Ноты для фортепиано произведений Шостаковича
В сороковой том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены
24 прелюдии и фуги для фортепиано, соч. 87.
Цикл написан в 1951 году. Идея его создания возникла у композитора под
впечатлением поездки на торжества в Лейпциге (ГДР), посвященные 200-летию
со дня смерти И. С. Баха. Шостакович был почетным гостем этого музыкального
фестиваля, а также входил в состав жюри I Международного конкурса пианистов
имени Баха.
Возвратясь в Москву, Шостакович в течение четырех с половиной месяцев
(октябри 950 — февраль 1951 года) создал монументальный полифонический
цикл. Работал композитор чрезвычайно интенсивно и по мере написания цикла
знакомил с отдельными его пьесами ближайших друзей-музыкантов. В апреле
и мае 1951 года состоялись прослушивания 24 прелюдий и фуг в Союзе композиторов
в Москве. На обсуждении, которым завершился этот показ, Шостакович рассказал,
что сначала у него «была мысль написать нечто вроде технических упражнений
в полифоническом жанре. Однако впоследствии он решил расширить свой замысел
и написать по типу «Хорошо темперированного клавесина» И. С. Баха большой
цикл художественных пьес в полифонической форме, наполненных определенным
образным содержанием».
Концертное исполнение всего цикла было поручено композитором пианистке
Т. Николаевой. Подготовка к премьере сочинения проходила при непосредственном
участии автора. В процессе репетиционной работы им были высказаны многочисленные
указания исполнительского характера; некоторые из них после первого концертного
исполнения цикла композитор внес в автограф.
Премьера состоялась 23 и 28 декабря 1952 года в Ленинграде, в Малом зале
Ленинградской филармонии, а в' марте 1953 года сочинение было впервые
сыграно в Москве, в Малом зале консерватории.
Продолжительность звучания цикла — ок. 2 часов 32 мин., обычно он исполняется
целиком в течение двух концертных вечеров.
Издание 24 прелюдий и фуг (в двух томах) было осуществлено Музгизом в
1952 году.
Автограф сочинения хранится в Государственном центральном музее музыкальной
культуры им. М. И. Глинки, ф. 32, ед. хр. 24.
В основу настоящей публикации положен текст первого издания цикла, сверенный
с автографом. Явные ошибки исправлены безоговорочно, существенные разночтения
оговорены в примечаниях. В квадратные скобки заключены темповые, динамические
и исполнительские обозначения, внесенные редактором в нотйый текст в соответствии
с пожеланиями автора, которые были высказаны им во время репетиций. Авторские
исполнительские указания, не обозначаемые специальными знаками и терминами,
приводятся в примечаниях.