната Дмитрия Шостаковича. Ноты для фортепиано, виолончели, скрипки, альта

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

 

Соната - ноты для фортепиано


В тридцать восьмой том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены три камерно-инструментальных произведения: Соната для виолончели и фортепиано, Соната для скрипки и фортепиано, Соната для альта и фортепиано.
Нотный текст сверен с автографами и прижизненными изданиями. Все явные погрешности рукописного и печатного материала исправлены безоговорочно. Существенные расхождения оговорены в примечаниях, помещенных в конце тома.


Соната для виолончели и фортепиано, соч. 40, написана в 1934 году, в течение одного месяца. Как явствует из авторской пометки на последней странице автографа, работа была начата 14 августа в Москве и закончена 19 сентября 1934 года в Ленинграде. О том, в каком «окружении» создавалась соната, композитор писал в творческом отчете, опубликованном на страницах газеты «Советское искусство»: «Есть несколько начатых работ. Кусок первой части IV симфонии, временно отложенной. Написан первый акт нового балета. Сделано несколько фуг для фортепиано. И наконец, одна из последних работ—соната для виолончели и фортепиано».
Первое исполнение Сонаты для виолончели и фортепиано состоялось 25 декабря 1934 года в Ленинграде, в Малом зале консерватории.
Продолжительность звучания — ок. 28 мин.
Соната напечатана в 1935 году ленинградским издательством «Тритон». Издание 1960 года, осуществленное Музгизом, содержало внесенные автором изменения, касающиеся темповых обозначений частей, метрономических указаний, динамических оттенков, исполнительских штрихов и т.д.
В издании 1971 года (М., «Музыка»), выпущенном в свет под редакцией В. Кубацкого, с согласия автора были еще раз уточнены темповые и метрономические указания отдельных частей сочинения, динамические оттенки и исполнительские штрихи. В основе настоящей публикации — издание 1971 года.
Автограф Сонаты для виолончели и фортепиано хранится в архиве семьи В. Кубацкого. Другой экземпляр автографа находится в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 25).


Соната для скрипки и фортепиано, соч. 134, написана в Москве осенью 1968 года. На последней странице автографа указана дата окончания работы — 23 октября 1968 года.
История создания Сонаты для скрипки и фортепиано отчасти освещена в воспоминаниях Д. Ойстраха: «Дмитрий Дмитриевич задумал сделать мне подарок и написать для меня новый, второй концерт, приурочив его к моему 60-летию. Но он ошибся на один год. Концерт был готов к моему 59-летию. <.> Очевидно, Дмитрий Дмитриевич считал, что, раз он ошибся, ошибку надо исправить. Так появилась соната для скрипки и фортепиано. Я этого не ожидал, хотя уже давно мечтал, чтобы Шостакович написал скрипичную сонату.
Это был великолепный подарок не только мне, конечно, но всей нашей музыке. <.> Повсюду сонату встречали горячо. Третья часть сонаты, между прочим, была обязательным советским сочинением для скрипачей, участников конкурса имени П. И. Чайковского в 1970 году»2.
Первое исполнение Сонаты для скрипки и фортепиано состоялось 3 мая 1969 года в Москве, в Большом зале консерватории.
Продолжительность звучания — ок. 31 мин.
Соната для скрипки и фортепиано напечатана в 1969 году фирмой Anglo-Soviet Music Press (London, Boosey & Hawkes), в 1970 году—издательством «Музыка» (Москва), причем редакция скрипичной партии осуществлена Д. Ойстрахом. Это издание было повторено в 1974 году, оно служит основой настоящей публикации.
Автограф сонаты хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ф. 385).


Соната для альта и фортепиано, соч. 147, написана летом 1975 года. Шостакович начал работу над произведением в конце апреля, а завершил 5 июля 1975 года, как указано в автографе. Это последнее сочинение композитора. Во второй части сонаты использован тематический материал из неоконченной оперы Шостаковича «Игроки» по Н. Гоголю (публикуется в двадцать третьем томе настоящего Собрания сочинений).
Первое исполнение Сонаты для альта и фортепиано состоялось в Малом зале имени М. И. Глинки Ленинградской филармонии 1 октября 1975 года.
Продолжительность звучания — ок. 30 мин.
Соната для альта и фортепиано напечатана в 1975 году фирмами Musikverlag Hans Sikorski, Hamburg; Schirmer, Inc. New York; в 1977 году—издательством «Музыка» (Москва). Партия альта—в редакции Ф. Дружинина.
В основу настоящей публикации положено издание 1977 года, выверенное по автографу, который хранится в архиве семьи композитора.

1 Шостакович Д. Счастье познания.— Советское искусство, 1934, 5 ноября.
2 Ойстрах Д. Великий художник нашего времени.— В кн.: Д. Шостакович: Статьи и материалы. М., 1976, с. 27, 29.