Д. Шостакович - Том 40 - 24 прелюдии и фуги

24 прелюдии и фуги А. Должанский



Ноты для фортепиано произведений Шостаковича

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

 

Ноты к фугам и прелюдиям Шостаковича

 

В сороковой том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены 24 прелюдии и фуги для фортепиано, соч. 87.
Цикл написан в 1951 году. Идея его создания возникла у композитора под впечатлением поездки на торжества в Лейпциге (ГДР), посвященные 200-летию со дня смерти И. С. Баха. Шостакович был почетным гостем этого музыкального фестиваля, а также входил в состав жюри I Международного конкурса пианистов имени Баха.
Возвратясь в Москву, Шостакович в течение четырех с половиной месяцев (октябри 950 — февраль 1951 года) создал монументальный полифонический цикл. Работал композитор чрезвычайно интенсивно и по мере написания цикла знакомил с отдельными его пьесами ближайших друзей-музыкантов. В апреле и мае 1951 года состоялись прослушивания 24 прелюдий и фуг в Союзе композиторов в Москве. На обсуждении, которым завершился этот показ, Шостакович рассказал, что сначала у него «была мысль написать нечто вроде технических упражнений в полифоническом жанре. Однако впоследствии он решил расширить свой замысел и написать по типу «Хорошо темперированного клавесина» И. С. Баха большой цикл художественных пьес в полифонической форме, наполненных определенным образным содержанием».
Концертное исполнение всего цикла было поручено композитором пианистке Т. Николаевой. Подготовка к премьере сочинения проходила при непосредственном участии автора. В процессе репетиционной работы им были высказаны многочисленные указания исполнительского характера; некоторые из них после первого концертного исполнения цикла композитор внес в автограф.
Премьера состоялась 23 и 28 декабря 1952 года в Ленинграде, в Малом зале Ленинградской филармонии, а в' марте 1953 года сочинение было впервые сыграно в Москве, в Малом зале консерватории.
Продолжительность звучания цикла — ок. 2 часов 32 мин., обычно он исполняется целиком в течение двух концертных вечеров.
Издание 24 прелюдий и фуг (в двух томах) было осуществлено Музгизом в 1952 году.
Автограф сочинения хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, ф. 32, ед. хр. 24.
В основу настоящей публикации положен текст первого издания цикла, сверенный с автографом. Явные ошибки исправлены безоговорочно, существенные разночтения оговорены в примечаниях. В квадратные скобки заключены темповые, динамические и исполнительские обозначения, внесенные редактором в нотйый текст в соответствии с пожеланиями автора, которые были высказаны им во время репетиций. Авторские исполнительские указания, не обозначаемые специальными знаками и терминами, приводятся в примечаниях.